Ошибка экстравертной установки

oshibka-extra

Сто лет назад Карл Густав Юнг ввел термины “интроверт” и “экстраверт”. И с тех пор эти слова постепенно вошли в широкое употребление. Я еще в детстве узнал, что экстраверты – это общительные, энергичные и успешные в социуме люди, а интроверты – это люди необщительные, тихие и склонные к уединению и меланхолии.

Со временем (уже став взрослым и почитав всяких книжек по психологии) я узнал, что термины “интроверт” и “экстраверт” разные психологи используют в несколько различных смыслах. И что вообще здесь все не так просто. Например, один и тот же человек в одних ситуациях может вести себя как экстраверт, а в других – как интроверт.

Я не буду здесь подробно излагать данную психологическую концепцию. При желании можно все подробно прочитать в книжках и в Интернете. Мне хотелось бы только поделиться простой идеей, которая недавно стала для меня своеобразным откровением – когда я наконец собрался прочитать классический труд Юнга “Психологические типы”.

Книга эта сложна и туманна, объемна и многогранна… Однако идея разделения людей на интровертов и экстравертов изложена там вполне отчетливо и подробно. И Юнг ясно сформулировал очень важный ориентир для родителей и педагогов – чтобы не сформировать ненароком у ребенка или у подростка болезненного психологического напряжения или даже тяжелого невроза.

Ну, Юнг был психиатром и психотерапевтом, так что про неврозы он понимал правду очень глубоко и фундаментально… Он реально видел, как происходит искажение естественных психологических механизмов. И он мог анализировать такие истории для сотен и сотен своих пациентов…

Итак, экстраверт (по Юнгу) – это личность, которая ориентирована в своих психологических и вообще в своих жизненных взаимодействиях в основном на внешний мир, на объективную реальность, на окружающие объекты. Экстраверт воспринимает информацию извне и действует вовне. Он склонен “расширять себя” на весь огромный мир.

Интроверт (по Юнгу) – это личность, которая в своих психологических и вообще в своих жизненных взаимодействиях ориентирована в основном на внутренний мир, на субъективную реальность, на объекты своего сознания. Интроверт черпает информацию изнутри и действует внутрь. Он стремится “расширить” именно свое личное психологическое пространство.

И сразу – внимание! – вопрос: “Кто из них “хороший”, а кто “плохой” – интроверт или экстраверт? Как вы считаете? Кто лично вам больше нравится? Кто будет более успешен в нашем социуме? Кто вызывает всеобщую симпатию?

Ясное дело, данный вопрос – это чисто бред. Не существует “хороших” и “плохих” психологических типов. Просто все мы разные.

Однако Юнг совершенно справедливо написал, что наш социальный мир – это мир экстравертов.

Если мы посмотрим вокруг, то увидим: да, именно экстравертная модель поведения и экстравертная идеология считается “нормой” во всей человеческой цивилизации. Наверное, конечно, есть страны и социальные группы, где это не так. Но общая тенденция – четко экстравертная.

И вот возникает проблема. Что в таком мире делать интровертам? Как жить? На какие модели поведения ориентироваться? Как строить свою социальную карьеру?

Причем данная проблема встает перед человеком уже в первые годы его жизни. Ребенок, от природы являющийся интровертом, оказывается в ситуации, когда все вокруг него действуют в основном по экстравертной модели. И ясно, что ребенок (и подросток) реагирует на данную проблему не через логику и осознание, а через эмоции и даже подсознательно, не понимая, что происходит.

Все еще более усугубляется, если оба родителя – экстраверты. Тут уж ребенок-интроверт окружен со всех сторон – и внутри своей семьи, и в более широком круге социума.

Видя вокруг, что экстравертов все любят, поощряют и хвалят, растущий интроверт впадает в глубинный разлад со своей естественной психологической конструкцией. Скорее всего, он будет изо всех сил пытаться жить как экстраверт. То есть будет ломать себя (в большей или в меньшей степени).

Вот именно так я и рос.

