Злые дядьки и злые тетки

zlie_dyadki_i_tetki

Всегда ли нужны в сказках отрицательные герои? В общем-то и не обязательно их вводить… Но с ними обычно все же веселее. И часто просто хочется к добрым главным героям добавить и кого-то злого…

В данной связи обращаю ваше внимание на такие простые и универсальные образы, как “злой дядька” и “злая тетка”. Иногда их удобно использовать и не по одному: “толпа злых теток”, “злой дядька и злая тетка”, “много злых дядек и злых теток”, “в той школе все учительницы были злыми тетками, а директор был очень злым дядькой”…

Такое описание является хотя и очень лаконичным, но вполне ясным. Детям сразу понятно, о чем идет речь. Вы можете далее не давать никаких дополнительных разъяснений и описаний. Но можете, конечно, и поподробнее указать какие-то характерные черты этих злых героев.

Дабы лучше себе представить весь ужас, вызываемый у ваших маленьких слушателей данным типом отрицательных персонажей, вы просто вообразите свою личную встречу со “злым дядькой” или “злой теткой” – только чтобы они были ростом метров пять-шесть и соответственной комплекции угрожающей. И вы сразу поймете, почему маленький ребенок воспринимает таких героев сказки с внутренним трепетом.

Кстати, при желании легко усилить степень отрицательности данных персонажей: “злой-презлой дядька”, “ужасно злая тетка”, “жутко злющие дядька и тетка”…

Ясное дело, положительные герои в сказке (с которыми себя естественным образом ассоциируют и наши маленькие слушатели) в итоге должны так или иначе победить всех отрицательных героев. Или, по крайней мере, как-то защититься от них, убежать, спрятаться, позвать на помощь “добрых дядек” и “добрых теток” или добрых тигров, или умных слонов…

Вспомните классические образы: старуха Шапокляк, фрекен Бок, профессор Морриарти, Карабас Барабас, Дуремар, мачеха Золушки… Однако, конечно, “злые дядьки” и “злые тетки” могут быть и не столь радикально отрицательными… Иногда они ну почти добрые… Это тоже интересно. Да и ближе к жизни.

Крокодилы в человеческом облике! Вот кто они, эти “злые дядьки” и “злые тетки”!

Или же, наоборот, это просто издерганные бытовыми и прочими проблемами, вполне нормальные по сути, но сейчас немного озверевшие люди?

Или они всегда “слегка злые”?

Или в сказке у нас придуманы волшебные таблетки для превращения некоторых взрослых людей из “злых” в “добрых”?..

Такие персонажи вовсе не обязательно должны действовать в сказке много и активно. Иногда вполне достаточно ввести их в историю на эпизодические роли.

Скажем, заходит команда главных героев (по пути из подводной лодки к звездолету) в магазин по дороге, чтобы купить там шоколада. А за прилавком – злая тетка! И не продает им шоколада. Ни в какую! Чисто из вредности! Да еще обзывается всякими обидными словами: “карапузы”, “малышня”, “сопляки”, “мелочь пузатая”, “недоумки”…

Как тут действовать героям? Возможно варианты… Простор для фантазии! А есть и такой вариант: просто уйти из магазина, отправиться в полет на космическом корабле без шоколада. А на глупую продавщицу просто наплевать.

Но среди главных героев сказки кто-то особо психологически подкованный может вдруг поставить вопрос: “А не скучно ли вам тут, тетенька? Не затосковали ли вы от нехватки интересных приключений? Хотите с нами полететь на звездолете прямо сейчас?”

Что ответит продавщица – это ее выбор… И разумеется, это непростой вопрос – как подбирать команду для дальнего космического путешествия… Но ясно, что если тетенька решится лететь, то она уже перестанет быть столь “злой”. Да и шоколада, сколько нужно в полет, герои все же смогут взять.

И вот, видите, мы уже доходим до превращения “злых” людей в “добрых”. Реально ли это? В сказке, конечно, все становится реальным, что мы выдумаем. А бывает ли такое в жизни? По-всякому…

Жил да был злющий-презлющий дядька. Ну просто совсем злой! Ходил и злился на всех, злился, злился… И даже на маленьких синичек сердился, которые прилетали на дерево за его окном и весело щебетали. А уж как на всех детишек он ругался! Просто ужас!

Но однажды смелый маленький мышонок, который жил в норке за плинтусом в квартире этого злого дяденьки, решил: “Я отучу этого человека быть злым! Я помогу ему стать добрым!” И вот мышонок стал придумывать план…

Вот и начало для сказки. Какой план придумает мышонок и как вообще пойдет весь сюжет – это можно постепенно изобретать по ходу рассказа. И наверное, все-таки мышонок перевоспитает этого человека…

Каждый малыш, слушающий сказку, когда-нибудь вырастет. Станет ли он (она) “злым дядькой” (”злой теткой”)? Зависит ли это от наших сказок? Мне кажется, хоть капельку, но зависит… Как вы считаете?