Разломайте стереотип школьного стиля

razlomayte_stereotipi_shkolnogo

Когда ко мне обращаются родители школьников, испытывающих трудности в учебе (как при семейном обучении, так и при обычном посещении школы), то в 95% случаев видно: родители наглухо “приклеены” к стереотипам стандартного школьного типа занятий.

Что сие значит? За партой. Сидя ровно. Ученик молчит и слушает учителя. Аккуратно пишем в тетрадках. Не отвлекаться. Сосредоточиться на учебе на 40-45 минут подряд. Жевать яблоки или изюм во время урока нельзя. Вставать и говорить без разрешения нельзя…

Вам дома все это нужно?

Поймите и осознайте: в школе данный распорядок используется чисто по необходимости. В классе нужно контролировать и учить 20-30 человек одновременно. Но дома-то зачем так строить процесс?

Аромат школьного стиля близок нам, взрослым, так как сами мы в свое время учились в школе, сидели за партой, не отвлекались во время уроков… Да? Не отвлекались?

Абсолютно все элементы школьного стиля не являются обязательными. Нравится – делайте так. Не нравится – делайте как-то иначе. Найдите ваш личный стиль проведения домашних занятий – удобный вам и вашему ребенку. И главный критерий при этом – эффективность.

Кстати, есть школы, где можно ходить во время урока, где вообще нет парт, а есть ковры, подушки и некоторое количество столиков для желающих…

При семейном обучении вообще ограничений нет – так как детей мало. Мы просто учимся – дома или во время прогулки. Мы свободны лежать, сидеть, жевать, вставать, лазать, прыгать, смеяться, смотреть в окно…

Но, разумеется, урок должен идти. Знания должны усваиваться хорошо.

Иногда достаточно пересесть из-за стола на диван и пустить рядом бегать любимую домашнюю крысу – и уже урок радикально улучшится по настроению, уже дело пойдет гораздо бодрее.

А одному мальчишке, с которым я занимался, нравилось комкать исписанный листок бумаги и швырять его куда-нибудь в сторону. После занятия вся комната была забросана комками бумаги. Ну и что? Убирали потом, никаких проблем.

А моя младшая дочка одно время любила, чтобы во время урока на столе стояло блюдечко с мелко разломанной шоколадкой. Написала предложение по русскому языку в тетрадку или решила пример – и скушала кусочек шоколада. Приятно? Удобно?

Если за окном на дерево прилетели свиристели, мы отвлекаемся. Посмотреть на свиристелей для городских детей – это важнее, чем текущие дела по учебе. Ведь птицы улетят. А математика никуда от нас не убежит.

И так далее. Возможности для оптимизации – на каждом шагу. Не пропускайте их.

Прежде, чем запретить что-то во время вашего домашнего урока, подумайте хорошенько и непредвзято: “А действительно ли это необходимо запрещать?”

И только не обманывайте себя словами, что “школьный стиль приучает к дисциплине аккуратности и точности в мышлении”! Не закрывайте глаза на правду жизни. Ничего не приучает. Не верите мне – посмотрите на большинство школьников.

Если у ребенка стоит задача аккуратно написать в тетради домашнее задание, сочинение или конспект параграфа из учебника, то он, естественно, сядет за стол и будет писать аккуратно. За столом писать удобнее, чем прыгая на одной ножке.

А дисциплина – это вообще качество, которое не относится непосредственно к учебе. Это просто качество личности, которое надо воспитывать. Важное дело, безусловно. Но зачем его мешать с изучением школьных предметов? Да и разве валяться на полу во время урока или лазать по спорткомплексу – это нарушение дисциплины?

Точность мышления развивается не ровным сидением за партой, а интеллектуальной деятельностью. Да хоть во время прогулки по парку! Или на солнечном пляже около озера! Хотя обычно в парке или у озера детям есть и другие интересные и полезные занятия…

Традиционная массовая школа вынуждена решать сразу множество задач. Именно отсюда такая путаница. А дома вполне уместно построить свой стиль.

Я вот в школьные годы, помню, любил кидать на пол (с грохотом!) учебники и тетради – по которым я уже выполнил домашнее задание. Разумеется, кидал аккуратно, плашмя, чтобы не порвались и не помялись. Это был отличный выброс эмоций! Доделал химию – и швырнул на пол учебник и тетрадь! Вот так! И учиться на “пятерки” мне это совсем не мешало, а только, наоборот, помогало.

Школьный стиль сам по себе не плохой и не хороший.

Кому-то в радость час за часом сидеть ровно за партой, поднимать руку, чтобы ответить на вопрос учителя, и не плеваться в одноклассников из трубочки бумажными шариками или гречневой крупой… И дома таким детям удобно все делать, “как в школе”.

Но если ваш ребенок устроен иначе, то отнеситесь с уважением к его чувствам и настроениям. Поищите более свободные формы. То есть просто не запрещайте их. А ребенок сам придумает, как ему удобнее учиться.

И, повторяю, особенно это касается тех, у кого есть проблемы с учебой.

Отбросьте ложную установку, что урок – это некий ритуал и распорядок. Урок – это волшебный рывок к знаниям! Ну или маленький и точный шажок… Разломайте стереотип школьного стиля и действуйте свободно!