Индивидуальные прописи

img_0001

Есть такая традиционная тема в 1 классе – прописи. Это одно из первых столкновений ребенка с Миром Школьных Знаний. Таинственные наклонные палочки и закорючки, которых нужно изобразить в тетради много-много.

Я даже помню, как сам их писал – более 40 лет назад. Страница за страницей…

Когда мои дети подросли и стали изучать русский язык в 1 классе, тема прописей вновь сделалась в моей жизни актуальной. Учились мы дома, так что достаточно свободно могли выбирать методы обучения. И я задумался о том, как наиболее удобно учить детей писать.

То, что классические последовательные прописи нам не шибко подходят, было очевидно сразу. За 40 лет со времен моего детства они почти не изменились. Такие же скучные и тягомотные.

Поэтому я не стал мучить своих детей многочасовыми упражнениями в покупных прописях. Не заставлял день за днем выводить палочки, закорючки, отдельные буквы, отдельные слоги…

В самом деле, зачем писать неведомые слоги (”ма”, “бе”, “ши”…) десятки раз каждый? А уж тем более непонятно, зачем отдельные буквы вырисовывать сотни раз. Ведь мы же не учим так ребенка разговаривать! Речь состоит из слов и предложений – причем актуальных.

Почему нельзя тренировать написание всех букв одновременно? Почему нельзя сразу использовать интересные слова и словосочетания?

Для семилетнего ребенка гораздо веселее обводить по точечкам словосочетания типа “колючий ежик”, “добрая мышка” или “пожарная машина”, чем просто много раз обводить по точкам слово “еж”. А уж насколько веселее написать фразу “Кролик убежал от лисы” или что-нибудь подобное!

Итак, я остро отточенным карандашом или ручкой стал писать для своих детей индивидуальные прописи. Причем почти сразу это были словосочетания и целые предложения.

Идея имела успех. Интерес к занятиям активизировался – до вполне приемлемого уровня. Основная фишка заключалась в том, чтобы правильно подбирать слова, словосочетания и предложения – ориентируясь на интерес детей. Например: “За окном летит вертолет”. Или: “Папа варил кашу, но она пригорела”. Или: “Добрая кошка лежала на диване и мурлыкала”…

Довольно скоро в ход пошли уже не отдельные фразы, а коротенькие сказки или рассказики. Я аккуратно писал их точечками или короткими штрихами в обычной ученической тетрадке в линейку.

Каюсь, меня тогда обычно не хватало на то, чтобы еще и немного иллюстрировать эти прописи. Сейчас я понимаю, что это усилило бы эффект радикально. Причем маленькие рисуночки ведь тоже можно выполнять точечками или штрихами. Тогда ребенок и на них будет тренировать мелкую моторику, точность движения руки.

Да, мои домашние прописи получались не столь аккуратными, как те, что можно купить в магазине. Ведь мой почерк давным-давно сделался далеким от канонов каллиграфии. Но зато мои прописи были живыми, личностно окрашенными, индивидуально направленными.

Вообще-то я не ставил задачи выработать у своих детей каллиграфический почерк. Считал, что достаточно научить их писать разборчиво и более-менее аккуратно. В то время у нас была куча других забот – и по учебе, и по жизни вообще.

Оглядываясь назад, я могу констатировать, что метод оказался вполне эффективным. И он не вызывал никаких психологических напряжений, никакого протеста у детей. Для ребенка в 1 классе ведь это очень важно и интересно – взять и написать целую фразу!

Мне казалось, что нет особого смысла в повторах. Какая разница: 20 раз обвести по точкам одно словосочетание или же обвести 20 разных словосочетаний? Новизна, движение, неизвестность – это всегда энергия, всегда стимулирует интерес ученика.

Еще одна фишка – юмор. Почему-то в традиционной школьной системе преподавания он используется микроскопически. Но дома мы легко можем сочинять для ребенка забавные фразы и короткие истории. Это увеличит энтузиазм – и усилит эффект.

Еще важно: индивидуальные прописи, рисуемые родителем или педагогом прямо по ходу обучения, позволяют точно приноравливаться к личному ритму ученика. Ведь каждый ребенок осваивает навык письма неравномерно. И если малышу никак не дается, скажем, буква “у”, то кто нам мешает побольше потренироваться со словами, в которых эта буква есть? “Умная утка”, “муха на ухе суслика”, “ушлый уж”, “ужасная ушастая улитка”…

Разумеется, во всем этом есть некоторая дополнительная трудоемкость для родителя, преподавателя… Но ведь насколько интереснее!

Недавно я был в гостях у своих друзей и увидел, как их дочка тоскует над толстой тетрадкой стандартных прописей. И мне захотелось нарисовать несколько страничек интересных прописей – индивидуально для этой девчушки. Я сделал это не в тетрадке, а на листах ватмана формата А4. И по ходу дела понял, что строчки можно располагать под разными углами и даже слегка изгибать… Вас не шокирует такая идея?

На моем сайте в разделе “Учебные пособия” есть довольно большой набор таких прописей, нарисованных “для всех” - “Неформальные прописи-раскраски для школьников”. Вы можете использовать их как непосредственно, так и для того, чтобы воодушевиться этой замечательной идеей и рисовать для вашего ребенка нечто подобное (уже с учетом его вкусов и умений). Поверьте, это совсем просто!