Старшие дети учат младших

starshie_deti_uchat_mladshih

У вас мало времени на занятия со своим ребенком? У вас нет денег на репетитора? У вас не очень хорошо получается преподавать своим детям тот или иной школьный предмет? Вы устали, замотаны, задерганы?…

Решить данные ситуации намного проще, если в вашей семье несколько детей. Пусть старшие дети учат младших.

Любая многодетная семья, да еще если она реализует путь семейного обучения, так или иначе просто вынуждена привлекать более старших детей в качестве преподавателей для более младших. И это очень здорово!

Не надо думать, будто бы ребенок в 9-10 лет не сумеет доходчиво объяснить своему младшему братику или своей младшей сестричке таблицу умножения или правило правописания безударных гласных. Любой ученик, который владеет той или иной темой, который ее хорошо усвоил, прекрасно может разъяснить эту тему другим ребятам.

От взрослого требуется лишь слегка организовать и направить процесс, поставить задачу.

“Ребята, пожалуйста, объясните Машеньке, как складываются числа с нулями на конце. А я пока кашу сварю”, – мог попросить я своих сыновей, когда они сами учились в средних классах.

А когда старший сын был уже студентом, он во время зимних каникул поехал с Машей в деревню к дедушке – и там учил ее математике по взятому с собой учебнику.

Здесь нет ограничений. Математика, русский язык, природоведение, чтение, физика, химия… Любые темы, любые задания, любые объемы, в любых классах…

Осознайте данную идею и научитесь применять ее. И вы сэкономите себе огромное количество нервов, сил и времени.

Существует феномен: из-за небольшой разницы в возрасте и родственной похожести восприятия, из-за привычки ко взаимопониманию между братьями и сестрами – передача знаний происходит чрезвычайно легко. Плюс здесь работает индивидуальный подход в уроке.

Если человек понял второй закон Ньютона или идею таблицы Менделеева, то для него нет проблем объяснить эту тему тому, кто на год-два-три… младше. Да еще и сам лучше поймет заодно. И повторит по случаю материал, что тоже не лишнее.

Не бойтесь таких путей. Поймите: чтобы объяснить второй закон Ньютона, вовсе не обязательно окончить педагогический вуз по специальности “Учитель физики”. Достаточно просто хорошо понимать суть дела.

Дети в семье естественно привыкают к тому, что родители считают нормой. Учить младших братишек и сестренок – это норма.

Да, иногда уместно подсказать старшему ребенку, как именно следует ему подойти к объяснению нового учебного материала для малыша. Иногда требуется дать некоторые советы по проведению урока в целом, по психологической атмосфере занятия. Где-то приходится вмешиваться, где-то надо проконтролировать… Но постепенно все налаживается, и процесс начинает идти гармонично.

Есть целые экспериментальные школы, которые работают по такой системе. Результаты – прекрасные.

Ну а если у вас всего один ребенок? Поищите в кругу знакомых или родственников более старших ребят, которые помогут.

Бывает, что у старших детей мало времени. Но можно приспособиться. Например, мой сын Коля, будучи студентом, помогал Маше с математикой и одновременно делал что-то свое в компьютере. Он давал Маше задания по учебнику, проверял решение, отвечал на возникавшие по ходу дела вопросы. А остальное время она сидела рядом и решала сама.

Следует ясно видеть, какие учебные темы, какие типы занятий с младшими детьми уместно поручить старшему ребенку. Скажем, навыки устного счета мои сыновья преподавали Маше прекрасно и без меня. Еще они с удовольствие рассказывали ей всякие вещи из природоведения и географии, из физики и химии… А вот умению все в тетрадках оформлять по правилам учил я Машу сам, для мальчишек это было и скучно, и не по их нраву вообще.

И конечно, имеет смысл ориентировать старших ребят на разумные, эффективные, неформальные методы преподавания. Пусть старшие дети используют именно их, а не скучные и во многом надуманные “официальные методы обучения школьным предметам”.

Если вы сомневаетесь в том, что написано в данной статье, то попробуйте сначала по чуть-чуть, со своим параллельным участием. И вы увидите, как все здорово. И постепенно вы установите оптимальную пропорцию участия старших детей в вашей семье в обучении младших.