Приключения в поездах

priklucheniya_v_poezdah

Есть особая сказочная тема – поезда, в которых происходят всякие волшебные или почти обычные события. Я довольно много использовал эту идею, сочиняя перед сном сказки своим детям. Особенно когда они подросли, в том числе и уже в подростковом возрасте.

Поезда бывают разные: дальнего следования (с купе или плацкартные, или сидячие), пригородные электрички, метро…

Поезд – это целый своеобразный мир, это особое пространство. Для взрослого вагон метро представляет собой лишь привычное и довольно удобное транспортное средство. А для ребенка тут столько интересного, необычного! А уж тем более – купе в вагоне дальнего следования!

Поэтому уже сама сцена сказочного действия (если дело происходит в поезде) представляет для слушателей немалый интерес. Мы выходим за рамки банального. И стук колес, и переходы из вагона в вагон, и шумный тамбур, и купе, и вид из окна, и особенный железнодорожный туалет, и проводники и контролеры, и разные-разные попутчики…

Для начала мы можем вообще ничего не выдумывать – а просто более или менее подробно описать место действия (вагон изнутри, пассажиров, направление движения поезда, общий антураж обстановки…). Дети соотнесут все это со своим личным опытом путешествий в поездах (если он есть) – и воображаемое приключение начнется.

Ну а дальше – дайте импульс вашей фантазии.

Вот поезд едет, едет, едет… И вдруг… Что угодно, что вам взбредет в голову, любая мелочь… Небольшое и почти банальное событие типа прихода контролеров или веселой маленькой собачки, уставшей сидеть на одном месте и начавшей прохаживаться по вагону, пока хозяин задремал. Или, наоборот, что-то совершенно экстраординарное…

Например, однажды я так начал сочинять историю про нашего хорошего знакомого, который ехал в метро. Ну ехал и ехал… Я перечислял названия станций, описывал пассажиров в вагоне, немного добавил им колорита в облике и поведении… И вдруг ляпнул: после череды обычных названий станций на привычной для нас линии питерского метро я сказал, что станция называется “Зебриное копыто”. Почему я так сказал? Ну, вот как-то “вывалилось” вдруг из головы…

Идея сразу же нам понравилась – и мне лично, и моим детям (я почувствовал это по их реакции). Надо было продолжать удачно родившуюся линию сюжета. Далее пошли станции “Крокодилий разъезд”, “Крапивный тупичок”… Сейчас уж не помню, какие именно и в какой последовательности. Главное – стало веселее.

После этого пришлось срочно придумывать объяснение наличию таких станций в питерском метро. Логично было сообразить, что это новая ветка, которая только-только построена. Нашему приятелю повезло, что он сел в такой поезд!

И вот уже я информирую слушателей, что, оказывается, строится экспериментальная линия метрополитена – от Санкт-Петербурга до Москвы. Представляете! Вот это да! Уж строить метро – так строить! Это по-русски, с размахом!

Далее события стремительно развиваются. Поезд почему-то едет все быстрее и быстрее. Удивленные пассажиры из сообщений машиниста узнают, что тормоза отказали! Только вперед! Но, к сожалению, тоннель до Москвы еще не достроили. Скоро тупик! Что же делать?!!!

Но, к счастью, тоннель кончается все же не так скоро! Время еще есть. Пока поезд мчится вперед без тормозов, надо придумать что-то для спасения. И мы начинаем думать. Думаю и я сам в ходе сочинения этой дурацкой сказки. Думают и мои дети (молча, так как я не люблю, если меня прерывают и перебивают во время рассказа). Думает и наш приятель в вагоне метро. Думают и другие пассажиры (к слову, почему-то там собрались одни бойкие бабульки). Думает и в спешном порядке собранная команда из профессоров и одного академика (их загрузили в отдельный вагон с мотором и, догнав поезд, они присоединились к пассажирам – ведь на ходу и в такой экстремальной ситуации думается быстрее).

И вот гениальная идея: набить конец тоннеля подушками! Это успешно организовывается. Успели вовремя. Поезд с разгону врезается в стометровый подушечный завал в тупике – и благополучно останавливается. Ура!

Я так подробно рассказал вам развитие сюжета этой сказки, чтобы продемонстрировать, как из обычного и поначалу вяло продвигающегося сценария поездки в метро возникает интересная сказочная ситуация – шаг за шагом. И удерживает всю историю именно движение поезда. Какое волшебное приключение получилось у нашего приятеля!

Здесь я, разумеется, изложил общую линию, очень кратко. А тогда рассказ занял около получаса. Ведь столько деталей нужно было описать! Да и про поведение пассажиров в мчащемся вагоне метро, про их эмоции и выражения, про их поиск идей для решения такой сложной ситуации – обо всем этом необходимо было поведать слушателям.

Конечно, истории в поездах бывают и гораздо более спокойные. Например, про живущих в купейном вагоне мышей. Представляете? Живут в вагоне, в железных норках, ездят по всей стране, глядя в специальные щелочки, кушают кое-что из еды пассажиров…

Романтика железных дорог… Волшебство пути… Или поездки в битком набитом метро… Или почти пустые вагоны метро поздним вечером… Все сие представляет прекрасную основу для самых разных сказок.

А уж если добавить в эти поезда, кроме людей, еще и всяких зверюшек, монстров, инопланетян, биороботов, леших, гномов и других сказочных героев – то будет вообще класс!