Мотивация к учебе 3

motivaciya_3

Если вы прочитали статью о мотивации к учебе с правилом №2, то вам будет легко перейти к тому, что написано здесь. Фактически, данная статья просто вытекает из предыдущей.

Поскольку у всех детей и подростков существуют некоторые естественные векторы развития, личные интересы и желания (не дурацкие всякие желания, а именно связанные со стремлением личности полноценно расти и развиваться), то круче всего процесс постижения школьных знаний (которые обычно слабо связаны с главными интересами детей и подростков) идет когда? Ясное дело, тогда, когда в первую очередь уже реализованы основные личностные стремления, основная доля личной энергии развития.

Это кажется банальной логической задачкой. Но почему-то ее очевидность массово ускользает от взрослых. А ведь все, по сути, так просто: если вы очень-очень голодны, то алгебра плохо в голову пойдет, поэтому сначала необходимо реализовать главную потребность (покушать), а уж потом вы будете в состоянии и алгебру изучать. Так ведь?

Когда я слышу фразу “Не пойдешь гулять, пока все уроки не сделаешь!” – я каждый раз чувствую, как нереально ставят родители задачу перед своим ребенком. Да, их мотивы понятны, учеба – дело важное. И понятно, что чадо, предоставь ему абсолютную волю, будет гулять и развлекаться весь день до ночи, а про уроки и вовсе не вспомнит. Но с другой стороны, а как же прогулка? Как же без реализации такой важнейшей потребности растущего человека?!

Фишка в том, что у многих ребят просто “мозг не включается” в таких условиях. Они будут часами тупо и почти безо всякого результата сидеть над учебниками и тетрадками (или смотреть в окно, или размышлять о чем-то своем, или втихаря играть на телефоне…), но толку от такой учебы будет очень и очень мало. А уж в переходном возрасте…

К сожалению, школьный распорядок оставляет мало времени и мало места для осуществления множества важных для ребенка или для подростка вещей: погулять, подвигаться как следует, попутешествовать, поиграть… И это блокирует возможности по изучению интеллектуальной информации. Энергия развития бурлит и требует реализации! От нее не отмахнешься. С ней можно лишь стараться сотрудничать.

Я, помню, занимался как-то у себя дома некоторое время с девочкой, которая просто не могла приступить к учебе, пока не попрыгала-полазала час на нашем большом домашнем спортивном комплексе. И ей было 12 лет! Я учил эту девочку вместе с моей младшей дочкой – тоже в режиме семейного обучения. И поэтому у нас была возможность вот так построить ситуацию: сначала как следует нагрузиться физически, а потом – математика. И кстати, после часа лазания и прыгания математика у этой девочки шла очень успешно.

Есть разные личности. Далеко не для всех активное физическое движение – это главное. Кто-то, например, должен как следует (то есть долго и громко) поиграть на гитаре и попеть. Кому-то необходимо читать много художественных книг (по своему выбору, а не по школьной программе). Для кого-то первоочередная потребность развития – это многообразное и активное общение в широком кругу сверстников…

В любом случае, мы можем учитывать данную реальную личную ситуацию нашего ребенка. Если мы хотим, чтобы он учился не с таким уж сильным отвращением к школьным предметам (см. правило №1), то мы должны обеспечить ему условия для реализации его личных энергий развития. И как-то позаботиться о том, чтобы сие сочеталось с режимом школьной учебы. А иначе нереализованные тенденции и интересы просто-напросто заблокируют всю мотивацию к интеллектуальным знаниям и всю работоспособность.

Я знаю, что выполнить данную рекомендацию далеко не всегда просто. Но другого пути, по сути, не существует. Есть полдня вне школы, есть выходные и каникулы – это резерв для полноценных занятий тем, что школьнику действительно интересно, что ему хочется. Ну да, надо еще его немного направить, проследить… А то ведь чаду такого может захотеться…

Правда жизни состоит в том, что практически всегда существуют какие-то возможности, чтобы не только учиться в школе, но и вообще жить весело и интересно. Даже в школьном распорядке существуют перемены, когда можно побегать, пообщаться, выскочить на улицу… Не всегда, правда, учителя разрешают в школе бегать. Но вот лично я, помню, в свое время на переменах всегда носился с другими ребятами как ненормальный. Ну, ругались учителя, ну что ж…

Многие взрослые искренне считают, что самое лучшее – строго “построить” ребенка, заставить его делать то, что он “должен”. Иначе, мол, дети будут балбесничать. Но сие есть слишком прямолинейный подход, в педагогике он в целом работает очень и очень плохо, неэффективно. И все меньшая и меньшая эффективность массовой школы, в частности, связана именно с данной устаревающей стратегией “требований” – без учета реальных фундаментальных потребностей развития детей и подростков.

Режим семейного обучения как раз представляет собой простор для полноценного проживания различных индивидуально-важных аспектов развития, не связанных непосредственно со школьной учебой. Но это, конечно, если родители всерьез озадачиваются так, а не держат ребенка за уроками целыми днями, из развлечений предоставляя ему лишь компьютер да помощь взрослым по хозяйству…

Хочу обратить ваше внимание: многие личные интересы и занятия школьника потом вполне могут стать его профессией или важной частью профессии. Да и просто ведь интереснее быть разносторонне развитым человеком. Школьные знания – лишь малая часть того спектра, который потом пригождается человеку в жизни.

Основной парадокс заключается в том, что сосредоточение на одной лишь учебе радикально уменьшает мотивацию к ней. А вот более ровное развитие личности, включающее основные важные для растущего человека вещи, помогает учебе по школьным предметам.

У абсолютного большинства школьников есть и любознательность, и определенная тяга к интеллектуальному развитию, и умение старательно работать… Не так много, как хотелось бы родителям и педагогам, но все же есть. И мы можем либо блокировать эти способности (неразумным отсеканием других потребностей развития), либо мудро поддерживать их (предоставляя условия для реализации разнообразных позитивных личных тенденций и интересов).

Таким образом, правило №3:

Разумно сочетайте нагрузки по школьной учебе и полноценную реализацию всех других потребностей развития вашего ребенка.