Опасные игры с огнем – как сделать их полезными

img_00023

Традиционный подход категоричен: “Спички детям не игрушка!” Я предлагаю взглянуть на ситуацию с другой стороны.

Огонь – одна из важнейших стихий в нашей жизни. Дети могут и должны научиться обращаться с ним. Не должно быть ни страха, ни пренебрежения мерами безопасности. Это именно навык – необходимый каждому. И нет никакого смысла пускать формирование данного навыка на самотек.

Я позволял своим маленьким детям (уже в 3-4 года) играть с огнем. Это было частью всей нашей домашней структуры развивающих занятий. То есть я специально создавал условия для ознакомления с практикой разжигания, поддержания и тушения огня. Плюс фундаментально подавал принципы безопасности – и жестко за ними следил.

Например, мы ставили пустую консервную банку (без этикетки) на решетку газовой плиты. Внутрь банки складывали кусочки бумаги, полоски картона, горелые спички, всякие разнообразные щепки, мелкие еловые веточки (оставшиеся после празднования Нового года)… Неподалеку ставили кувшин с водой. Открывали форточку.

Мои маленькие дети забирались ногами на невысокие детские стульчики рядом с плитой. И учились делать небольшой костер. А я все время находился рядом и контролировал ситуацию.

Здесь важен масштаб. В данном случае он минимальный. Чуть больше огонь – и уже существует опасность опалить волосы или поджечь одежду. Да и просто неуместно на кухне большое пламя. А маленькое, полностью подконтрольное, в железной консервной банке – это в самый раз.

Разумеется, подобные мероприятия мы проводили и на улице. Климат у нас в Питере сырой, поэтому растопку и дрова для костра мы обычно носили с собой из дома в рюкзачках. Для этого копили пустые картонные коробки, ненужную бумагу, всяческие деревянные обрезки, даже фантики от конфет… Костер во дворе, в парке, в поле за чертой города, в лесу или у озера – это, конечно, гораздо более сильное мероприятие.

Важно, чтобы дети научились не бояться огня.

Было дело, на сборах в армии нас гоняли сквозь огненную полосу препятствий – в защитном костюме, в противогазе и с автоматом. Классная тренировка! И она дала мне очень многое.

Как сейчас помню: бегу сначала между двух рядов огромных костров (хворост плюс напалм), огонь совсем близко, с обеих сторон… Страшно. Кажется, что пламя везде вокруг, что это ловушка, что я нахожусь внутри гигантского костра.

Затем – прыжок через бетонную яму, заполненную горящими ветками. Всего метра два в ширину. Но пламя стоит высоко и плотно, я должен прыгать сквозь него. И нельзя споткнуться на краю, нельзя оступиться перед прыжком – а то свалишься в горящую трясину. Да еще этот автомат мешается…

И в качестве завершения – надо пробежать сквозь длинный шалаш, который весь в огне. Я просто ныряю в костер, бегу вперед изо всех сил и ориентируюсь лишь по направлению – так как выхода не видно в языках пламени. Стараюсь не задеть стены шалаша, не обрушить их на себя. И очень стараюсь не споткнуться, не остановиться…

Подобные переживания запоминаются на всю жизнь. Конечно, профессиональные спецназовцы или пожарники лишь снисходительно улыбнутся моим эмоциям. А я вот уже почти 30 лет помню все в мельчайших деталях.

Почему бы не применить столь яркий опыт в педагогике? Ну да, дети нуждаются в более мягких формах, в большей подстраховке. Но суть одна и та же: преодолеть страх огня.

Самая элементарная форма: разжигаем костерок и прыгаем через него. Сначала, естественно, я прыгаю сам – чтобы опробовать место и показать пример. Потом встаю рядом с костром. Я не расслабляюсь, а наготове – вдруг придется молниеносно вытаскивать упавшего в огонь сына или дочку. Моя концентрация максимальна. Ведь ножка малыша может зацепиться за бугорок или поскользнуться на опавшем листике…

Разумеется, сначала проводится краткий инструктаж. Призываю детей к внимательности, к аккуратности, к собранности. Объясняю: если случайно упал в костер, то надо не пугаться, а как можно быстрее выскакивать оттуда или откатываться в сторону. И в то же время успокаиваю, подбадриваю (это особенно важно для малышей).

Такая практика была у нас в семье в ходу уже с трехлетнего возраста. Естественно, поначалу это были крохотные костерки – с высотой пламени 10-20 см. Важен психологический момент привыкания. Важно научиться не бояться и при этом сохранять осторожность.

По мере взросления детей костры становились больше, пламя – выше. Но все принципы тренировки сохранялись. Ну, разве что потом я контролировал ситуацию, стоя уже не у самого огня, а в двух-трех шагах в стороне.

Помню, однажды зимой мы развели не один костер, а сразу два – на расстоянии примерно метра друг от друга. И мои сыновья пробегали между ними. А потом тушили пламя детскими лопаточками – закидывали его снегом.

Бывало, мы кидали в костер большую коробку и смотрели, как она медленно и интересно сгорает. Или понемножку заливали пламя струями воды – используя бутылки из-под шампуня (с дыркой в крышке) в качестве “брызгалок”. А можно еще кинуть в огонь сразу целый коробок спичек и посмотреть, как они вспыхнут…

Итак, я рассказал вам о своем опыте, о своем подходе. Я ни в коем случае не призываю вас играть в подобные игры с детьми. Это реально очень опасно. Но вы можете сделать выводы из моего рассказа.

Мужской стиль воспитания дошкольников и школьников включает и такие вот штуки. Игры с огнем – это подготовка к жизни, к встрече с ее суровыми моментами. Плюс это воспитание дисциплины и ответственности.

Я сам прыгал через все наши костры – все годы, сколько мы так тренировались. И каждый раз преодолевал свой страх. Когда языки огня взлетают до высоты роста взрослого человека, прыгать через костер страшно. Но как факт – пролетаешь сквозь верхнюю часть пламени и не успеваешь обжечься. Даже удивительно.

И кстати: одежда не должна быть легко воспламеняющейся, а обувь лучше надеть спортивную, удобную для прыжков.

Я не знаю, как отнесутся к содержанию данной статьи педагоги дошкольного образования классического толка. А также вечно перестраховывающиеся мамы и бабушки. Но папы, наверное, многие поймут меня… Еще раз: я описал не “методические разработки” и не “инструкции”. Это просто информация для размышления.