От природы я был очень интровертным ребенком. Я хорошо помню свою детскую склонность к уединению, к размышлениям, к фантазиям, к спокойному чтению (иногда целыми днями и неделями), к тишине, к замкнутому пространству, к саморефлексии… Ясное дело, я любил и побуянить, и побегать со сверстниками, и попутешествовать… Но интровертная тенденция была главной, доминирующей.

Однако моя мама и отчим были ярко выраженными экстравертами. В школе поощрялась экстравертная активность на уроках. В кругу сверстников лидерами были экстраверты. В книгах и фильмах главные герои обычно были экстравертами и, конечно же, вели себя соответственно…

Потом я стал интересоваться наукой. Но ее тоже двигали в первую очередь логики-экстраверты…

Ну и куда мне было деваться? Я решил (автоматически, как само собой разумеющееся), что и я должен жить как экстраверт. И даже в тех первых тестах, которые мне попались в руки в моей ранней школьной юности, я уверенно определил себя именно экстравертом. Мне ведь не хотелось быть “необщительной букой” и вообще “малопонятным неудачником” (именно так я тогда понимал слово “интроверт”).

Все это я осознал лишь сейчас, прочитав книгу Юнга. На шестом десятке самое время осознать про себя такие фундаментальные вещи…

Разумеется, про свою сущностную интровертность я понял уже достаточно давно – примерно в 40 лет. Но тут ведь вопрос не только в том, кем человек себя считает, как себя классифицирует в психологическом плане. Вопрос в том, как мы реально живем, каковы наши глубинные психологические и мировоззренческие установки и модели поведения.

И вот я осознал про себя: экстравертная установка внесла в мою личную судьбу много ужасного, много поистине патологического, много невыразимо запутанного… Тут винить некого. Так сложилось. Но это переосмысление дало мне сейчас отличную встряску психики!

Юнг четко пишет: ошибка экстравертной установки – это одна из основных причин огромного множества психологических и жизненных трудностей для детей, подростков и потом взрослых, которые по своей сути являются интровертами. Это просто беда. И она затрагивает до половины населения планеты.

Разумеется, далеко не все интроверты впадают в столь жуткие проблемы. Да и степень выраженности интровертной организации психики у всех интровертов разная. Многие успешно приспосабливаются к этому экстравертному миру. Кто-то при этом испытывает внутренние напряжения, а кто-то занимает подходящую спокойную социальную нишу и живет счастливо.

Скажем, я первую четверть века своей жизни вполне успешно жил как экстраверт. Я хорошо учился в школе и в вузе, был активным и общительным, часто брал на себя роль лидера, собирался сделать блестящую карьеру в науке…

А все неврозы и прочие психологические трудности – это пряталось внутри меня. Я много болел. И теперь сильно подозреваю, что одной из причин всех этих болезней было подсознательное стремление побыть в тишине и уединении, отдохнуть от всей этой экстравертной суеты внешнего мира. Я отлеживался дома или в больнице со своими любимыми книжками и учебниками – читая, мечтая, размышляя, рисуя, играя в спокойные игры…

Что будет, если тихоходную машинку, сконструированную для того, чтобы медленно катать детишек в парке аттракционов по извилистым дорожкам мимо играющих вокруг белок, попытаться использовать на манер гоночного автомобиля?

Немалая проблема состоит и в том, что сама эта маленькая тихоходная машинка для аккуратной перевозки детишек думает, будто бы гоночным автомобилем быть гораздо правильнее и круче, что именно гоночные автомобили – это герои, которые “меняют мир к лучшему”…

Конечно, сейчас я очень хорошо понимаю, что “тихоходные машинки” для развлечения, воспитания и обучения детишек тоже очень нужны в нашем мире. Ну и пусть, что многие их считают не очень крутыми и не самыми главными для прогресса… Однако в 20-25 лет мне такое и в голову не приходило! Ошибка экстравертной установки полностью определяла мое мировоззрение в те времена.

Юнг, описывая интровертов и экстравертов, объясняет простую вещь: если человек живет не в соответствии со своим базовым типом личности, то он быстро истощается. Причем для интровертов и для экстравертов все работает с точностью до наоборот.

Экстраверт истощается и впадает в депрессию при длительном уединении, при отсутствии активной внешней деятельности, при отсутствии интенсивного потока внешних впечатлений.

