Мотивация к учебе 2

motivaciya_2

После того, как в предыдущей статье вы познакомились с первым, базовым принципом, я предлагаю вам следующий шаг: трезво, без иллюзий, без ностальгических ассоциаций, а просто используя обычный здравый смысл, взглянуть на всю современную систему массового школьного образования. Но не чтобы ее поругать-покритиковать, а чтобы найти реалистичное понимание с точки зрения мотивации к учебе.

Посмотрим с такой стороны: у ребенка, подростка есть некоторое природное устройство (физическое, психическое), некоторый естественный круг потребностей и интересов, некоторая исходная база для вхождения в этот мир… То есть у растущего человека имеется разнообразные устремления и определенная “конструкция”. И это не то, что мы формируем, а то, что идет как бы “изнутри” развивающейся личности, что заложено в самой природе растущего человека.

С другой стороны, рассмотрим систему образования. Она ставит своей целью подготовить человека к жизни во взрослом социуме. Лучше или хуже сия задача решается школой – это уже отдельный вопрос. Так или иначе, школьное образование – это некая “конструкция”, разработанная взрослыми людьми, это некая структура (причем, в основном структура интеллектуально-организационная). Логика системы обучения опирается прежде всего на некоторые дальнейшие цели в социуме – с точки зрения пути личности. И это логика, которую разрабатывают люди…

Налицо огромное несоответствие: между естественной, природной, базовой “конструкцией” ребенка, подростка – и “конструкцией” системы образования, придуманной и созданной взрослыми. И данное несоответствие фундаментально! Это поистине пропасть! Это просто две абсолютно разные структуры.

Логика естественного развития, заложенная в школьнике, – это одно. А логика интеллектуального обучения для дальнейшей работы в социуме – это нечто совсем-совсем иное…

Не вдаваясь в философию, в идеологию, в мировоззренческие разговоры, мы можем просто констатировать сей очевидный факт: школа старается научить детей и подростков совсем не тому, к чему они естественным образом тянутся от природы.

Я вовсе ведь не говорю, что учить детей не нужно! Нужно, разумеется. Но факт радикального противоречия налицо.

К чему стремятся дети и подростки от природы? Что им нравится? Чего они хотят?

Много-много двигаться (бегать, прыгать, лазать, играть в мяч, плавать, скакать на месте, кидаться снежками, бороться и драться, танцевать…). Гулять (исследовать разные места или тихо тусоваться в одном месте). Играть во всякие игры – в соответствии с возрастом и с личными предпочтениями. Петь или хотя бы громко орать. Узнавать новые места: территории, страны, города, помещения, горы, пещеры… Читать интересные книжки. Смотреть мультфильмы и фильмы. Общаться с друзьями и вообще с интересными людьми. Рисовать в стиле “каляки-маляки”. Узнавать новое и необычное…

Это все естественные, базовые потребности развития. Они заложены в каждом из нас от природы. Так все мы устроены. Такова наша “конструкция” в детском и в подростковом возрасте.

А что предлагает школа? Как и чему педагоги, родители и прочие взрослые учат детей и подростков?

Система образования предлагает сложную структуру интеллектуальных знаний. И освоение данной структуры предполагается не свободными и спонтанными наскоками, а планомерными, регулярными, многолетними, старательными занятиями. Иначе, в общем-то, никак этой интеллектуальной человеческой культурой и не овладеть. Любой уровень профессиональной квалификации в большинстве видов деятельности так или иначе опирается на данный багаж. Школа учит человека “думать как человек” и “действовать как человек” – в нашей социальной реальности.

Проблема состоит в том, что данная структура крайне далека от нашей естественной, природной, основной матрицы. Дело не в том, что знания, которым учат в школе, все сплошь “ненужные” и “плохие”. А дело в том, что они “не ложатся” на нашу “конструкцию”, они объективно ей не соответствуют, они сплошь и рядом вступают с ней в противоречие.

Представьте себе такую картину. Есть огромный парк – со скалами, с аттракционами, с множеством веселых затей, с музыкой, с танцплощадками… Там растут разнообразные деревья, по которым можно лазать, а также множество красивых цветов. Там есть пещеры со сталактитами. Там есть веселая речка и несколько озер с водоплавающими птицами и с лодками, в которых можно кататься по воде. Там много людей – детей и взрослых…

И представьте, что в этом парке еще есть библиотека. Хорошее, тихое, удобное здание. Уютный читальный зал. Добрые и внимательные тетеньки-библиотекарши. Много-много хороших книг…

Какой процент детей, подростков выберет библиотеку?

