Каждому ребенку нужен глобус

kazhdomu_rebenku_nuzhen_globus

Есть некоторые учебные пособия, которые должны быть в каждом доме. Глобус – одно из них.

Причем речь идет о достаточно хорошем, подробном глобусе, диаметром хотя бы сантиметров тридцать.

Океаны, моря, заливы, проливы, морские глубины и морские течения… Материки, острова, полуострова, архипелаги, горы, равнины… Реки, озера, пустыни, водопады, ледники… Крупные города, магнитные полюса, географические координаты, линия экватора… На физическом глобусе ребенок найдет все основные ключевые сведения о нашем мире. И научится ориентироваться на планете.

Лучше, если знакомство с глобусом состоится уже в дошкольном возрасте. А потом и в начальной школе следует освежать эти впечатления. Пусть информация об устройстве мира, в котором мы все живем, закладывается постепенно, естественно, между делом. Тогда к более старшим классам в голове уже сформируется некая структура – где что на нашей планете расположено.

Глобус как модель Земли дает нам очень удобное, целостное, системное понимание. Все географические объекты видны во взаимосвязи друг с другом, видно их взаимное расположение. Это очень важно. И очень удобно – для дальнейшего изучения географии, истории, обществознания… Да и в чтении книг поможет, и в понимании новостей, и в общей ориентации в глобальном масштабе процессов на Земле…

Глобус не нужно “изучать”, не нужно проводить с дошкольниками по нему “уроков”. Надо просто вместе с ребенком рассматривать на глобусе все, что там есть. Ну и немножко обсуждать по ходу дела.

Вот течет река Амазонка. Там джунгли, там анаконды…

А вот Тибет и Гималаи. Там высоченные горы, там снега и ледники, там живут яки и путешествуют альпинисты, там древние буддистские монастыри…

А вот Тихий океан. Он огромный. В нем множество островов и архипелагов разного размера. В нем текут течения, несут воду на тысячи километров. В Тихом океане расположена глубочайшая в мире Марианская впадина…

А вот наша страна. Вот здесь примерно мы сейчас находимся…

Читаем “Дети капитана Гранта” – посмотрим по глобусу, где проходит тридцать седьмая параллель южной широты, где пролегал маршрут путешествия героев книги. Услышали про войны индейцев с ковбоями – поглядим, где это происходило в Северной Америке. Или вот, скажем, мультик такой есть – “Мадагаскар”. А где расположен этот остров?

Конечно, взрослому и самому должно быть интересно разглядывать глобус. Да и знания по географии никогда не вредно освежить в памяти.

В дополнение к глобусу хорошо повесить на стену большую карту – физическую или политическую. А лучше и такую, и такую.

Берите глобус в руки. Отвинтите его от подставки. Пусть он будет просто шаром, который ребенок вертит в руках так и эдак. Поиграйте с моделью Земли, привыкните к ней.

Глобус – это система. Это базовая матрица. Это основа для многих и многих более детальных сведений о нашей планете, для изучения разных наук. И это замечательная игрушка – очень полезная для развития.