А интроверт истощается от чрезмерно активного общения, от необходимости долго быть на виду, от пребывания вне своего “маленького домика”.

Возможно, социум вообще состоит преимущественно из экстравертов. Точной статистики ведь никто не наводил. По крайней мере, западная цивилизация очень экстравертна. И в ней нормой принято считать именно экстравертную идеологию жизни. Соответственно, и почти все общественные институты организованы чисто по экстравертной модели.

Например, массовая школа. Для экстравертров это прекрасная идея! Это естественно и разумно! Но для ярко выраженных интровертов массовая школа – это нечто странное, неестественное и даже пугающее.

Кроме того, в социуме бытует мнение, что необщительные интроверты – это неудачники, почти патологические типы, зацикленные на своих внутренних проблемах. Ну или это ненужные миру фантазеры, мистики, чудаки и т.п.

Однако Юнг разъясняет суть дела: внутренний субъективный мир человечества столь же безграничен, как и внешний объективный мир. И поэтому интроверт занимается не только своими личными переживаниями, мыслями, фантазиями… По сути, это тоже общественно полезная деятельность – но совершенно в ином ключе по сравнению с экстравертной моделью “улучшения мира”.

Я написал данную статью не чисто из желания пофилософствовать на психологические темы, а конкретно для родителей и педагогов. Знание об опасности экстравертной установки для детей-интровертов является весьма важным при воспитании растущего человека. И особенно если это ярко выраженный интроверт.

На основе многочисленных наблюдений Юнг замечает: интроверты довольно часто склонны “предавать свой тип”. То есть бессознательно попадать под общее влияние и внушение, которое проецируют на них экстравертные родители и экстравертный социум. Интроверты как бы теряют самих себя (или существенную часть самих себя). Это бывает не всегда, но часто.

Лично я убедился на собственном опыте в реальности данного механизма. Он очень сильный. Он влиял на меня все мое детство и всю юность, создав кучу серьезнейших проблем.

Понимая данный механизм, любой родитель или педагог имеет возможность более грамотно растить ребенка или подростка с интровертным складом психики. Да и любому взрослому интроверту полезно проанализировать себя с такой точки зрения.

У меня так сложилось в судьбе, что в 25 лет я плотно засел дома и погрузился в воспитание и обучение своих детей. То есть в 25 лет я тотально переключился на интровертный режим жизни.

Ну и я достаточно быстро осознал, что это именно моя судьба. Несмотря на все трудности и печальные обстоятельства, я понимал, что стал жить в гораздо большем соответствии со своей естественной психологической конструкцией, со своей сущностной природой. Я в гораздо большей степени стал самим собой. Так вот сложилось.

От идеи сделать яркую экстравертную карьеру в науке (к чему я на самом деле был вовсе не склонен, как потом понял) я переключился на всяческие интровертные искания: сочинял своим детям сказки, учился рисовать, читал книжки по психологии, разрабатывал некоторые свои смутные начальные педагогические идеи… А потом и по пути семейного обучения мы пошли…

Начав жить как интроверт, я сделался значительно более эффективным. В том числе и в смысле социальной успешности (естественно, по более скромным и тихим интровертным критериям успеха). “Замкнутое” пространство нашей малогабаритной двухкомнатной квартиры превратилось в нашу домашнюю творческую лабораторию. И даже – в мой “космический корабль”, на котором я путешествую по сказочным мирам…

Однако социум вокруг все же в основном экстравертен. В нем доминирует психология, нацеленная на более внешние достижения, на объективные факты, на высокую общественную активность. И поэтому я все равно остаюсь в таком мире “странным человеком”, “альтернативщиком” и “непонятным экземпляром”. Но я уже как-то привык к такому отношению и не расстраиваюсь.

Вообще-то я не то чтобы являюсь сильным поклонником идей Юнга… Но простая логика двух типов – интровертного и экстравертного – представляется мне очень верной и убедительной, очень полезной на практике.

