Шоковый тест для преподавателя

shokoviy_test

В 2015 году я неожиданно для себя начал изучать язык программирования С++ под руководством моего старшего сына-программиста. До этого, 30 лет назад, я немного изучал в вузе язык Fortran. Но это, конечно, было совсем другое программирование. А сейчас мне стало интересно разобраться в устройстве языка С++ и научиться писать реально работающий код…

К своему великому удивлению, я обнаружил, что почти не понимаю того, что старательно объясняет мне мой взрослый сын. Причем не понимаю наглухо! То есть вообще не врубаюсь!

Для меня это был в определенной степени шок. Ну как же! Я ведь в свое время получил очень хорошее физико-математическое образование, учился в вузе почти на одни “пятерки”, по программированию был одним их лучших в нашей студенческой группе, привык считать себя интеллектуалом и специалистом в области точных наук, привык думать, что у меня хорошо развито логическое мышление…

И хотя я уже четверть века не работал как физик и математик, но я все же успешно преподавал физику и математику своим детям и ребятам из других семей, читал умные книжки по разным разделам науки… В чем же дело?! Почему я никак не могу въехать в С++?!

Сын регулярно проводил со мной занятия по программированию, терпеливо и по-разному объясняя базовые понятия и конструкции в С++, давал мне простенькие задания-упражнения для самостоятельной работы… Параллельно я читал классическую книгу Б.Эккеля “Философия С++” и пытался в ней разобраться… Но скажу честно: месяца два-три вообще почти ничего не происходило в моей голове, я почти не продвигался в этом деле.

Впервые в жизни мне довелось почувствовать себя “двоечником” в сфере интеллектуального образования. Я всегда прекрасно учился в школе и в вузе, да и потом успешно осваивал новую интеллектуальную информацию. Так в чем же дело?! Неужели мой мозг атрофировался?! Это, что, уже старческий маразм в 51 год?!

Имея немалый опыт обучения детей и подростков школьным предметам (и особенно математике и физике), я сталкивался множество раз с ситуацией, когда ученик “не понимает – и все тут!” И каждый раз я думал: “Ну что же здесь можно не понять?! Ведь все элементарно! Почему такая простая информация никак не укладывается у него (у нее) в голове?!”

И вот я сам оказался в положении ученика, который “не понимает – и все тут!”

Я теперь испытал на собственном опыте, каково тому, кто никак не может понять объяснение преподавателя (или родителя), кто не может разобраться в новом учебном материале – несмотря на все старания.

А мой сын говорил: “Папа, ну что здесь неясного?! Вот переменные, вот методы, вот классы, вот указатели, вот векторы… А это поле видимости аргумента… А вот тут мы просто передаем значение по ссылке, а она константная…” Временами я чуть не плакал от отчаяния! Вся эта система абсолютно не укладывалась у меня в голове. С++ очень сильно отличался от привычных для меня способов мышления…

И вдруг я подумал, что данная ситуация является очень показательной. Из нее можно извлечь немало ценных практических выводов.

Что происходит, когда педагог (любящий свой предмет, хорошо изучавший его сначала в школе, а затем в вузе, а потом много-много лет преподающий этот предмет) пытается объяснить материал новичку, который впервые сталкивается с данной информацией, с данным типом мышления (да еще и не имеет особых способностей к этому предмету)?

Происходит как раз такая ситуация: педагог “не понимает, что здесь можно не понять”. Я даже фразу конкретно такую неоднократно слышал от школьных учителей, когда мы с ними обсуждали наши профессиональные преподавательские заморочки и приемы. Да и от многих родителей такое слышал…

А вот если бы взялся такой педагог с нуля сам изучать что-то очень новое и непривычное для себя – причем именно в интеллектуальной сфере! Вот тут-то и ощутил бы на собственной шкуре состояние “двоечника”, состояние непонимания, отчаяния, тоскливое чувство собственной тупости!

Да, все мы легко и уверенно ощущаем себя в той информации, в которой варимся десятилетиями. Плюс, наверное, и способности были к данному предмету еще с детства. Ну и как же тут представить себе трудности и неуверенность новичка, видящего учебную тему в первый раз!

Основная трудность не в самой информации, а в том, чтобы привыкнуть к ней, к новому способу мышления.

Опыт изучения С++ с нуля дал мне великолепную возможность встряхнуть свой мозг. От привычной, давным-давно освоенной информации, в которой я ощущал себя уверенно и свободно, пришлось перейти к информации очень новой и непривычной для меня. Я реально ощутил, каково это – продираться сквозь пелену почти полного и почти безнадежного непонимания учебного материала. Я впервые в жизни почувствовал себя “двоечником” – и не на короткое время, а на несколько месяцев…

И это был прекрасный шоковый тест для меня как для преподавателя!

Я от всей души рекомендую вам, уважаемые коллеги, подобную практику. И для школьных учителей, и для репетиторов, и для родителей, обучающих дома своих детей или помогающих им делать домашние задания, – для всех нас такой стрессовый опыт освоения чего-то очень нового и трудного, безусловно, будет очень и очень полезен! Не бойтесь ощутить себя тупицей. Это пригодится вам для более успешного обучения ваших учеников.

Эффективное преподавание опирается не только на хорошее знание предмета, на опыт изложения учебного материала, на опыт проведения уроков… Хороший учитель должен еще и глубоко понимать трудности учеников, должен уметь поставить себя на их место, должен уметь учиться сам…

Я пока не сделался профессиональным программистом. Думаю, что это вообще не моя стезя в целом… Но все же я сумел с помощью своего сына преодолеть тот начальный барьер непонимания С++ и вообще принципов объектно-ориентированного программирования. Я понемногу продолжаю сей процесс обучения… Не для того, чтобы потом работать в данной сфере, а просто чтобы мозг не засыхал, чтобы расширять диапазон своих интеллектуальных навыков, чтобы лучше чувствовать позицию и трудности ученика…

И сейчас, когда я уже почти год знакомлюсь с С++ в неспешном режиме, мне уже кажется странным, что я так сильно мучился над начальными концепциями и понятиями… Ну что там было не понять?!!!