Принцип сказочной необходимости

princip_skazochnoy_neobhodimosti

Если вы читали мою статью “Скороход придумал это 100 лет назад”, то помните о “принципе практической необходимости”, который этот замечательный педагог использовал в своей работе. Ну а в данной статье – по аналогии – я расскажу вам о “принципе сказочной необходимости”.

Еще и еще раз: ребенку важно изучать не какую-то абстрактную математику, а ту, математику, которая тесно связана с его жизненными обстоятельствами, интересами и задачами.

К.С.Скороход устраивал в классе магазин и придумывал задачки на измерение окрестных заборов, дорог и огородов. Ученики сразу же понимали, что они вычисляют и зачем. И учеба шла бодро.

Но сказка – это такая же реальность для ребенка, как и окружающий нас материальный мир. Дети верят в реальность сказок. Поэтому вполне целесообразно использовать математику для подсчета всяких сказочных вещей, для решения разнообразных сказочных проблем. Это точно так же активизирует интерес и правильно включает мышление.

Условие одно: надо использовать такие сказки, в которые ребенок “попадает”, которые захватывают его и увлекают в свою, сказочную реальность. Во многом это зависит не только от сюжета, но и от способа рассказывания (или чтения). Взрослый при этом должен сам погрузиться всей душой в таинство сказочного процесса.

Ну и начинайте считать в сказке – все, что только уместно. Головы дракона, шаги, расстояния, массы, времена, количество птичек в стае, число домов в деревушке… Степень сложности – в соответствии с уровнем подготовки вашего ученика.

Особенно уместны сказки в начальной школе. И, разумеется, в дошкольный период. Математика в сказке или в игре обычно изучается легче, чем при традиционном сухом и формальном преподавании.

Не забудьте по возможности проиллюстрировать вашу обучающую сказку. Хотя бы очень условной, очень схематичной картинкой. По рисункам дети обычно осваивают математику гораздо эффективнее, чем чисто на слух.

Не стесняйтесь сочинять совсем простые, совсем незатейливые сказки. Зачастую совершенно банальные истории, но рассказанные живо, с душой, в непосредственном личном контакте нравятся ребятишкам не меньше, чем великолепные сказки признанных мастеров.

Но вот я все про математику да про математику… А русский язык? А некоторая теоретическая информация по чтению? А сказки по природоведению? А овладение иностранным языком через сказки?…

Все точно так же. “Принцип сказочной необходимости” работает в изучении всех школьных предметов.

Так что дерзайте. Не стесняйтесь разрушать устоявшиеся стереотипы, будто бы учить нужно обязательно очень “по-умному”, очень “по-взрослому”. Расслабьтесь и включите фантазию! Отправляйтесь вместе с вашими учениками в миры сказочных приключений – и находите там поводы поупражняться в математике (или в любом другом школьном предмете).

Дети верят сказкам. Вот в чем суть.