Хочется еще раз обратить ваше внимание: в каждом человеке (ребенке или взрослом) есть и механизм интроверсии, и механизм экстраверсии. Каждый из нас частью своего восприятия нацелен во внешний объективный мир, а частью – во внутренний субъективный мир.

Юнг утверждает, что преобладание в личности интровертного или экстравертного механизма – это самое базовое различие двух типов людей. Мне сложно судить, так ли это. Но задуматься об этом точно стоит.

Экспансия западной цивилизации, стремительное развитие технологий, полеты к другим планетам, чрезвычайно энергичные СМИ, голливудское кино, шоу-бизнес и многое другое – это мощные экстравертные тенденции нашего времени. Как бы нам, интровертам, во всем этом не потеряться…

Родители детей и подростков, глядя на все это торжество внешней мощи и внешнего успеха, частенько думают: “Надо растить моего ребенка с ориентацией на эту экстравертную модель жизни!” Причем так думают зачастую не только родители-экстраверты, но и родители-интроверты.

Бытует мнение: мол, жизнь – игра, и правила этой игры – экстравертные.

В такой философии, разумеется, много правды. Но в ней нет учета индивидуальных психологических особенностей интровертной личности. И для сильно выраженного ребенка-интроверта такая линия родителей и педагогов может привести к тяжелым нервным (а то и физическим) нарушениям, к дисгармонии всей жизни и судьбы в детстве и потом.

Ловушки экстравертной установки подстерегают нас, интровертов, в этом мире буквально на каждом шагу! Нам приходится все время держать ухо востро – чтобы идти именно своим путем, жить именно своей жизнью, находить именно свой успех, а не реализовывать чуждые нам экстравертные модели.

Сейчас, на шестом десятке, оглядываясь назад, я могу констатировать: все, что я сделал по-настоящему хорошо и по-настоящему успешно, я делал именно по интровертной модели (хотя, конечно, и с некоторыми экстравертными дополнениями).

Однако если говорить о том, как я воспитывал и учил своих детей, о том, как мы продвигались в нашем приключении семейного обучения, то нельзя сказать, что все это было “тотальной интровертной историей”.

Мои сыновья – ярко выраженные экстраверты. Так что, следуя за их потребностями развития, мы жили достаточно активно и во внешнем плане.

Но когда сыновья окончили школу и стали жить своей жизнью, то младшую дочку я доучивал дома уже в очень интровертном режиме (что как раз и соответствовало ее весьма интровертному характеру).

То есть в воспитании и обучении своей младшей дочки я уже не делал, подобно многим родителям, ошибку экстравертной установки. Поскольку к тому времени уже вполне хорошо осознал собственную интровертную природу. И понял, как важно жить и развиваться именно в соответствии со своей естественной базовой психологической конструкцией.

Сейчас в социуме, на мой взгляд, становится все больше возможностей для полноценной самореализации и для интровертов. И в учебе, и в профессии, и во всех других сторонах жизни. И это очень оптимистично.

Юнг говорил, что экстраверт никогда не поймет интроверта, а интроверт никогда не поймет экстраверта… Так что, возможно, данная моя статья многим людям экстравертного типа покажется дурацкой…

Но я все же настроен более оптимистично, чем Юнг. Мне кажется, что взаимопонимание между интровертами и экстравертами вполне возможно.

Есть, конечно, и другая сторона во всех этих психологических обстоятельствах… У интровертной установки тоже могут быть свои “глюки” и свои несуразности… Поэтому читайте продолжение данной статьи, которое называется “Ошибка интровертной установки”. Я просто подумал, что если уж ругать экстравертную установку, то надо поругать и интровертную установку тоже. А иначе будет нечестно.

Экстравертный тип восприятия и действия активно “расширяет себя” на весь мир. Это естественная склонность экстравертов к экспансии и к тому, чтобы быть на виду, чтобы делать много внешнего и видимого. И это здорово. Но это лишь одна сторона жизни.

А другая сторона жизни – интровертная. Она не столь видима, не столь заметна, не столь впечатляюща… Но это наши глубины, это тайны бытия, это тонкие тенденции будущего… Субъективная интровертная реальность тоже очень важна. Внутреннее и внешнее играют в общем танце жизни.