Принцип повторения

princip_povtoreniya

Сочиняя сказки, удобно использовать повторы. Это традиционный стиль. Он выверен веками. Значит, видимо, что-то в нем есть.

Интерес, привлекательность сказочной истории для ребенка создается не только поворотами сюжета и образами героев, но и просто ритмом. Понаблюдайте за этим.

Заодно повторы дают сказочнику, который сочиняет прямо на ходу, некоторое время на придумывание чего-то захватывающего, чего-то неожиданного. Интересный поворот сюжета созревает в нашем подсознании. И к “третьему волшебному разу” мы уже можем озвучить созревшие идеи.

Вот, к примеру. Шел Ваня, шел по лесу и увидел ежа в шляпе. К чему бы это? Ваня попытался заговорить с ежом, но тот молча убежал.

Чувствуете? Я и сам (сочиняя эти строки) еще не знаю, что это за шляпа и зачем она ежу. Но нет нужды спешить с разгадками… Пусть эта маленькая тайна включит наш интерес.

Ваня пошел дальше. Шагал, шагал – и снова еж в шляпе! Вот тебе и на! Уж точно неспроста. “Почему это по нашему лесу бегают ежи в шляпах?!” – подумал Ваня. Но и этот ежик ничего не стал объяснять, а убежал молча, лишь подмигнув левым глазом.

Я и сейчас еще не представляю, к чему приведет данная сказка. Но у меня есть время. Если захочу, то Ваня до встречи с третьим ежом в шляпе (а мы это уже предчувствуем, предвкушаем!) прошагает долго… Пусть интрига созреет.

Но вот (не буду вас томить) Ваня снова встретил ежика в шляпе. “Зачем вы все носите шляпы?!” – вскричал парень.

Понимаете, я и здесь еще не обязан раскрыть данную тайну. И третий еж может убежать молча. Но тогда нужна четвертая аналогичная встреча (пятая, шестая…) – чтобы ситуация не приводила в тупик, чтобы не вызвала в конце концов досады у слушателей. Ведь слушатели ждут разгадки.

Или же, скажем, пусть птичка на ветке все Ване разъяснит. Или пусть третий ежик в шляпе молча возьмет Ваню за руку и отведет в тайный ежовый бункер с выходом в Интернет…

Но мне все же хочется раскрыть тайну прямо сейчас. Ежик подмигнул Ване (правым глазом) и ответил: “Мы такой флэш-моб устроили – чтобы все в лесу немного взбодрились и повеселели. И чтобы нас больше уважали и больше ценили”. “А-а-а… Ну ясно”, – молвил Ваня. И зашагал дальше. И он действительно почувствовал себя веселее и бодрее. А ежей он и так всегда уважал и ценил.

Вот такая незатейливая сказка сочинилась для данной статьи. Вы видите, что вся история построена на повторении. Иначе вообще нечего было бы тут рассказывать. Конечно, с другой стороны, ежик мог уже и при первой встрече объяснить все Ване… Но согласитесь, что с повторами интереснее.

Обратите внимание: повторяющиеся ситуации не абсолютно идентичны. Различаются (немного) реакции Вани. Действия ежа тоже слегка различаются. Просто немного разные способы описания каждой встречи… Почему? Абсолютно идентичное повторение не столь интересно. Оно не так сильно цепляет наше внимание. Да и ближе к правде жизни…

Если вы повспоминаете классические сказочные истории, то во множестве мест заметите данный принцип. И есть правило: чем больше повторов – тем больше они должны различаться между собой. Ведь одно дело – повторить 3 раза. А другое дело – повторить 10 раз. Слушателям не должно стать скучно.

В домашних сказках повторение работает отлично. Так что используйте его – чтобы сделать историю интереснее для слушателей и чтобы пробудить вашу фантазию.