Обучающие комиксы

obuchayuczhie-komiksi

Главное в комиксе – это то, что в нем есть острый сюжет, приключения, энергия действия. Ну и можно туда вплести сколько-то учебного материала. Но главное – сюжет и драйв!

Рисовать эти домашние комиксы можно как попало. Дети стерпят любой ваш уровень неумелости в рисовании. Достаточно чисто символических, условных изображений героев и обстановки вокруг.

Да, такое занятие затратно по времени для родителя или педагога. Но выигрыш – мотивация ребенка к занятиям. А ведь можно делать многосерийные комиксы! И можно вставлять в них задания для самостоятельного решения.

В 2016 году я решил немного позаниматься математикой с сыном наших друзей. У него уже после 1 класса возникли существенные проблемы. И вот я стал раз в неделю приходить к ним в гости на летних каникулах…

Поначалу мне никак не удавалось включить этого мальчика в учебный процесс. Он все время увиливал и отлынивал. А быть строгим мне очень не хотелось. Да и не сработало бы это эффективно…

Поскольку учеба абсолютно не шла, то мы просто трепались обо всем понемножку… Паренек рассказывал мне о “Звездных войнах” (в виде конструктора “Лего”) и о “Злых птичках” (в виде мультиков, компьютерной игры, журнала и даже игрушек). Заодно он научил меня этих злых птичек рисовать – чисто условно. И показал мне свои такие рисунки.

При следующей встрече повторилась та же история. Никакие мои ухищрения опытного преподавателя и никакие приготовленные заранее учебные пособия парня не увлекали. Ничто не помогало! В 8 лет человек уже точно знал, чего он хочет, а чего абсолютно не хочет. Изучать математику он абсолютно точно не хотел. А вот журнал про “Злых птичек” читать мне вслух хотел – и много раз! Ну, я слушал, конечно, про злых птичек, что ж было делать…

Размышляя потом дома над этой ситуацией, я осознал: единственный доступный путь – рисовать обучающие комиксы про этих самых злых птичек.

Надо сказать, что раньше я с данной темой никак не пересекался. Но благодаря моему новому ученику и его любимым журналам, которые он мне читал вслух, я уже знал: вся суть всех сюжетов и всех интриг там состоит в том, что злые птички воюют с жадными и коварными свиньями…

Разумеется, я не покушался на авторские права создателей этих странных персонажей. И мне не хотелось вливаться в ряды тех, кто сочиняет и рисует все эти странные сериалы, журналы и компьютерные игры. Это не мой стиль педагогики.

Но для домашних учебных целей создать “на коленке” обучающий комикс со злыми птичками – это мне оказалось по плечу.

Итак, на третье занятие я пришел со стопкой ватманских листов формата А3, на которых разноцветными фломастерами были крупно изображены сцены из жизни злых птичек, а также эпизоды их битв с мерзкими свиньями. Плюс немного математики по ходу сюжета.

Да, это был успех!

Мой ученик читал мне вслух всю эту галиматью и попутно решал небольшие примеры и задания, которые там были вставлены. Не сказать, что это был крутой и высокоэффективный урок математики. Но все же хоть что-то.

Ясное дело, далее я просто рисовал серию за серией. Сначала меня корежило и ломало, мне даже стыдно было рисовать такой бред… Но потом, честно говоря, я вошел во вкус. Я даже придумал несколько новых героев…

Основной методический эффект оказался “спрятан” в многоразовом чтении с энтузиазмом. Парень читал эти домашние комиксы маме, папе, мне, младшей сестричке, бабушке… И постепенно усвоил математические темы, которые там были вплетены. Причем потом я с ним уже и не занимался, а он все читал и читал…

Такой вот получился опыт интересный. Конечно, тут многое удачно совпало. Мне было интересно рисовать эти комиксы в тот период. И у меня было много свободного времени на все это мероприятие. И вдохновение было…

Понятно, что в обычной учебной практике данный прием применять сложно. Он весьма трудоемок. Даже примитивный сюжет надо все же как-то придумать и слепить, вкрутить туда учебную тему, нарисовать все это крупно и выразительно, написать тексты на каждую страничку крупными печатными буквами… И очень важно сделать комикс именно в резонансе с интересом ребенка, с его индивидуальным восприятием.

Но в качестве разового эпизода такой прием может быть вполне уместен. В какой-то особой тупиковой ситуации, например. Или просто как некое развлекательное дополнение к обычному ходу занятий.

Еще раз подчеркиваю: эти домашние обучающие комиксы можно рисовать самыми элементарными приемами рисования. Это уровень эскизов, уровень детских неумелых рисунков. Так рисовать может любой родитель или педагог, без какого-либо предварительного обучения в сфере рисования. Надо лишь раскрепоститься.

Я даже тогда задумался, не заняться ли всерьез созданием обучающих комиксов – уже со своими героями и идеями… Возможно, когда-нибудь, если вдохновение созреет…

Тут еще важен такой момент: работа над столь нетривиальной штукой ломает стереотип преподавания для взрослого. Приходится себя делать более несерьезным и более свободным. Приходится расширять свои границы и разрушать в своем сознании некие перегородки и жесткие схемы… То есть это мощный способ развития себя как педагога, это способ выйти на новые приемы преподавания.

Так что рисуйте для своих детишек обучающие комиксы! Дело хорошее! Подстройтесь под интерес и под образное восприятие вашего ребенка – и вперед!