Мотивация к учебе 5

motivaciya_5

Если вы читали предыдущую статью, то, возможно, она вас не удовлетворила – в плане конкретных рекомендаций. Действительно, посещая школу, ученику весьма трудно избегать перегрузок и при этом учиться на вполне пристойные оценки. Родители не могут влиять на то, как педагог ведет уроки и сколько задает на дом, а также на то, в каком режиме происходят школьные занятия, на объемы программ по предметам, на всю сумму школьных требований.

А на что родитель все же может влиять?

Например, родитель может существенно снизить “степень обязательности” – для тех или иных заданий, учебных тем или даже целых предметов. Это относится как к выполнению ребенком домашних заданий, так и к общей установке, то есть охватывать и то время, которое дети проводят в школе.

Возможно, уважаемые школьные педагоги на меня рассердятся за такие крамольные мысли… Но что делать? Надо смотреть правде в глаза. Высокая мотивация к учебе фактически несовместима с высокой “степенью обязательности”. Как ни парадоксально.

Представьте, что вы пришли в шикарный ресторан – именно в такой, в каком всегда мечтали шикарно провести вечер. Причем так сложилось, что все уже оплачено – столик, еда, напитки, даже такси потом до дома. Вы усаживаетесь и собираетесь насладиться шикарным вечером. Настроение у вас великолепное!

Но вот приходит администратор и сообщает: вы должны скушать вот эту обязательную праздничную изысканную вареную фасоль с редкими морепродуктами. Вас не спрашивают! Вы обязаны это есть – и всё. Иначе никакой другой еды не дадут и из ресторана не выпустят!

Вы чувствуете? Настроение уже совсем не то… Праздник, можно сказать, уже насмарку… Даже если эта фасоль с морепродуктами в принципе и недурна…

Когда ученик “обязан” изучать некий материал, когда это не его свободный выбор, а “обязаловка” – мотивация сразу же снижается. Даже если сам учебный материал в общем-то вполне хороший, интересный. Так мы устроены. Мы все хотим свободы, а не рабства.

Чувство протеста (даже если оно явно не выражено, даже если оно жестко подавляется взрослыми) представляет собой мощнейший блок для мотивации к учебе. “Ах, вы меня заставляете?! Ну так я вам назло не буду!” – подобные мысли и чувства в той или иной мере (осознанно или подсознательно, активно или более скрытно) характерны для очень многих школьников.

Мой старший сын во втором классе наотрез отказывался учить таблицу умножения. Чисто из чувства протеста. Ну, у него вообще был такой характер – очень свободолюбивый. И я отступил. “Ну и ладно, – говорю. – Не хочешь – как хочешь. Можешь ее и не учить”. Поскольку мы учились дома, то мне было легко так сказать. Но я схитрил: начал изучать таблицу умножения вслух со вторым сыном, который был совсем не против (он ведь тоже был “не обязан”!) и учился обычно более старательно. Мы повторяли таблицу умножения на прогулках, шагая все втроем рядом (я держал сыновей за руки). И старший сын, конечно, тоже все быстро запомнил.

Этот хитрый ход – прекрасная иллюстрация идеи о том, что “обязаловка” является врагом мотивации к обучению. А когда “степень обязательности” уменьшается, дети и подростки учатся с гораздо большим энтузиазмом и с гораздо большей эффективностью.

Я потом много использовал данный принцип в обучении своих детей – вплоть до выпускных классов. Отлично работает! Не “ты обязан изучать этот материал”, а “ты, конечно, не обязан, можешь и не учить, но можешь выучить, если хочешь”. И важно, чтобы это были не только слова взрослого, но и его реальная внутренняя позиция.

Я обращаю ваше внимание: это именно психологическая фишка. И в целом она не противоречит установке на освоение школьной программы.

Современная школьная система является слишком командной, слишком требующей, слишком обязательной по своему психологическому стилю. Мы, родители, можем смягчить ситуацию. Не упуская из виду общую цель (дать ребенку в целом хорошее образование), мы вполне можем требовать меньше или даже вообще так построить историю, что мы не требуем, а просто предоставляем нашему чаду возможности учиться…

Итак, парадоксальное правило №5, которое, конечно, надо применять психологически тонко:

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок учился не “из-под палки”, а с энергией и энтузиазмом – снижайте везде, где только можно, “степень обязательности” (учебы в целом, выполнения тех или иных заданий, освоения тех или иных предметов).