Коан собственности и личного пространства

koan_sobstvennosti

На мой взгляд, воспитание в ребенке гармоничного чувства собственности (и уважения к собственности других) представляет собой парадоксальную задачку, решение которой трудно алгоритмизировать. Как реально это делать? На какие ориентиры мы тут можем уповать? Да и что такое вообще “гармоничное чувство собственности”?

Но тем не менее данную проблему все равно приходится как-то решать… Мы объясняем малышу, что “чужое брать нельзя”, что “вот эта игрушка принадлежит Васе”, что “не нужно отдавать свои вещи, если их какой-то нахал без спросу хочет взять”… Так или иначе мы обучаем ребенка общим правилам социальной игры в “частную собственность”…

Однако дети нередко задают множество “почему”.

“А почему нельзя брать чужое, если мне хочется и очень надо, а у него есть, но он все равно не играет в эту игрушку?”

“Почему у одних людей много денег, домов, машин и всяких интересных вещей, а у других – очень-очень мало?”

“Почему я должен (или не должен) делиться своим печеньем с одноклассниками?”

Разумеется, можно отвечать на данные вопросы ребенка как попало. Или ограничиться лишь рекомендациями по данной конкретной ситуации. Но хорошо ли сие будет со стратегической точки зрения? Ведь в первые 5-10 лет жизни у человека закладываются его базовые принципы взаимоотношений с миром. И среди этих базовых принципов вопрос собственности и личного пространства – один из наиболее существенных.

Я не раз задумывался на данную тему, когда мои дети были маленькими. Конечно, сейчас я уже не помню, что говорил им, как разъяснял суть социальных правил, связанных с понятием собственности. В памяти осталось лишь общее ощущение моих сомнений, некоторой растерянности при необходимости говорить с маленьким ребенком о подобных вопросах.

В чем трудность? В том, что человеческие понятия о частной (личной) собственности – это нечто по сути непонятное.

Наверное, данного понятия когда-то давным-давно вообще не было. Потом люди стали его все более и более широко использовать. Постепенно даже капитализм во многих странах построили. А при капитализме частная собственность – это почти святое… Но вот многие смотрели с другой стороны и говорили: давайте, мол, почти все сделаем общим…

Моисей дал закон, одна из десяти заповедей говорит, что нельзя желать чужого. А Иисус Христос учил, что богатому трудно войти в Царствие Божие, что лучше раздать все свое имущество нищим…

Реально же наш мир устроен так, что все мы все время хотим чужого. Ну или почти все почти все время… Древние китайцы рекомендовали: “Держите свой эгоизм под контролем”. Но кто следует этому совету древних китайских мудрецов? И чему тогда и как учить наших детей?

Это я все к тому, что имеет смысл, по-моему, поразмышлять на данную тему – прежде чем лихо объяснять ребенку, в чем состоит правда жизни. Я так полагаю, что однозначных и абсолютных ответов в данной сфере не существует вовсе. И потому, мне кажется, целесообразно показывать детям эту неоднозначность, эту сложность вопроса о личной собственности.

Если я не буду ни с кем ничем делиться, то со мной никто не захочет дружить. А если я буду легко отдавать всем все, что у меня попросят, то очень скоро у меня ничего не останется вообще. Здесь мы, как видите, ставим в центр позицию моих личных интересов, моего эгоизма. И сразу ясно, что необходимо искать некую золотую середину, некое равновесие между “отдам” и “не отдам”…

А есть ведь и другой подход: с позиции интересов социума (или какой-то его части). Интересы группы людей, интересы команды, интересы семьи… Скажем, если я в класс принес конфет на всех – и просто так их раздал, чтобы настроение у всех улучшилось…

Я далек от того, чтобы здесь проповедовать некие философские идеи или универсальные подходы. Мне лишь хотелось проакцентировать данную проблему. На мой взгляд, она стоит того, чтобы отнестись к ней достаточно внимательно. Каждый из нас предложит своему ребенку свои модели решений вопросов о собственности, свою философию, свои правила действий…

История человеческой цивилизации строилась в основном по схемам: “захвати чужое – и сделай его своим”; “захвати слабого – и сделай его своим рабом (слугой, вассалом, работником, данником…)”. В наше время эти формы слегка смягчились, но не так уж и радикально, если подумать… Принцип капиталистической борьбы за рынки и ресурсы – это разве не “желание чужого” и не стремление его отнять и “сделать своим”? Получается, таков закон жизни? А как же нравственные принципы из Библии?

В каждой песочнице малыши решают подобные вопросы. И мы хотим им как-то помогать, как-то готовить их к жизни во взрослом мире. А еще ведь мы хотим, чтобы наши дети росли добрыми и честными, чтобы они умели дружить и заботиться о других… Да? Или мы хотим вырастить их по идее “закона джунглей”? А как мы при этом живем сами?..

Коан – это вопрос, на который невозможно дать однозначный ответ. Но размышлять над этим вопросом очень полезно, это один из методов работы над собой, известный с глубокой древности.

Так что же такое собственность и личное пространство?