Три позиции взрослого по отношению к детям и подросткам

tri_pozicii_vzroslogo1

Если вы родитель или школьный преподаватель, или воспитатель в детском саду, или работаете в сфере дополнительного образования, или если вы бабушка или дедушка, или если вы просто разговариваете с ребенком… – то вы всегда занимаете одну из трех позиций: “учитель”, “ученик” или “на равных”.

Но далеко-далеко не все взрослые понимают, насколько важно гибко сочетать все три данные позиции – в зависимости от конкретной ситуации и от стоящих задач. То есть важно уметь переключаться с одной позиции на другую.

А то ведь многие, например, думают, будто взрослый – он всегда главный, всегда должен занимать позицию “учитель”.

Но есть масса ситуаций, когда в общении с ребенком или с подростком гораздо удобнее и эффективнее занять позицию “на равных”.

Иногда взрослый и вообще может на некоторое время сделаться “учеником” по отношению к ребенку (даже самому маленькому!) или к подростку. А что в этом такого?! Неужели не существует вещей, которые дети (а уж тем более подростки) умеют делать лучше нас, взрослых?!

Конечно, если учитель в классе преподает физику или историю, если он ведет урок и контролирует процесс – то он естественно и занимает позицию “учитель”. Тут все ясно. И в данной конкретной ситуации такой расклад – оптимальный.

Но вот, к примеру, руку поднимает юный вундеркинд и сообщает, что придумал более рациональное решение задачи – лучше, чем учитель только что показал. Грамотный педагог разумно отреагирует на данное заявление, пригласит вундеркинда к доске и предложит показать свое решение. И в этот момент педагог занимает позицию “на равных” – они с вундеркиндом на какое-то время становятся коллегами, которые обсуждают решение и вместе ищут истину. Представляете, как здорово?!

Возможно, кто-то усмехнется и скажет, что такую ситуацию (и с такой реакцией учителя) встретишь в школе нечасто. Ну, смотря какая школа… И смотря какой педагог… Но согласитесь, что подобные истории представляют собой истинные драгоценности в учебном процессе!

В домашнем преподавании (родительском или репетиторском) использование взрослым позиции “на равных” – мощное средство. В отличие от учебного процесса в классе, когда несколько десятков учеников необходимо постоянно держать под контролем, дома ученик всего один. Поэтому дать ему больше свободы – это не проблема. Важно, конечно, не переборщить – чтобы чадо не охамело и чтобы урок не пошел вразнос.

Умение взрослого занять с подростком позицию “на равных” зачастую является предохранительным клапаном, предотвращающим скандалы и бунты переходного возраста. Да и просто во взаимопонимании помогает. Зачем все время “учить жить”? Мы ведь можем и просто поговорить – как равный с равным.

Чрезмерная озабоченность взрослого тем, чтобы ребенок “знал свое место” – путь к конфронтации и к подавлению самостоятельности, инициативы и энергии. А уж тем более это деструктивный путь в отношениях с подростками.

Лично я в свое время даже специально озадачивался: поддерживал (а то и инициировал) такие ситуации, когда мои дети или мои ученики из других семей могли бы разговаривать и действовать со мной именно в позиции “на равных”. На мой взгляд, это всегда оживляет педагогический процесс, вносит в него новые возможности…

Ясное дело, не следует совсем уж забывать, “кто есть кто”. Но это ведь и так все знают. А при необходимости можно и напомнить (мягко или более жестко), можно всегда снова перейти в позицию “учитель”…

Обратите внимание: очень часто позиция “на равных” проявляет и подчеркивает ваше уважение к ребенку, к подростку. А это чрезвычайно важный фактор сам по себе – чтобы ваши дети, ваши ученики чувствовали, что вы их уважаете.

Для всяких домашних игр и занятий, для прогулок и праздников, для спортивных тренировок и совместного с детьми творчества, для задушевных разговоров и выбора одежды… – для всего этого очень часто прекрасно подходит позиция “на равных”. Учитесь ее активно применять!

При этом важно следить: уважение должно быть обоюдным. Если взрослый занимает позицию “на равных”, то это вовсе не означает, что его теперь можно не уважать. Именно “на равных”, а не “об меня можно вытирать ноги”! Ведь надо воспитывать в детях не только инициативу, самостоятельность и свободу, но и умение уважать других людей (в том числе и взрослых).

А что такое позиция “ученик” для взрослого в отношениях с детьми?

Да очень просто: взрослый просит, чтобы ребенок его научил чему-то такому, чего взрослый не умеет или умеет хуже ребенка.

Например, малыш здорово освоил конструктор Лего и делает из него сложные модели по картинкам. А я так не умею. Вот и повод поучиться у ребенка. А он пусть меня поучит. И нам обоим это пойдет на пользу.

Или, скажем, какая-то новая для меня настольная игра. Я ее вижу в первый раз, правил не знаю, играть не умею. А ребенок уже давно в нее играет. Ну и пусть он будет моим наставником, “учителем”, пусть растолкует и покажет мне все подробно, пусть поучится учить… А я буду его “учеником” в данной ситуации.

А уж в компьютерных технологиях поучиться у подростков – это вообще нечто совершенно естественное.

Я всегда ловил такие ситуации – и в общении со своими детьми, и в общении с ребятами из других семей. Если мы с малышом хоть иногда, хоть ненадолго поменяемся ролями (я буду его “учеником”, а он – моим “учителем”), то настроение всех наших с ним отношений радикально улучшится. Не верите? Попробуйте.

Причем, если с маленькими детьми еще надо как-то особо замечать и поддерживать ситуации, в которых ребенок может быть “учителем”, то в общении с подростками все гораздо проще: такие ситуации – на каждом шагу. Надо лишь иногда “повернуть кран в голове” – перестроить свое восприятие на позицию “ученик”. У подростков взрослый может очень много чему научиться, было бы желание.

Итак, уважаемые взрослые, для начала выкиньте из головы странную идею о том, что вы обязаны всегда быть “учителем”. В вашем распоряжении целых три позиции: “учитель”, “ученик”, “на равных”. Вы в каждый конкретный момент можете выбирать ту из них, которая наиболее продуктивна.