А что выбрали бы вы?

И что вы бы выбрали для своего ребенка?

А если в этой библиотеке еще и суровые порядки, если тетеньки-библиотекарши бывают строги и требовательны, если читать там дают не что попало, а что “требуется по программе”…

А рядом, напоминаю, чудесный парк с кучей потрясающе интересных вещей, с полной свободой передвижения и занятий…

Да, конечно, всегда найдутся те ребята, которые выберут библиотеку… А в очень плохую погоду (дождь, ураган, мороз…) таких будет побольше…

Основной аргумент взрослых звучит примерно так: “Ты должен 10 лет (или 11 лет, или 12 лет, или 15 лет…) ежедневно или почти ежедневно проводить время в основном в библиотеке, а в парке не болтаться! Это необходимо для того, чтобы ты стал образованным человеком и в будущем смог занять достойное место в обществе и хорошо зарабатывать”.

Еще раз подчеркиваю: я полностью за то, чтобы учить детей, чтобы развивать их интеллектуально. Но если мы не понимаем данного фундаментального противоречия между интересами детей и структурой системы образования, то мы вряд ли будет реалистами.

Этот огромный, прекрасный, удивительный парк – это весь мир вокруг. Он предлагает нашим детям тысячи путей осуществления их инстинктивных потребностей развития – физических, эмоциональных, даже интеллектуальных… А школа предлагает спокойно сидеть на месте, читать, слушать, запоминать, решать примеры, писать в тетрадке…

Как только вы в полной мере осознаете данную дилемму, вы сразу же измените свое понимание ситуации. Школьники не хотят учиться вовсе не потому, что они ленивые, нелюбознательные, безответственные, глупые… Школьники не хотят часами сидеть за учебой потому, что они хотят совсем другого!

В старые времена, кстати, интеллектуальное знание всерьез осваивала очень небольшая доля населения – те, кто хотел стать врачом, ученым, инженером, дипломатом… Ну и еще некая (гораздо большая) доля изучала интеллектуальное знание на базовом начальном уровне: читать, считать, писать, знать кое-что из истории, из литературы, из географии… Да вот еще иностранным языкам всех дворян учили…

Когда в обществе стали всерьез учить всех – вот тут-то сразу и возник этот зазор между желаниями основной массы школьников и необходимостью всем им вложить в головы те знания, к которым естественным образом тянется лишь 1-2% населения. И я вовсе не предлагаю вернуться в образовании на 100-200 лет назад. Я призываю вас учитывать данный зазор.

Что нам это дает?

Во-первых, вы начинаете гораздо лучше понимать детей и подростков, понимать их объективные личные трудности во взаимодействии с системой образования. И это на каждом этапе, с 1 класса до выпускного! Вы уже не будете на них так сердиться! Вы не будете занимать столь абсолютно требовательную позицию. Вы увидите, что надо не столько требовать, сколько помогать.

Во-вторых, вы будете более четко осознавать не только необходимость того интеллектуального и социального развития, которое предлагает школа, но и необходимость реализовывать другие потребности развития детей и подростков. Интеллектуальные знания, конечно, важны. Но на них свет клином не сошелся. Для успеха в работе да и для счастья в жизни вообще нам нужно еще много чего другого.

В-третьих, вы, наверное, захотите побольше времени проводить с вашими детьми в том волшебном парке, которым является весь наш мир… Да и вместе в библиотеке посидеть с ребятишками тоже, наверное, вам захочется…

В-четвертых (и самое главное!), вы не будете пытаться “переделать” вашего ребенка, “подогнать его конструкцию под конструкцию системы обучения”. Это невозможно в принципе. А возможно лишь некоторое приспособление, некоторая адаптация – у каждого школьника в своем темпе, в своих режимах.

Словом, уважаемые родители, имейте в виду правило №2 о мотивации школьника к учебе:

Учитывайте, что естественная природная структура интересов, тенденций и форм развития у детей и подростков абсолютно не соответствует структуре, логике и организации стандартной системы школьного обучения.