Обезьянка Феня и кошка Кася на планете картошек

– А вы знаете, что на чердаке нашего большого многоквартирного и многоэтажного дома валяется инопланетная капсула?! – объявил как-то раз домовой, сидя на подоконнике лицом в комнату и болтая ногами.

– Как так? – не поняла Феня.

– Мяу, – только и молвила Кася.

А больше никого в квартире в тот момент не было.

– Такая черная, по форме вроде большого яйца, а размером с чемодан примерно. Но без ручки, – сказал домовой.

– А почему ты думаешь, что эта штуковина – инопланетная? – спросила Феня. – Может, она и не инопланетная…

– Там снизу написано маленькими буковками: “Сделано на планете картошек”, – объяснил домовой. – Вот я и подумал, что это вряд ли наша планета имеется в виду. Да и выглядит эта капсула так странно… и необычно… У нее еще шов по всей длине идет. Видимо, ее открыть можно – и внутрь забраться.

– Небось, это космический корабль, – вздохнула Кася. – Для путешествий по космосу. Я всегда мечтала побывать на какой-нибудь другой планете…

– А при чем здесь картошка? – спросила Феня.

– Не знаю, – пожал плечами домовой. – Возможно, жители этой планеты – картошки. Почему нет? Может, у них ручки есть и ножки… Но я туда путешествовать не хочу. Мне вообще в эту капсулу не влезть, я слишком крупен…

– Мяу. Интересно было бы посмотреть на эту капсулу, – произнесла кошка.

– Без проблем, – ответил домовой. – Я вас туда хоть сейчас отнесу.

Он взял Касю на руки. А обезьянка забралась к нему на плечи и ухватилась руками за его волосы.

И домовой спокойно двинулся сквозь стены и межэтажные перекрытия на чердак.

Там они скоро отыскали черную и странную, явно инопланетную, очень непонятную на вид, яйцеобразную штуковину размером с чемодан. Она лежала в углу, слегка замаскированная ржавыми трубами и обломками досок.

– Нда… Это точно инопланетная капсула, – сказала Феня, когда прочитала надпись “Сделано на планете картошек”.

– Давайте ее откроем, – предложила Кася.

Домовой поковырял пальцами по линии соединения двух половинок капсулы, и она легко раскрылась вдоль.

Внутри сидела картошка и удивленно смотрела на кошку, обезьянку и домового.

Все помолчали.

Наконец картошка произнесла:

– Привет. Я с другой планеты. А зачем вы открыли мою космическую капсулу?

– Чтобы посмотреть, что находится у нее внутри, – ответил домовой.

– Привет. А я Феня, – представилась обезьянка.

– А меня Касей зовут, мяу, – сказала кошка. – Мы просто решили посмотреть на твою капсулу. Нам просто интересно. Но мы с Феней хотели бы слетать на твою планету и посмотреть, как вы там живете.

Картошка дружелюбно поглядывала на них, хлопая длинными ресницами. Она была обычной округлой картофельной формы, среднего размера, с глазами, носом, ртом и ушами, а также с ручками и ножками.

– А хулиганить на нашей планете вы не будете? – спросила она.

– Нет, что ты! Мы вежливые, добрые и скромные, – энергично помахав руками, ответила Феня.

– Мы не будем хулиганить, – пообещала Кася.

– А я вообще не полечу, – сказал домовой. – Хотя, честно говоря, с удовольствием похулиганил бы на вашей планете!

– Сейчас я переговорю по мгновенной рации с диспетчером космодрома на нашей планете. И спрошу, можно ли вас привезти в гости, – немного подумав, решила картошка. – Если диспетчер разрешит, то прямо сразу и полетим. Я как раз туда и собиралась сейчас. Вы удачно меня застали тут.

Она переговорила по рации с диспетчером. И ей разрешили доставить на планету гостей.

– Ура! – подпрыгнула от радости обезьянка.

– А я вас тут подожду, на чердаке, – молвил домовой, усаживаясь у стенки.

– Залезайте внутрь и закрывайте капсулу! – скомандовала картошка весело.

Кася и Феня забрались внутрь капсулы, закрыли крышку и тихо уселись позади картошки, которая стала нажимать всякие кнопки на пульте управления, готовясь к старту.

– Ой! А как же мы полетим?! Там же сверху крыша! – вдруг испугалась обезьянка.

– Ерунда! – отмахнулась картошка. – Пройдем сквозь крышу, как горячий нож проходит сквозь масло! А дырка потом сразу обратно затянется. Никто ничего и не заметит. У нас очень продвинутые, почти волшебные технологии.

