Главное упущение всей современной педагогики

glavnoe_upuschenie_pedagogiki

Педагогика как род занятий существует уже тысячи лет, десятки тысяч лет, сотни тысяч лет… Всегда нужно было учить и воспитывать детей. Но специальное интеллектуальное обучение началось сравнительно недавно – в Древней Греции и в некоторых других странах в ту же эпоху. Да и то это было лишь элитное образование, для узкого круга…

Веками и тысячелетиями люди жили среди Природы, в Природе, в постоянном глубоком общении с Природой. Так уж была устроена вся жизнь. Интеллектуальное образование, специфические знания из математики, литературы, истории, географии были в течение всей истории человечества лишь небольшими дополнениями к обычной структуре жизни в природной среде.

Да, интеллектуальное знание стало давать значительные преимущества. Умение читать и считать возвышало человека в социальной иерархии. А умение вести в море корабль по звездам или умение разработать конструкцию и технологию изготовления пушки – это были неоспоримые преимущества. Общество стало все больше и больше ценить знания. И традиции педагогики стали формироваться именно как пути передачи интеллектуальной информации.

Природа никуда не делась. В сельской местности и в небольших городах дети все так же росли в окружении лесов и полей, воды и снега, птиц и цветов, скал и гор… Да и заядлые горожане все же немало времени проводили среди Природы.

Но наука развивалась, техника и цивилизация – вслед за ней, а педагогика – вслед за изменениями в обществе. И доля воспитания и обучения Природой уменьшалась поколение за поколением – по сравнению с долей интеллектуального обучения в школах и в университетах, дома и в интернатах… Люди все более и более сосредотачивали свои усилия в социальной сфере. Соответственно и педагоги все более и более акцентировали свои усилия на подготовке школьников к жизни в социуме, к подходящей социальной профессии.

И данная тенденция продолжается и сейчас. Природа все меньше и меньше является педагогическим фактором. И это, на мой взгляд, и есть самое главное упущение всей современной системы образования и воспитания.

Я не то чтобы ностальгирую по временам “простой жизни в Природе”… Вполне очевидно, что цивилизация принесла и немало благ… Я просто формулирую проблему.

Человек физически и психически сформировался именно как житель Природы. Это в нашей основе, в нашей конструкции. Это почти как воздух, которым мы привыкли дышать, и как небо, на которое мы привыкли смотреть.

Триста лет назад крестьянского мальчишку не надо было учить бегать босиком по земле, переплывать речки с ледяной водой ранней весной, находить верную тропинку в болоте, добывать еду в лесу… То есть все данные навыки формировались сами по себе или под руководством старших. А вот умение считать или писать – это было уже что-то особенное, необыкновенное, редкое, ценное.

А сейчас мы, как само собой разумеющееся, учим детишек буквам уже в 2-3 года, но большинство из нас не могут прожить в лесу даже неделю даже летом и во взрослом возрасте…

Я и сам – дитя города. И своих детей лишь слегка подготовил к природной жизни. Ну, закалка, дальние прогулки, туризм, физическая подготовка… А также уважение к деревьям и животным, к озеру и реке, к лесу и болоту… Но все это лишь крохи по сравнению с тем, как умели понимать и чувствовать Природу люди прошлого.

Нас всех воодушевляет прогресс. Понятие “развитие” – оно кажется таким ценным, таким абсолютным! А потери нашего естественного контакта с Природой кажутся нам чем-то почти несущественным… “Ну и ладно, что я не могу ходить босиком по лесу. Зато я умею программировать, водить автомобиль и играть на фортепиано”, – так примерно думают люди. Ценности социума кажутся более ценными, чем ценности общения и дружбы с Природой.

Я не знаю, как тут быть.

Но мне бы хотелось, чтобы люди будущего могли свободно ходить босиком по любым лесам – не только летом, но и осенью и даже зимой. Чтобы они могли найти общий язык и с белкой, и с ядовитой змеей, и с медведем… Чтобы они легко находили пути среди болот и холмов… Чтобы они просто умели жить в лесу, в степи, в горах – без специальных приспособлений, дарованных современной цивилизацией. Мне бы хотелось, чтобы люди будущего дружили с Природой, умели ее понимать.

Разумеется, я не предлагаю никаких конкретных решений. Я просто хотел поделиться своими размышлениями, хотел поставить вопрос. Если хотя бы некоторые читающие мою статью люди задумаются – будет уже хорошо. Ну а если кто-то сделает для себя какие-то конкретные организационные выводы – будет совсем прекрасно!

Возможно, мои размышления покажутся кому-то слишком романтичными и наивными… Но как педагог-практик я четко вижу: огромное количество проблем современных детей и подростков (психологических, нравственных, со здоровьем, с учебой в школе, в отношениях с родителями и сверстниками, в развитии личных творческих способностей…) во многом связано именно с потерей непосредственного контакта с Природой.

Скажем, довольно часто в семьях, обучающих своих детей дома, родители сильно недооценивают важность регулярных длительных прогулок, загородных поездок и т.п. – и при этом удивляются, что домашний учебный процесс идет неэффективно. Но ведь это абсолютно связанные вещи! Общение с Природой дает и отдых для мозга, и энергию, и массу важных впечатлений… Если данная база отсутствует, то ребенку не на что опереться и в учебе по школьным предметам.

Обычная школьная тусовка не сравнится с серьезным многодневным туристическим походом по эффективности выработки у подростков навыков взаимодействия в коллективе. И при этом природная среда, в которой все и происходит, является важнейшим действующим фактором.

Все формы детской и подростковой невротизации так или иначе ослабляются при пребывании в лесу, у реки, на берегу моря, среди полей… Природа лечит – просто и эффективно. А еще это фактор профилактики любых нервных расстройств.

И это всего лишь три примера, которые приходят в голову сразу. На самом деле, вся сфера воспитания и обучения так или иначе ставит вопрос: “Насколько много данный ребенок (подросток) взаимодействует с природной средой? Насколько этого взаимодействия достаточно?”

Когда мы понимаем основу некоторых негативных тенденций, то уже гораздо проще вырабатывать стратегию для ослабления данных проблем. Так что подумайте о том, как улучшить для вашего ребенка возможности для его контакта с Природой. Ясное дело, всех проблем растущей личности мы так не решим и не предотвратим, но все же многое можно улучшить.

Я полагаю, что воспитание любви и уважения к Природе, умения ее понимать и чувствовать, умения быть с ней в контакте и жить в ней – это должно стать одним из краеугольных камней педагогики будущего. Вероятно, как ни жаль, весьма отдаленного будущего… Но без данного ключевого поворота в глобальной педагогической (да и вообще во всей социальной) парадигме наше человечество просто или загнется, или деградирует.

Вопросы глобального масштабы тем и ценны, что позволяют более ясно и спокойно увидеть общий путь – и, соответственно, свои практические действия. В педагогике упущение любви к Природе – это почти катастрофа. Но все же хочется быть оптимистом и верить, что человечество потихоньку перестроится (на грани пропасти), что педагогика потихоньку восстановит в себе упущенные базовые ценности…