Игра в шахматы без правил

img_0003-1

Недавно, будучи в гостях у своих друзей, я мог освежить в памяти впечатления двадцатилетней давности. Дело в том, что четырехлетний сынишка моих друзей предложил поиграть с ним в шахматы. Почему бы нет? Я согласился.

Почти сразу выяснилось, что мой соперник за шахматной доской еще не освоил правил игры. Но он уже знал, что фигуры могут “ходить” и “есть друг друга”. И цель игры – окружить и поразить вражеского короля – была ему вполне ясна.

Поначалу я все же попробовал, двигая фигуры по доске, понемногу показывать, как они должны ходить по правилам. Но вскоре плюнул на эту затею, так как сынишка моих друзей совсем не жаждал вдаваться в такие тонкости. Мы просто “ходили” и “ели” – чисто по своему желанию, безо всяких намеков на какие-либо правила.

Естественно, мне не хотелось огорчать моего противника. Поэтому мои фигуры были не столь уж агрессивны. И весьма скоро все они уже лежали рядом с доской – “съеденные”. Остался один мой король. Его окружили и ударом по голове повалили на доску. Победа.

А я сидел и вспоминал, как 20 лет назад вот точно так же играл со своими маленькими сыновьями. Они тоже тогда еще не хотели играть по правилам. Но очарование игры в шахматы уже было для них понятным. Ведь это серьезная взрослая игра! Столько разных красивых фигур, доска в черно-белую клетку, некие таинственные правила ходов… И главная цель – “съесть” все фигуры противника и победить!

Я очень хорошо помню, как меня тогда корчило! Я был молодым папой с высшим физико-математическим образованием. Я только что стал взрослым. А тут – буквально издевательство над здравым смыслом и логикой! Ведь шахматы для того и придуманы, чтобы играть в них по правилам!

Но маленьким Тиме и Коле так нравилось переставлять фигуры по шахматной доске, что я терпеливо двигал вместе с ними пешек, слонов, коней… – абсолютно безо всяких правил, просто так. Да еще и делал вид, что мне нравится такое дурацкое занятие…

С тех пор слова “ломать стереотипы” для меня очень четко ассоциируются с переживаниями такого типа: заставить себя играть не по давно известным правилам, а как-то иначе. В те далекие годы мне это было очень и очень трудно. Но я все же справился. Мои маленькие сыновья помогли мне радикально расширить диапазон возможных форм взаимодействия с шахматами. Это был серьезный шаг в умении понимать детей и умении играть с ними.

Конечно, через несколько лет я научил Тиму и Колю играть в шахматы по правилам. Всему свое время.

Постепенно мой родительский и педагогический опыт расширялся. Да к тому же я еще стал художником… И мне сделались понятными те очевидные смыслы, которые есть в таком вот баловстве с шахматными фигурами – в игре в шахматы без правил. Я перестал напрягаться в подобных ситуациях. Наоборот, они начали доставлять мне истинное наслаждение, особую радость.

Дети пытаются копировать сложные функции взрослых. Именно так устроены игры: “в полет на ракете”, “в плавание на корабле”, “в дочки-матери”, “в строительство плотин и каналов на берегу озера”… А в шахматах ведь еще есть и чисто эстетический момент: стройные ряды фигур, равномерные клетки доски, изящно сделанные головы коней, маленькие аккуратные пешки…

Но уже тогда, 20 лет назад, я вполне осознал: игра взрослого с ребенком – это не столько “правила”, сколько живое, непосредственное общение! Это обмен эмоциями, чувствами, настроением, разнообразным опытом… Это маленький волшебный праздник, рождающийся как будто бы из ничего – например, из обычной шахматной доски и фигур на ней.

И я был очень рад снова недавно пережить это простое приключение – уже с сынишкой моих друзей. И как же все оказалось похоже! Я сыграл партию в шахматы без правил – и ощутил себя моложе, свободнее и веселее. И совсем не расстраивался, что мне пришлось “проиграть”, что мои фигуры были разгромлены, а мой король – повержен.

Вот так и устроена вся педагогика: мы, взрослые, учим детей “играм по правилам”, а дети помогают нам хоть иногда отрешиться от строгих и привычных канонов действий. Я учу ребенка уму-разуму, а он учит меня волшебству и свободе. Дети еще не знают правил – и это не только недостаток знаний и умений, но и огромная сила. А, казалось бы, всего-то дел – переставлять фигуры по шахматной доске как попало…