И они полетели.

Перелет длился совсем недолго. Минут двадцать примерно. Окошки в капсуле отсутствовали. Но и так было интересно. Кошка и обезьянка чувствовали, как они несутся сквозь космическое пространство с невообразимой скоростью. И сидели тихо-тихо.

И вот капсула остановилась.

Картошка повернула ручку на пульте управления, и капсула раскрылась.

Вокруг был космодром.

На огромном пустыре везде стояли большие и маленькие космические капсулы, открытые и закрытые. Кое-где прохаживались картошки – кто загружаясь в капсулы, кто вылезая оттуда наружу, кто занимаясь техническим обслуживанием космической техники…

И везде в земле виднелись крышки люков. К одному из них и подошли кошка и обезьянка в сопровождении той картошки, которая привезла их сюда через космос.

– Космодром не место для прогулок, – кратко пояснила она, нажимая комбинацию цифр на кнопках около люка. – Мы отправимся по подземным тоннелям куда-нибудь. Посмотрите немного нашу планету. А через пять часов я обратно полечу – и вас захвачу на Землю с собой.

Крышка люка отъехала в сторону. Под ней оказалась уютная пластиковая коробка, в которую Кася, Феня и сопровождавшая их картошка легко поместились втроем. Потом крышка люка закрылась. Одновременно в коробке включилось освещение.

– Куда поедем? – спросила картошка.

– Э-э-э… В Парк Развлечений! – тут же предложила Феня.

– Похоже, ты уверенно ориентируешься на других планетах, – улыбнулась картошка. Она нажала на пульте управления клавишу с надписью “Парк Развлечений”. И они поехали.

Коробка быстро перемещалась по подземным тоннелям. И скоро они добрались до пункта назначения. Движение прекратилось. Потом сверху открылась крышка люка.

– Можно выходить, – сказала картошка, вставая на ножки.

В Парке Развлечений росли деревья, кусты и трава. Везде были дорожки, по которым ходили и бегали разные картошки. Все они были веселые, бодрые и жизнерадостные. Некоторые держали в ручках воздушные шарики, цветочки или разноцветные флажки. Многие распевали песенку:

Мы веселые картошки,

У нас ручки есть и ножки,

По планете мы гуляем,

С насекомыми играем.

И действительно, кругом было полно самых разных веселых насекомых. Они бегали и ползали в траве и по веткам, летали в воздухе, прыгали с места на место или же, наоборот, тихо сидели и наблюдали то, что происходило вокруг. Все они дружелюбно общались с картошками, играли вместе с ними или же занимались своими делами.

Кася с сожалением смотрела на насекомых, понимая, что их тут нельзя ловить. А ей так хотелось! Но она помнила, что обещала не хулиганить на этой планете.

А Феня с радостью помчалась к ближайшим деревьям и быстро забралась на одно из них. А потом принялась лазать, перепрыгивать с ветки на ветку, кричать от восторга, раскачиваться на руках… Ей очень понравился Парк Развлечений.

Гуляющие и играющие картошки, а также насекомые не обращали особого внимания на кошку и обезьянку. Видимо, тут привыкли к посетителям с других планет. Да и сами картошки привыкли летать по космосу, поэтому они повидали много самых разных существ.

Касе понравилась мягкая зеленая трава, теплое красное солнышко и общая веселая обстановка в Парке Развлечений. Но ей хотелось увидеть что-нибудь особенное, чего нет на Земле, что-то необычное…

И она спросила сопровождавшую их картошку:

– А нельзя ли нам посмотреть на вашей планете место, где вы создаете космические и волшебные технологии?

– Да запросто! – ответила картошка.

Они еще немного подождали, пока обезьянка напрыгается и налазается по деревьям, а потом позвали ее, снова нашли люк в земле, открыли крышку, уселись в удобную пластмассовую коробку – и снова поехали по подземным тоннелям.

Когда они снова вылезли на поверхность планеты, то увидели почти точно такую же картину, как и в Парке Развлечений. Везде росли деревья, кусты и трава. Везде гуляли разнообразные картошки. Везде ползали, летали и сидели разные насекомые.

– Где мы? – спросила Кася.

– Тут как-то поспокойнее, чем в Парке Развлечений, – заметила Феня. – Даже почему-то не хочется орать и скакать… Задумчивое тут настроение какое-то…

– Мы находимся в Парке Размышлений, – объяснила картошка. – Здесь все думают. И не просто думают, а размышляют о всяких научных математических задачах.

