Ветка на фоне неба

vetka_na_fone_neba

Я очень люблю этот сюжет, особенно в своих картинах маслом. Почему? Ну, он мне душевно близок… Я и по жизни очень люблю смотреть на ветки разных деревьев на фоне неба.

Чаще всего я рисую или дубовую ветку, или ветку ивы. Ну почему-то так у меня повелось… А в графике чаще изображаю некую условную ветку, не стараясь ориентироваться на какую-то конкретную породу деревьев. То есть просто листья “обычной”, “среднестатистической” формы.

В картинах такого типа я стремлюсь к передаче психологического состояния – того, которое я вижу в Природе. То есть вначале на прогулках подолгу и по-разному рассматриваю ветку дуба или ветку ивы на фоне неба, а потом уже дома рисую, вспоминая реальные объекты.

Обратите внимание: надо рассматривать не только саму ветку, но и небо, воздух, солнечные блики, надо ловить это общее ощущение их взаимодействия. Ведь в живописи хорошо известен факт: каждый цвет воспринимается нами не “сам по себе”, а во взаимодействии с другими цветами, расположенными рядом. Это и в жизни, и на картинах так. Да и не только цвета, но и пространственные формы объектов, их фактура, все их нюансы – это общая композиция, они “влияют друг на друга” в нашем восприятии.

Лично я не стремлюсь к особой ботанической достоверности. В детском стиле рисования вполне достаточно условно изобразить дубовый лист с его характерной формой или лист ивы, который длинный, узкий и заостренный.

Естественно, местами одни листья (более близкие к зрителю) частично заслоняют другие (более далекие от зрителя). Во многом именно от этого зависит игра вашей композиции.

Форма ветки, степень ее “корявости”, характер расположения листьев – все это несколько различно для разных пород деревьев. Например, у дуба ветки обычно более узловатые, неравномерные. А у ивы они гораздо ровнее идут и относительно потоньше.

Рисуя с детишками, не пропустите, пожалуйста, тот факт, что все листья реально разного размера. И вообще все они весьма разные, даже на одной и той же ветке. Маленькие, только что появившиеся листочки прекрасно контрастируют со своими более крупными собратьями, они дополняют друг друга в общей композиции. Форма листьев тоже варьируется весьма существенно, за этим стоит понаблюдать…

Бывает, что на одной картине изображено сразу несколько веток. Какая их них расположена ближе к нам, а какая дальше? А может, они переплетаются?

В небе обычно уместно нарисовать солнышко – с лучиками. Или Луну и звездочки – если дело происходит ночью.

Я чаще всего рисую так, что ветка “входит” в пространство картины справа, так почему-то мне обычно нравится. Но бывает, что ветка (или ветки) идут и снизу или слева, или сверху. Попробуйте варианты.

Если на листьях изобразить прожилки (хотя бы некоторые, самые основные), то картинка получится еще интереснее.

И есть у меня фишка в данном сюжете: божья коровка на одном из листиков (обычно где-нибудь справа внизу). Зачем? Просто веселее.

Разумеется, вы сделаете не так, как привык делать я, а как-то по-своему, как нравится лично вам и вашему ребенку. Я так подробно описываю свои привычные способы рисования лишь для того, чтобы дать вам некоторые отправные точки для творческих поисков, чтобы воодушевить вас и показать, какие интересные возможности присутствуют в таком простом, будничном сюжете.

Ветка дерева на фоне неба – очень удобная композиция. На ней легко осваивать сущность изобразительного искусства – прямо с первых лет жизни малыша. Ну и в любом другом возрасте, конечно. В зависимости от развития умений ребенка, подростка или взрослого, степень реалистичности, сложности, проработанности изображения может быть очень различной. Но начинается все всегда одинаково: с наблюдения реальных объектов в Природе.

Есть еще такой момент: на ветру ветки деревьев качаются – сильно или чуть-чуть. Это тоже стоит понаблюдать. Тонкий момент. Но кто нам мешает попробовать выразить его в рисунке или в картине? Даже если и не особо получится, то все равно это некий внутренний поиск, некое направление нашего художественного развития. Это нечто таинственное и почти неуловимое… Но волшебство искусства связано как раз с такими тончайшими моментами…

Раскрашивание листьев – еще один нюанс, еще одно поле для поисков. Конечно, можно не ломать голову и взять для всего один “средний” зеленый цвет. Это вполне допустимый вариант. А можно смешивать близкие оттенки зеленого – и пусть на листьях играют блики, пусть колышутся тени, пусть возникает живая игра в зеленых тонах… А захотелось – добавьте куда-нибудь капельку желтого или белого…

Конечно, если мы рисуем осеннюю ветку, то гамма цветов будет существенно шире, здесь уж вообще никаких ограничений нет.

Вот какое длинное получилось объяснение. Но именно из таких деталей складывается чарующее таинство художественного творчества. И пускай мы рисуем с детьми и по-детски – мы все равно настоящие художники!