Мотивация к учебе 4

motivaciya_4

Продолжая разговор, начатый в трех предыдущих статьях, мы естественным образом переходим к другому ключевому моменту – школьным нагрузкам по учебе. Все в курсе, что в школах они сейчас просто запредельные. Как это связано с мотивацией к учебе?

Ответ простой и логичный: чем выше перегрузки в школе, тем меньше мотивация к учебе. Обратите внимание: я написал не “нагрузки в школе”, а “перегрузки в школе”. Это существенная разница. Должно быть именно соответствие: нагрузок по учебе – реальным психическим возможностям ребенка, подростка. А перегрузки – это плохо.

Где грань? В общем виде это сложно сказать. Для каждого школьника – свои предельные дозировки. Я и сам со своими детьми не всегда мог достаточно точно это определить. И поэтому обычно на всякий случай старался поменьше нагружать своих детей учебой. Ну, дома, за счет индивидуального подхода, мы и за малое время успевали проходить большие объемы материала…

В любом случае вы можете для себя всерьез и откровенно оценить, каковы нагрузки по школьной учебе у вашего ребенка. И выбрать соответствующую линию ваших действий по регулированию этих нагрузок. Главное, не впадайте в иллюзию, будто бы, чем больше школьник сидит за уроками, тем выше будут его результаты.

Обычно современная массовая школа предлагает учащимся нагрузки в 2-3 раза больше оптимальных. Что с этим делать? Пока мы думаем, дети сами, как могут, решают данную проблему: отлынивают от работы во время уроков, не делают домашние задания, даже болеют “специально”… Психика защищается от перегрузок.

И кстати, здесь один из ответов на вопрос, который удивляет взрослых: “Почему сейчас дети и подростки настолько меньше хотят учиться – по сравнению с предыдущими поколениями?” Дело в том, что нагрузки (то есть перегрузки) в школе растут год за годом. Ну и соответственно, год за годом падает мотивация школьников к учебе.

Что зависит от позиции родителей?

В первую очередь – снизить требования, если вы видите, что ваш ребенок явно перегружается. Скажем, я никогда не требовал от своих детей получать обязательно “пятерки” и “четверки”. И я не требовал от них равных успехов (то есть равных нагрузок) по всем предметам. Да и вообще мы с ними проходили все по минимальному базовому уровню. И этого уже хватало по нагрузкам. Ну а в старших классах, для подготовки в вузы, они уже налегали на выбранные предметы.

Очень многие родители хотят, чтобы оценки по всем предметам были как можно лучше. И так настраивают детей, так требуют. Разумеется, хорошие оценки – это здорово. Но для начала надо осознать: далеко не каждый ученик и далеко не в каждой школе в состоянии учиться только на хорошие оценки. Да и всегда ли это так уж необходимо?

Чем выше перегрузки в школе – тем меньше ученики хотят учиться. Это парадокс, но факт. И если вы хотите, чтобы ваш ребенок был сильно мотивирован на учебу, то не перегружайте его занятиями.

Ясно, что здесь сокрыта некая тонкость. Ведь как определить грань между нормальными нагрузками (от которых только польза) и перегрузками (от которых в основном вред)? Но делать нечего. Если вы хотите продуктивно помогать вашему ребенку, то необходимо научиться видеть и чувствовать такие вещи.

Здесь – как в спорте. Один потянет огромный уровень физических нагрузок – и достигнет высоких результатов, сделается чемпионом. А для другого реально возможен лишь небольшой объем физических тренировок. Мы все очень разные.

Правило №4 про мотивацию школьников к учебе поэтому таково:

Не перегружайте детей, подростков учебными занятиями. Дозируйте их с учетом индивидуальных возможностей ученика.