–Ишь ты! – удивилась обезьянка. – А похоже на Парк Развлечений. И насекомых здесь тоже много…

– Видимо, насекомые помогают картошкам думать, – предположила кошка.

Втроем они присели под деревом с прямоугольными листьями и стали наблюдать происходящее вокруг. Тут действительно не хотелось шуметь и буянить, а хотелось спокойно размышлять о чем-нибудь умном, волшебном и космическом.

Мимо прошла большая группа картошек, которые пели:

Мы веселые картошки,

У нас ручки есть и ножки,

По планете мы гуляем

И примерчики решаем.

– Какие такие примерчики? – навострила уши Кася.

– Математические, ясное дело, – ответила картошка, сидя рядом и улыбаясь.

– А какое отношение имеют примеры по математике к космическим и волшебным технологиям? – удивилась Феня.

– Мяу. Непонятно, – тоже удивилась Кася.

– Да вы что?! – воскликнула картошка и даже встала на ножки перед кошкой и обезьянкой. – Да вы что?! Математика – это же основа любого научного мышления! Именно с математики и начинаются все технологии – и космические, и волшебные!

Тут к ним приблизилась и остановилась рядом группа картошек, распевавших песенку:

Чтобы число пополам разделить,

Нужно простой алгоритм не забыть:

Всегда действуй ты по порядку

И сначала дели лишь десятки,

Коли лишний один остался –

На пятерки он две распался,

А потом нет нужды торопиться,

Надо ловко поделить единицы,

И в каждую половинку аккуратно

Собрать ее единицы и десятки опрятно.

– Гм. Странная песенка. И не понятно, о чем она, – заметила Феня, оттопыривая уши.

– Слово странное в этой песенке какое-то у них… Что такое алгоритм? – недоуменно произнесла Кася.

– Алгоритм – это порядок действий. То есть это план, четкая последовательность шагов, – объяснила одна из певших песенку картошек. А остальные картошки вокруг нее согласно закивали – покачиваясь на своих ножках всем телом.

– Выходит, эта песенка – про то, как можно разделить пополам, скажем, число 86? – спросила обезьянка недоверчиво.

– Да, именно так, – ответила другая картошка, самая крупная и самая важная на вид во всей компании.

– Мяу, – сказала Кася. – Сначала поделим пополам 8 десятков. Получится в каждой из половинок по 4 десятка. Ведь 4 + 4 = 8. А потом поделим единицы, то есть 6 поделим пополам. Это будет 3, так как 3 + 3 = 6. И теперь надо собрать в каждой половинке ее десятки и ее единицы вместе…

– И это будет 43! – перебила ее Феня. И даже с места вскочила от удовольствия, что так легко получилось.

– Да, – кивнула кошка. – Потому что 43 + 43 = 86. То есть 43 – это половинка от числа 86.

– Вот это по-нашему, по-картофельному, – одобрила самая важная картошка. – Вы сразу ухватили самую суть!

И вся компания картошек удалилась.

– Ну что ж, – молвила Кася и потянулась. – Хорошо бы еще какое-нибудь интересное место на вашей планете посетить… Мяу…

– Я предлагаю посмотреть, как здесь делают космические ракеты, – предложила Феня. – Хочется увидеть, как их делают.

И она весело перекувырнулась на траве.

– Хорошо, – ответила картошка-провожатая. – Но тогда надо снова по подземным тоннелям туда в коробке добираться.

Они нашли неподалеку люк в земле, спустились в него и поехали в коробке.

И скоро вышли на поверхность в точно таком же парке: деревья, кусты, трава, насекомые и много-много картошек. И нигде не было видно космических ракет или каких бы то ни было приспособлений для их изготовления.

– Это Парк Раздварастений, – объявила картошка-провожатая. – Здесь мы выращиваем наши космические капсулы.

– Где выращиваете? – удивилась Феня.

И Кася тоже с недоумением смотрела по сторонам и не видела ничего, что напоминало бы грядки с растущими на них космическими ракетами.

Мимо прошла компания картошек, которые распевали песенку:

Мы веселые картошки,

У нас ручки есть и ножки,

По планете мы гуляем,

Космолеты собираем.

– Ну и ну! – только и развела руками Феня. – Ничего не понимаю!

