Дидактические игры в школе и дома

didakticheskie_igri

До того, момента, пока мой приятель Юрий Гурин не дал мне на отзыв рукопись своей книги, я и не знал, что в школьной педагогике существует целое такое направление – дидактические игры.

Оказывается, куча преподавателей разрабатывают игры, в которые удобно играть в классе или во время индивидуальных занятий. Иногда это игры по конкретной учебной теме, иногда – по одному из школьных предметов, иногда – сразу для многих предметов. Ясное дело, что есть и дифференциация по возрасту учащихся.

В своей небольшой книжке “Урок + игра” Юрий Гурин собрал изрядное количество описаний таких дидактических игр со школьниками. Некоторые он придумал сам, но в большинстве это описание разработок других авторов. И сила книги не только в описании конкретных игр, но и в общем подходе, в общей позиции.

Когда я прочитал рукопись, то сами собой родились иллюстрации к некоторым разделам книги. Мне очень понравилась идея: весело и энергично осваивать знания в разных играх. Ясно, что здесь заключены огромные резервы практической педагогики.

Описание каждой игры в книге – это лишь исходная креативная матрица для преподавателей, для родителей. Необходимо наполнить ее конкретным содержанием, приспособить к конкретным учениками и к конкретным условиям учебы. То есть вы получаете “заготовку для педагогического творчества”.

Совсем не обязательно использовать именно те игры, которые Юрий Гурин описал в своей книге. Этих игр существует, разработано гораздо больше. При желании вы легко найдете информацию. Да и сами легко придумаете свои собственные дидактические игры. Важно лишь почувствовать подход, настроить себя в данном русле.

Сам я мало использовал игровые технологии в практике нашего семейного обучения. Ведь не знал про такое серьезное направление в педагогике! Но кое-какие моменты все же у нас случались.

Например, мои сыновья научили младшую дочку счету (включая сложение и вычитание) в пределах 1000, просто играя с ней в настольные игры, где нужно было считать очки. Да еще там была специальная такая игра, где нужно было решить примеры, чтобы определять, на сколько клеточек надо двигать фишку.

А вот при подготовке к школьному обучению (фактически включавшей и часть программы начальных классов), я много использовал всякие развивающие игры, в том числе и собственного изобретения. Например, типа “Долетим на ракете” (она есть на моем сайте).

Вообще при домашнем обучении существует полный простор в придумывании и использовании дидактических игр. А вот в массовой школе они, к сожалению, практически не внедряются, так как традиционно сохраняется упор на строгом взрослом подходе к преподаванию.

Понятно, что кому-то близок игровой стиль проведения занятий, а кому-то больше по душе другие подходы…

Когда урок превращается в полет на звездолете меж галактик и черных дыр, когда вместо занудного ковыряния очередного параграфа из учебника мы путешествуем вместе с роботом по острову, когда класс делится на соревнующиеся между собой команды… – всегда становится интереснее учиться.

Выбирайте или придумывайте такие дидактические игры, которые интересны лично вам, которые вы сумеете организовать с вашими учениками. Устройте (хотя бы иногда) себе и детям такое развлечение!