Большой рюкзак как атрибут прогулок с детьми

img_00031

Когда я был студентом, то мечтал о далеких походах – по лесам, по горам, по рекам… Но так получилось, что в студенческие годы мне не удалось позаниматься туризмом. Однако рюкзак я купил – станковый, самый лучший по тем временам.

Потом родилась дочка – и стало не до походов. Потом появились еще дети… Моя жена не рвалась с маленькими детьми в лес. Да и я не был столь опытным в походной жизни, чтобы путешествовать с такой командой…

Постепенно большой станковый рюкзак превратился в очень удобное подсобное средство для дальних прогулок с детьми. Оказалось, что он обладает массой достоинств в данном плане.

Вот мы собираемся на целый день поехать в Кавголово (это замечательное место недалеко от Санкт-Петербурга). Там есть большое озеро, лодочная станция, лес на невысоких холмах, другие всякие интересные штуки…

Что надо взять с собой? Еду и питье. Аптечку. Куртки на случай, если похолодает. Что-то на случай дождя. Туристские седушки (”подпопники”). Купальные полотенца и запасные трусы. Игрушки, чтобы играть у воды (совочки и ведерки). Складной нож. Корзинки для грибов. Полиэтиленовые мешки разного калибра. Спички. Специальные личные игрушки (например, зайчик или мишка для младшей дочки, луки со стрелами для сыновей)…

С учетом того, что мы обычно путешествовали вчетвером (я, двое сыновей и младшая дочка), как раз набирался большой рюкзак. А когда Маша была еще совсем маленькой, то еще ведь приходилось брать и всякие запасные пеленки, одежки и одеяльца – чтобы укутать в случае чего потеплее или даже спать днем уложить (под кустиком или на руках).

Рюкзак у меня очень удобный. Основное отделение разделено на две части – верхнюю и нижнюю. С боков и сзади – мощные карманы. Снизу из рамы торчат две ножки-подставки – поэтому рюкзак удобно ставить в грязь, в сыром месте.

Мне хотелось, чтобы разнообразные возможности всегда были под рукой. Чтобы мы не были ограничены отсутствием тех или иных вещей.

А вдруг мы захотим развести большой костер? Надо прихватить пилу и топорик. Да еще бумагу или картон на растопку. А в сырую погоду – еще и щепочки, приготовленные дома.

Или, к примеру, возникло желание погулять по полям в окрестностях Питера в жаркий летний день. А купаться там негде. Почему бы не взять в рюкзаке пару канистр с водой? Тогда можно будет время от времени поливать ребятишек – прямо на травке. Совсем не так уж много воды нужно, чтобы устроить небольшое купание для двух-трех маленьких детей.

Или, скажем, мы едем в такой лес, где весьма сыро. Ну не хочется же в транспорте сидеть в резиновых сапогах! Вот и положим в рюкзак четыре пары резиновых сапог, а поедем в кроссовках. В лесу переоденем обувь – и будем собирать грибы и ягоды без проблем.

Мы запланировали лазание по крутым склонам оврагов или по раскидистым деревьям? Пара мотков настоящей альпинистской веревки в рюкзаке обеспечат нам такую возможность.

Конечно, можно было бы что-то и на детей навьючивать… У них имелись небольшие рюкзачки – с самого раннего возраста. В определенной степени мы их использовали. Но в целом я считал, что лучше, чтобы у детей была возможность больше двигаться. Поэтому обычно основное грузил себе в рюкзак.

А еще долгие годы верхняя часть рамы рюкзака (сильно выступающая кверху и слегка изогнутая) служила удобной спинкой для сидения маленькой Машеньки – ведь ей приходилось много путешествовать сидя у папы на плечах. Опора сзади делала для моей дочки эти путешествия еще более комфортными.

Постепенно дети подрастали – и все больше вещей носили сами в своих рюкзаках. Мы ездили на дачу и в туристический лагерь, по-прежнему выезжали из города на дальние прогулки, целыми днями бродили по городским паркам… Роль моего старого верного станкового рюкзака становилась уже не столь центральной. Но он продолжал хорошо служить нам.

Да, это несколько хлопотно и, может быть, выглядит несколько странно – гулять с большим рюкзаком. Но зато как удобно! И как-то намного спокойнее – когда знаешь, что с собой есть все необходимое.

Разумеется, я таскал в рюкзаке и бумагу в жесткой папке – чтобы порисовать цветными восковыми мелками с детишками, расположившись в тени деревьев. Или мы делали так всякие развивающие задания (я их рисовал прямо на ходу). Или играли в “крестики-нолики на бесконечном поле” (поле из крупных клеток рисовалось тут же от руки)…

Иногда рюкзаку доводилось носить в себе и школьные учебники, и тетрадки. Поскольку мои дети не ходили в школу, а я их учил сам, то в хорошую погоду “учиться дома” часто означало “учиться на улице”. В сентябре-октябре или в апреле-мае это вполне реально.

Рюкзак – удобная штука. Особенно большой, сохраняющий форму, со множеством отделений. Это прекрасный педагогический объект.

Не знаю, воодушевил ли я вас этим рассказом… Но поделиться очень хотелось такой практической находкой. А началось ведь все с моего личного стремления ходить в походы. В общем, примерно так оно и получилось…