Урок-диалог и урок с акцентом на самостоятельность

urok_dialog

Если вы проводите индивидуальный урок дома, то обычно выбираете одну из двух основных возможных форм такого занятия. Данная статья просто формулирует две эти позиции – чтобы вы более ясно осознавали свою тактику действий.

Первый вариант. Урок проходит в режиме постоянного взаимодействия с ребенком. Это именно диалог. Вы ставите вопросы или даете небольшие задания – и ваш ученик отвечает вам тут же или в течение нескольких минут решает заданный пример, выполняет упражнение. Причем вы еще и по ходу дела поглядываете, как идет процесс. То есть вы с ребенком взаимодействуете в режиме такого плотного обмена, совместного изучения материала.

Второй вариант. Вы на уроке даете большое задание, которое ученик выполняет самостоятельно: несколько больших примеров или длинный текст, или конспектирование параграфа из учебника, или контрольный тест по большому разделу… Ребенок работает, а вы лишь слегка приглядываете за процессом, отвечаете иногда на мелкие вопросы, морально подбадриваете, помогаете изредка немножко…

Для домашних занятий важно уметь комбинировать оба эти режима, выбирать тот, который на данном этапе наиболее оптимален. Вам необходимо владеть обоими типами урока. Нельзя сказать, что один из них лучше, а другой хуже. Вопрос всегда в том, какой подходит сегодня.

В целом при семейном обучении происходит постепенный переход от режима урока в плотном диалоге к режиму самостоятельных занятий. Такова стратегическая линия. Но она реализуется не сразу, а очень постепенно, по мере возможности, по мере успехов ребенка и по мере его взросления. И в разных предметах это происходит с разной скоростью для каждого конкретного ученика.

Важно следить, чтобы вы не “залипали” в одном из этих двух режимов домашних занятий. Почувствуйте именно оптимальную пропорцию, оптимальное сочетание, оптимальное чередование.

Что сейчас лучше работает? Что нравится вам? Что предпочитает ваш ученик? Что наиболее подходит к логике изучения данного предмета на данном этапе?…

И просто помните: существуют два эти варианта, они оба входят в ваш арсенал преподавания.

Ясное дело, если ученик не очень уверенно ощущает себя в данном предмете, то ему больше нужен режим постоянного взаимодействия с преподавателем. Мы обсуждаем буквально каждый шаг. И вы имеете возможность постоянно отслеживать понимание ребенком всех этих шагов, всех деталей усвоения материала. И вы можете легко корректировать процесс при необходимости.

Когда ученик уже более уверенно ощущает себя в предмете, обычно лучше переходить к сочетанию режима диалога и режима самостоятельности – подбирая рациональную пропорцию. И ничего страшного, если ребенок делает все существенно медленнее, когда он работает сам, чем при нашем активном участии. Ведь навык самостоятельной работы необходимо выработать обязательно.

Обратите внимание: даже проводя урок с акцентом на самостоятельность, вы не удаляетесь полностью из процесса. Вы где-то рядом – и в любой момент готовы слегка подключиться. И вы (что очень важно!) помогаете ребенку удерживать психологический настрой на учебу, помогаете сосредоточиться на работе.

Можно сидеть рядом (глядя куда-то в сторону), можно прохаживаться по комнате, можно лечь где-то в сторонке на диван… Но ваше внимание все же не занять сильно чем-то совершенно другим.

Разумеется, когда дела уже пошли совсем без проблем, то вы просто даете ребенку задание – и он его выполняет совсем без вашего участия, даже без вашего присутствия. К такому положению вещей мы, естественно, и стремимся.

Когда мне говорят (или я читаю), что будущее – за компьютерными формами обучения, я думаю, что это верно лишь отчасти. Все же никакие компьютеры, никакие интерактивные обучающие программы, никакие видеокурсы самых крутейших педагогов не заменят полностью живого участия, да еще в индивидуальном режиме. Детям, подросткам во время учебы нужен рядом взрослый – как для точного руководства и личностно-ориентированного объяснения материала, так и для психологической поддержки, для душевного тепла.

Сочетание периодов активного диалога и периодов самостоятельной работы в индивидуальном домашнем уроке позволяет подойти к ситуации с разных сторон. То есть более целостно. Постепенно вы научитесь чувствовать, когда и какой режим выбирать, как их чередовать. И все написанное в данной статье покажется вам банальным и само собой разумеющимся.