Нарисуйте по-другому

narisuyte_po_drugomu

Этот маленький эпизод случился во время моих занятий математикой с дочкой наших друзей. И в нем увиделась некая общая идея, которой захотелось поделиться.

Мы решали задачку по базовой программе 6 класса. Там шла речь о больших и маленьких коробках, в которых что-то лежало. Естественно, девочка нарисовала схему для решения – изобразила столько коробок большого и маленького размера, сколько было сказано в условии. Ну, ясное дело, коробки на этой схеме были просто обозначены квадратиками (большими и маленькими).

После того, как были написаны везде всякие числа (соответствующие исходным данным), дело затормозилось. Моя ученица явно испытывала трудности с решением.

И тогда я вдруг подумал: “А что, если нарисовать все то же самое, но по-другому?”

Взял – и нарисовал сам другой рисунок к этой задаче. Примерно такие же квадратики, обозначающие большие и маленькие коробки, и числовые исходные данные.

И дело сразу же сдвинулось!

Мы быстро решили задачу. Она была вообще-то очень простая. То есть решала, конечно, девочка, а я одобрительно поддакивал.

Какова мораль?

А мораль такова: иногда по сути похожий, но в деталях немного другой рисунок к задаче радикально облегчает процесс решения.

Существуют некие таинственные психологические связи между тем, как мы рисуем, и тем, как мы думаем. Образное выражение условий задачи – важный элемент при изучении математики. Здесь вряд ли возможно сформулировать, как именно надо рисовать. Нет нужды ломать голову в поиске универсальных рецептов. Все очень просто: если не получается решить задачу на основе данного рисунка – нарисуйте по-другому. Постарайтесь просто угадать, почувствовать. Если дело сдвинулось – значит, вы угадали.

Такой простой прием только кажется несущественным. Многие думают, что при изучении математики главное – налегать на логику. Спору нет, логика в математике является самым основным. Но опыт показывает, что учебный процесс идет гораздо легче при использовании подходящих рисунков. Это почти всегда так.

Разумеется, данный подход уместно использовать и при решении задач по физике, по химии, даже по генетике…

А что значит “нарисовать по-другому”? Да как-нибудь иначе – вот и весь принцип. Хотя бы лист бумаги попробуйте повернуть – с горизонтального положения на вертикальное (или наоборот). Или цвета другие используйте для рисунка. Или общую композицию поменяйте… Даже квадратики, обозначающие большие и маленькие коробки, можно изображать очень по-разному…