Классические стратегии полководца в обучении школьников

klassicheskie_strategii_polkovodca

Вы когда-нибудь интересовались классическими древнекитайскими трудами по стратегии? Довольно занятные философско-практические книги… И их мудрость вполне можно адаптировать к ситуации обучения школьников. Особенно в условиях домашних индивидуальных занятий.

Привычный для любого взрослого подход – “атаковать в лоб и сразу”. Сталкиваясь с сопротивлением, увиливанием или непониманием ученика, родители и педагоги усиливают нажим, то есть вводят в бой дополнительные силы, подтягивают резервы, мобилизуют тыловые ресурсы… Но всегда ли такая линия действий приводит к желаемым результатам, к победе?

А что рекомендуют древние китайские наставники полководцам?

Вот например: “Подумайте о стратегии партизанского командира; никогда не ищите боя; уходите от боя”. И еще: “Продвигайтесь только там, где не встречаете сопротивления”. Парадоксально? Непривычно?

Древние китайские стратеги напоминали полководцам, что на войне существуют такие действия, как ложное отступление, заманивание противника в ловушку, хитрые и обманные маневры, выжидание удобного для атаки момента…

Занимаясь со “сложными” детьми (и особенно со “сложными” подростками), я не раз прибегал к мудрости древних китайцев. И это всегда так или иначе помогало – если и не радикально, то хотя бы в какой-то степени.

Скажем, когда я учил своего старшего сына в начальных и средних классах, основная моя стратегия заключалась в “подкарауливании подходящего момента для наступления”. Тимоша очень сопротивлялся моим попыткам впихнуть в него знания. Уговорить его позаниматься обычно было непросто. Но временами настроение сына слегка менялось – и я тут же ловил эти благоприятные моменты, использовал их на полную катушку. Так вот несколько лет и учились. Ну а потом Тима повзрослел и стал учиться сам и без проблем.

Или, к примеру, прихожу я позаниматься математикой к пареньку лет двенадцати-тринадцати. А он упрямится, не хочет выполнять мои рекомендации… Как тут быть? Давить “в лоб”? Я вспоминаю хитрости древних китайских стратегов и отступаю, уступаю… Пусть энергия сопротивления этого маленького упрямца выплеснется в пустоту, пусть он думает, что умеет настоять на своем… А я тем временем поразмышляю и поищу обходные пути.

Здесь невозможно предусмотреть всех вариантов ситуаций, всех вариантов стратегий действий преподавателя. Да и не нужно. Главное – помнить о том, что в вашем арсенале существует множество средств, множество стратегий. В том числе такие, как отступление и перестройка порядков своих войск. Короче, если не получается “в лоб” – попробуйте по-другому.

Имейте в виду: сопротивление ученика не обязательно проявляется явно и агрессивно; зачастую ребенок сопротивляется учебному процессу довольно мягко, даже как-то почти незаметно. А то ведь еще встречаются мастера “заболтать” педагога, увести разговорами урок совершенно в другое русло…В подобных ситуациях тоже целесообразно подумать о своей хитрости в стратегии.

Конечно, урок – это все же не боевые действия. Но некоторая аналогия, по-моему, вполне уместна. Поразмышляйте на данную тему. Испробуйте в вашей педагогической практике разные стратегии действий.