Принцип локальных стратегий

lokalnie_strategii

Данная статья является продолжением статьи “Принцип параллельных стратегий”. То, что написано здесь, – это альтернатива и дополнение к идее нескольких параллельно идущих линий в преподавании предмета.

Довольно часто в школьной программе мы имеем ситуацию, когда изучаемый материал достаточно локален, то есть может изучаться в обособленном от других разделов режиме. И потому нет особой нужны сильно увязывать его со всеми другими разделами курса или целого цикла из многих годовых курсов по данному предмету. А иногда вообще весь годовой курс просто состоит из обособленных локальных частей, почти не связанных друг с другом.

Соответственно, мы можем совершенно иначе построить преподавание (по сравнению с методом параллельных стратегий). Основное отличие: мы не задумываемся надолго вперед, мы не держим в голове срезу несколько стратегических линий в изучении материала, а всего лишь решаем локальную конкретную задачу – выучить (и сдать) данный кусок материала. А иногда даже цинично: сдать и забыть. К примеру, многие разделы истории, географии, биологии, литературы можно изучать именно так. Да и в химии, в физике, в математике, в русском и иностранном языках тоже вполне могут быть такие участки программы. Я уж не говорю про такие предметы, как ОБЖ, мировая художественная культура, история родного города, музыкальная культура, основы рукоделия…

Параллельные стратегии необходимы там, где обучение содержит не только усвоение и запоминание неких сведений по предмету, но и выработку многих навыков (счет, решение задач и примеров, письмо, речь…) – которые идут из года в год.

А локальные стратегии вполне применимы там, где обучение строится в основном как запоминание определенного набора информации по предмету.

Ясное дело, что один и тот же курс можно построить и с акцентом на параллельные стратегии, и с акцентом на локальные стратегии.

По-моему, все же принцип параллельных стратегий более подходит для качественного освоения любого предмета. Но по жизни мы реально весьма часто вынуждены применять принцип локальных стратегий – прежде всего по причине сильной перегруженности школьной программы. Да и многие учебники пока написаны именно как набор локальных кусков.

В домашнем преподавании необходимо трезво оценивать свои силы и возможности, а также силы и возможности ребенка – соотнося это с реалиями школьной программы, учебников и условий аттестации в конкретной школе. Ну и вообще локальный принцип не такой уж “плохой”. Он вполне хорошо работает во многих случаях. Лично я в нашей практике семейного обучения все 19 лет использовал его на полную катушку (с 1 класса и до выпускного).

И что характерно, каждая конкретная локальная стратегия может отличаться от другой локальной стратегии (в другой части данного годового курса или в других предметах). Иногда это просто чтение главы учебника (несколько раз подряд). Иногда это конспектирование учебника. Иногда – заполнение рабочей тетради… Именно поэтому на картинке к данной статье я нарисовал стрелочки разного вида – для каждого участка пространства учебы.