Мимо проползал небольшой симпатичный жучок. Он посмотрел на кошку и обезьянку и, пошевелив усиками, сказал:

– А чего тут не понять? Космические капсулы растут под землей. Они растут на корнях особых раздварастений – как клубни картошки растут на корнях кустов картошки. Только капсулы более крупные. И пустые внутри. И из особого материала. И со всякими кнопками внутри…

– Мы никогда не слыхали про раздварастения, – сказала Кася.

– Мы вообще с другой планеты, – добавила Феня. – У нас космические ракеты на заводах делают.

– А тут картошки разработали особую огородно-космическую технологию, – объяснил жучок. – Все на математику замешано. Вывели вот раздварастения…

– Ничего себе! – только и ответила обезьянка.

– Да все это ерунда, – молвил жучок, махнув лапкой. – Тот, кто умеет разделить большое число пополам, тот и ракету вырастить сумеет… Надо просто ходить по этому Парку Раздварастений – и вслух решать всякие математические задачи, придумывать всякие математические штуковины… И все это проникает через листоуши раздварастений в их внутреннюю программу. И от этого капсулы под землей созревают хорошо!

– Вот рядом с нами есть раздварастение. Посмотрите, – сказала картошка-провожатая и показала ручкой на куст с большими листьями.

– Листоуши… – задумчиво произнесла Кася, глядя на него.

– А жители вашей планеты умеют делить число на две равные части? – спросил жучок. – К примеру, вы сможете разделить 54 пополам?

– Ха! Сейчас увидишь! – ответила Феня. – Для начала сообразим, сколько в числе 54 десятков. Ясно, что тут 5 десятков. Пополам их разделить – это будет по два десятка в каждой половинке плюс еще один десяток останется. Его если делить пополам, то это будет 5 и 5.

– Ну да, – подключилась кошка. – А единиц в числе 54 мы видим всего 4 штуки. Если их поделить пополам, то в каждой половинке будет по 2.

– Итого в каждой половинке будет два десятка плюс 5 единиц и плюс еще 2. И всего это получается 27. Вот так! – закончила решение обезьянка.

– Да. Мяу. Когда делим 54 пополам, то получаем две одинаковые половинка по 27 в каждой. Ведь 27 + 27 = 54, – добавила Кася.

– Молодцы! – сказал жучок и уполз.

– Пора уже на Землю лететь, – сказала картошка-провожатая.

Они по подземным тоннелям быстро доехали до космодрома. И там залезли в ту же космическую капсулу, в которой прилетели с Земли.

– Интересно, а какое расстояние нам надо пролететь до Земли? Сколько световых лет? – спросила Феня.

– Эта капсула заряжена энергией на 120 световых лет, – ответила картошка, щелкая клавишами на пульте управления, чтобы подготовиться к старту. – Половина – это расстояние до Земли, еще половина – это обратно мне потом лететь.

– Мяу. Если разделить 120 пополам… – начала вслух размышлять Кася. – В числе 120 у нас 12 десятков, так? Ведь 100 – это 10 десятков, а 20 – это еще 2 десятка. И если 12 разделить пополам, то это будет 6. Так как 6 + 6 = 12. То есть в каждой половинке будет по 6 десятков…

– Получается, что до нашей Земли лететь 60 световых лет! – перебила ее Феня радостно.

– Да! – сказала картошка. – Как раз 60 + 60 = 120, то есть 60 – это половина от числа 120.

И она нажала кнопку “Пуск”.

Капсула полетела сквозь космос на планету Земля…

Домовой ждал их все там же на чердаке. Он дремал, сидя у стены. Но при появлении космической капсулы, конечно же, проснулся.

Кошка и обезьянка поблагодарили картошку за столь интересную экскурсию и попрощались с ней. И она улетела обратно на свою планету.

А домовой доставил Касю и Феню в их квартиру. Хозяева еще не вернулись. Так что можно было спокойно посидеть втроем и поболтать.

Слушая удивительный рассказ о планете картошек, домовой только головой качал. Под конец он спросил:

– А что такое световой год? Что означают слова “расстояние в 60 световых лет”?

– Свет летит по космосу с огромной скоростью. И вот такое расстояние, которое он может пройти за целый год, и называется световым годом. Это огромное расстояние, – объяснила Феня. – А 60 световых лет – это такое расстояние, которое свет может пройти за 60 лет. Вот как далеко мы были! Ну, космос вообще очень большой…

– Да уж… – молвила Кася, потянувшись. – Но в картофельной космической капсуле лететь было очень удобно и приятно. Мяу.