Роль правильного темпоритма в занятиях с детьми и подростками

rol_pravilnogo_temporitma

В учебных, в развивающих, в бытовых, вообще во всех занятиях с ребенком важно поддерживать правильный ритм. Это фундаментальный принцип.

Вот вы качаете малыша на качелях. Вы подкачиваете качели точно в соответствии с ритмом их естественного движения. Вы делаете это не быстрее, и не медленнее, чем нужно. И поэтому тратите мало сил. И процесс происходит весело.

А представьте: вы начнете подкачивать качели в каком-то неправильном, рваном, несоответствующем ритме. И что будет? Качели толком не будут качаться. И будет нервотрепка, сопровождающаяся изрядной усталостью, а вовсе не веселое занятие.

Данный образ – прекрасное подспорье для любого взрослого, который занимается с детьми. Обращайте внимание на темп и ритм, ищите верные темпоритмы – и все пойдет оптимистичнее и эффективнее.

Нет никакой нужды заставлять ребенка или подростка следовать именно тому ритму, который вам представляется оптимальным, который удобен лично вам. Ведь все мы разные, всем нам нужны немного (или даже сильно) разные ритмы и темпы в учебе и в любой другой деятельности. Ну представьте, что вы подходите к качелям со странной идеей, что они должны качаться на 20% быстрее…

Разумеется, педагог или родитель довольно часто сам задает ритм занятия. Ведь взрослый – лидер. Но важно и чувствовать темп восприятия, включения вашего ученика. Важно отслеживать, насколько ребенку удобен тот ритм, который предлагаете вы.

Здесь идет речь и о ритме заданий, которые мы предлагаем детям, и о ритме нашей речи, и о ритме диалога в ходе занятия, и о чередования периодов концентрации и периодов релаксации, отдыха…

Психологически это чрезвычайно важный момент! Огромное количество трудностей у детей и подростков (в учебе, в поведении, в индивидуальном самовыражении…) вызвано именно неверным ритмом, задаваемым взрослыми, навязываемом взрослыми. И наоборот: правильно подобранный ритм в занятии буквально творит чудеса.

Научиться чувствовать данный аспект совсем не так уж сложно. Надо всего лишь спокойно наблюдать, пробовать разные варианты, трезво и честно оценивать эффективность занятия, советоваться с детьми, отбросить свои стереотипы и ненужные привычки в этой области… Ведь все мы научились качать малышей на качелях. Во всех других занятиях все примерно так же.