Четыре базовых формата изложения учебного материала

chetire_bazovih_formata

С точки зрения практики, все наши рассказы детям и подросткам на темы школьных предметов удобно разделить на четыре группы. Я не претендую на то, что это деление – полное и единственно верное. Просто лично мне так удобнее ориентироваться, когда что-то излагаю – по математике, по физике, по русскому языку…

Разумеется, в процесс обучения входят не только рассказы учителя (или родителя), но и самостоятельные тренировки учеников, совместная работа учителя и ученика, контрольные проверки… Но здесь я хочу сказать лишь о способах изложения информации преподавателем.

На мой взгляд, занимаясь обучением ребенка, важно осознавать в каждый момент суть и смысл своих действий, их логику и структуру. Это существенно оптимизирует процесс. Не надо зацикливаться на данном моменте (ведь многое мы делаем интуитивно, не задумываясь, автоматически…), но иногда полезно о нем поразмыслить.

К примеру, стили плавания: кроль, брасс, на спине, дельфин… В каждом из них есть всего несколько базовых движений руками, ногами и корпусом. И каждый стиль представляет собой четкую комбинацию этих нескольких движений. Обучаясь плаванию, мы осваиваем стили по одному, чтобы не путаться. Логика движений в каждом стиле своя. А уж потом, освоив базовые стили, мы можем и как-то их совмещать, чередовать, варьировать… Но, кстати, далеко не всегда это целесообразно…

Форматы изложения нового учебного материала тоже можно разделить всего на несколько основных стилей. Логика ваших действий как преподавателя в каждом из этих стилей весьма различается. Важно это осознавать, важно понимать, в каком формате вы преподаете в данный конкретный момент.

Обратите внимание: для того, чтобы передать ученику полноценные и устойчивые знания, необходимо уметь использовать все описанные ниже четыре базовых формата. Нужны именно все! Но для разных учебных тем, для разных школьных предметов, для учеников с разными характерами пропорция между четырьмя стилями ваших рассказов будет разная. В процессе практики вы научитесь ее подбирать оптимально.

Итак, четыре естественные категории изложения учебного материала: “объяснялки”, “решалки”, “запоминалки”, “обобщалки”.

“Объяснялки” – это когда вы подробно и по-всякому именно объясняете учебный материал, излагаете правила, растолковываете суть дела, рассказываете обо всяких фактах и событиях… Это стиль научно-популярной книжки. Ну или стиль хорошего и понятного объяснения в учебнике. Вдохновенный рассказ любящего предмет педагога. Лаконичные и точные формулировки, которые легко понять…

Например, вы рассказываете о событиях в Древнем Риме или о правилах умножения чисел с нулями на конце, или что-нибудь про дроби и проценты, или о трех склонениях имен существительных в русском языке, или о том, как образуются черные дыры в далеком космосе…

Действуя в формате “объяснялок”, вы именно передаете логику учебной темы, ваше осознание данного кусочка учебной программы, ваш уровень понимания принципов и закономерностей, алгоритмов и классификаций… Цель заключается в том, чтобы ученик именно понял материал, понял его глубоко, надежно и основательно.

“Решалки” – это когда вы просто показываете, как это делается практически. Вы говорите ученику: “Посмотри, как я это сейчас сделаю”. И делаете. А он внимательно наблюдает. Это совсем не то же самое, что слушать всякие умные (и абстрактные) слова про теорию и историю. Здесь ваш ученик видит конкретику.

То есть вы демонстрируете ученику ход решения задачи или уравнения, ход выполнения упражнения по английскому языку, ход последовательного построения изображения на чертеже в трех проекциях, ход фонетического разбора слова… Вы именно показываете процесс – написания букв в 1 классе или решения тригонометрических уравнений в 11 классе…

Многие вещи гораздо лучше передаются, если их не пытаться объяснять с точки зрения принципа действий, а обстоятельно и подробно показывать на практике. Просто прорешать перед учениками десяток-другой задач такого типа. Просто показать, как я записываю текст английскими буквами. Просто верно расставить коэффициенты в нескольких уравнениях по химии… Цель – продемонстрировать ученику правильный способ действий.

“Запоминалки” – это когда вы много и по-разному повторяете одно и то же. Некоторые учебные темы надо изучать именно так. Здесь мы обращаемся не к логике и не к наблюдательности, а просто-напросто долбим раз за разом – чтобы засело в памяти надолго.

Скажем, таблицу умножения по-другому не выучишь, кроме как многократными повторениями. И даты по истории тоже. И названия столиц крупных стран. Да и много чего еще из стандартной школьной программы. Цель – именно запомнить материал.

Когда вы работаете в режиме “запоминалок”, имеет смысл несколько варьировать способы и последовательность повторений. Ну, чтобы не было совсем уж скучно и занудно… И не презирайте, пожалуйста, данный формат изложения учебного материала! Он не противоречит развитию логического и практического мышления, а подкрепляет силу “решалок” и “объяснялок”. Хотя, разумеется, не надо выстраивать обучение на одних “запоминалках”, толку от этого в итоге не будет…

“Обобщалки” – это такой формат вашего рассказа, когда вы смешиваете в кучу разные сведения, объединяя разные блоки учебной информации, разные темы курса. Иногда даже можно совмещать сведения из различных предметов, вспоминать пройденное пару лет назад, а то и вообще вдаваться в далекие ассоциативные рассказы.

Цель – сформировать целостное, системное видение учебного материала. Ученик должен осознавать связи между разделами годового курса, между пройденным ранее и тем, что проходим сейчас… В голове должно уложиться все в одну ясную схему, по которой легко ориентироваться при решении любых заданий, при ответе на любые вопросы.

Значение “обобщалок” чрезвычайно велико! Хотя часто им почему-то не уделяют должного внимания. Сие странно. Ведь чтобы из отдельных изученных кусочков собрать единую картину, единый устойчивый навык, необходимо потратить время и силы именно на обобщение информации.

Ясное дело, в реальной практике все эти четыре базовых формата изложения учебного материала – “объяснялки”, “решалки”, “запоминалки” и “обобщалки” – смешиваются и комбинируются в разных сочетаниях и пропорциях, а также переходят друг в друга

Но все же обычно можно заметить: вот эти 15 минут я рассказываю в режиме “объяснялок”, а потом 10 минут действую в стиле “решалок”, а потом мы на 5 минут перейдем к “запоминалкам”, а вот еще время осталось и для “обобщалок”… Или же целый урок планируется как объяснение материала, а на другой день – только повторение, повторение, повторение…

Я вовсе не призываю вас подгонять преподавание под описанную здесь условную схему. Просто держите в уме четыре эти формата. И осознавайте, какой из них вы используете в данный период урока. Тогда ваши действия по обучению детишек и подростков будут более эффективными.

Но, может, вам вся данная идея и не придется по душе… Тогда воспримите эту статью просто как шутку.