Принцип необитаемого острова

neobitaemiy_ostrov

В наших разговорах с детьми и подростками часто не хватает сильных образов, жестких конкретизирующих ситуаций. Особенно мамы, бывает, испытывают затруднения в данном плане – объясняя своим сыновьям, зачем нужно учиться и как нужно жить… Но и вообще взрослые склонны вести “воспитательные разговоры” в стиле абстрактных нравоучений (обычно это мужской вариант) или в стиле “манной каши и сю-сю-сю” (это чаще женский вариант).

Я на своем опыте неоднократно мог убедиться, что дети и подростки гораздо лучше все понимают, когда им разъясняют “правду жизни” на примерах жестких, сверхсложных, запредельных ситуаций. Эти ситуации могут быть из реальной жизни, из реального опыта (и это, разумеется, лучше всего), или же из хороших книг или фильмов, или даже из воображаемых обстоятельств.

Да и мы, взрослые, слушаем гораздо внимательнее, если человек нам рассказывает о чем-то экстремальном, “крайнем”, опасном. Так ведь, да? В этих историях жизнь как бы заостряет свои законы – и эти законы делается лучше видно. Да и просто гораздо интереснее слушать (а также смотреть на экране, читать) нечто “критическое”, “на грани” – а не “манную кашу” и не абстрактные нравоучения.

В данном плане образ необитаемого острова – очень удобный. Это жесткая ситуация. И ее смысл сразу очевиден, без долгих описаний и сентенций.

Особенно интересна нравственная, психологическая, мировоззренческая компонента в данной истории. И главное – здесь очень легко увидеть практические ориентиры, осознать реальные важные жизненные человеческие качества.

Вот представьте: вы попадаете вместе с кем-то на необитаемый остров. Там не совсем пусто, есть родничок с водой, пальмовая рощица, немного яблонь и груш… Ну и, допустим, есть у вас на двоих ящик консервов…

Вопрос, который я могу себе задать про любого человека: “А хотел бы я с ним оказаться на необитаемом острове?” То есть: “Мог бы я ему доверять в такой экстремальной ситуации? Мог бы я на него рассчитывать? Смогли бы мы поладить?”

Естественно, я должен и про себя самого спросить: “А тот ли я человек, с которым можно оказаться на необитаемом острове?” То есть: “Мог бы я вести себя достойно и по-человечески? Мог бы я не пасть духом и быть поддержкой для спутника (спутников)? Смог бы по ночам не таскать еду и воду из общего ограниченного запаса?”

Вспомните классическую книгу Жюля Верна “Таинственный остров”. Почему она столь популярна уже более полутора веков? Вовсе не из-за “прибамбасов”, которые автор лихо накрутил в своем знаменитом романе, поместив героев в очень щедрую природную среду да еще и с поддержкой капитана Немо. Главное – характеры героев, их оптимизм, их сила духа, стойкость, дружелюбие.

Читая эту книгу (и в детстве, и в зрелом возрасте), я спрашивал себя, смог ли бы я на их месте вести себя столь спокойно, конструктивно, толково… Понятно, что Жюль Верн создал “идеальную команду”, что все это художественный вымысел… Но разве мы не черпаем нечто очень-очень ценное для собственного развития из данной книги? В ней мы находим для себя очень верные нравственные и психологические ориентиры.

Или вспомните “Повелителя мух” Уильяма Голдинга… Тоже ведь попали герои на необитаемый остров… Но получился совсем иной расклад, совсем иные психологические коллизии, совсем иные события… Подростки, оказавшись в столь жесткой ситуации, деградируют с ужасающей скоростью. Конечно, опять же, это авторский художественный вымысел, на сей раз уже не утопия, а антиутопия… Но ведь есть, над чем поразмышлять!

Или взять рассказ Джека Лондона “В далеком краю”. Очень суровый, жесткий и реалистичный. Там два героя оказываются даже не на острове в океане, а в маленьком домике среди безграничного леса на севере Канады. Они вынуждены там зимовать, а зима тянется долго-долго… У них есть съестные припасы, крыша и стены, есть все минимально необходимые вещи. Дрова можно рубить рядом в лесу. Но справятся ли они психологически?..

Мне кажется, что “принцип необитаемого острова” – универсальное средство. В разговорах с детьми и подростками это работает. Причем в различных вариациях – по степени жесткости природных условий, по наличию-отсутствию продуктов, по количеству людей, по их характерам… Об этом можно рассказывать, читать, размышлять, смотреть фильмы… И здесь нужны честность, воображение, реальный взгляд на вещи… И оптимизм, конечно!

“Хотел бы я остаться с данным человеком на необитаемом острове?” – вопрос сильный, сущностный и предельно конкретный. “Смог бы я быть надежным товарищем для другого человека, если бы мы вдвоем остались на необитаемом острове?” – вопрос еще более жесткий, более строгий, более сильный. Но именно отвечая на такие вопросы (или хотя бы думая над ними) мы по-настоящему взрослеем.