Уравнение синички

На следующий день после посещения театра было воскресенье. В школу идти было не надо. А на улице зарядил нудный осенний дождь.

Поэтому после завтрака девочка приняла решение целый день валяться в постели. Маме она сказала, что очень устала вчера от избытка впечатлений в метро и в театре. И мама не стала возражать, чтобы ее дочка целый день лежала под одеялом и ничего не делала.

Крыса тоже валялась рядом с девочкой – прямо не ее большой подушке. Маленькой зверюшке тоже хотелось отдохнуть после вчерашнего.

Мама поставила им рядом один из мешков с вкусными подарками из театра. И девочка с крысой брали оттуда понемножку то сухарики, то арахис, то сок, то печенье…

– Чик-чирик! Неплохо вы тут устроились! Чик-чирик! – раздалось с открытой форточки. Это прилетела их знакомая синичка.

– Мы были вчера в театре… – негромко произнесла крыса, пожевывая кусочек печенья. – Нам подарили целую кучу подарков…

– А мне нужно решить уравнение, чик-чирик! Но я никак не могу это сделать! Это важно для моей знакомой кошки, чик-чирик! – весело сообщила синичка.

– А что это за уравнение? И зачем тебе его решать? И при чем здесь кошка? Ты, что, с кошками дружишь? – встрепенулась крыса на подушке.

– Чик-чирик! Я дружу только с одной кошкой. Мы с ней часто беседуем через стекло. Я прилетаю к ней поболтать, когда у нее закрыто окно. Сажусь снаружи на карниз и беседую. Так что это безопасно, чик-чирик. Уравнение надо решить, чтобы успокоить кошку по поводу ее корма… – прочирикала синичка.

– А я вообще не очень понимаю это слово – “уравнение”… – лениво протянула девочка, глядя в потолок и прикидывая, хочет ли она еще печенья.

Не поднимая головы с подушки и меланхолично пошевелив хвостом, солнечная крыса объяснила:

– Уравнения математики придумали, чтобы высчитывать что-то неизвестное. Составляют уравнение на основе всего, что знают. И при этом число, которое неизвестно, обозначают буковкой “икс”. А затем с помощью математических действий вычисляют это “икс”… И так находят то, что хотели узнать. В этом смысл решения уравнений.

– Мы с подружкой как раз смотрели в окно на воробьев, когда нам учительница в школе про этот “икс” что-то рассказывала… – стала вспоминать девочка.

– Это древнегреческая буква такая. Очень древняя буква. Ее просто математики придумали использовать для обозначения неизвестного, – пояснила крыса. – Просто так принято. Некоторые, правда, и другие буквы используют в уравнениях… Но это в начальных классах обычно не проходят. Главное – привыкнуть к букве “икс” и не бояться ее. Она просто древнегреческая… Это я все читала в твоем учебнике по математике…

– Чик-чирик! – снова подала голос синичка. – Дело в том, что моя знакомая кошка на целый месяц осталась совершенно одна в квартире. Ее хозяйка уехала на юг отдыхать. Конечно, она оставила кошке много корма. Две коробки корма. Причем корм расфасован в маленькие пакетики. Одного пакетика как раз достаточно, чтобы кошка насытилась за один прием пищи…

– А как же она пьет? И кто убирает за ней туалет? И вообще ей же скучно, наверное! – заволновалась девочка. И даже села в постели. – Бедная кошка! Совершенно одна в квартире на целый месяц!

– Чик-чирик! Она умеет сама открывать водопроводный кран и набирать себе воду для питья. Она умеет пользоваться человеческим туалетом. Она умеет читать книжки и пользоваться компьютером. Это очень умная кошка, – успокоила синичка девочку.

– Так и зачем ей решать уравнение? – снова поинтересовалась крыса.

– Чик-чирик! Чтобы успокоиться! Чик-чирик! Корм разложен в двух коробках. Одну коробку, которая с самого начала была открыта, кошка уже съела. И она считала маленькие пакетики там, когда ела. Всего в первой коробке было 35 пакетиков. Но вторая коробка запечатана. И пока неизвестно, сколько там корма. А всего хозяйка оставила кошке 95 пакетиков корма. Так она предупредила перед своим отъездом.

– Ага! – молвила крыса довольным голосом. – Значит “икс” – это сколько пакетиков корма в запечатанной коробке. Съедено уже 35. А всего хозяйка оставила 95 пакетиков корма. Надо составить уравнение…

– А зачем? – удивилась девочка, снова укладываясь в постели и поуютнее устраиваясь под одеялом. – Пусть кошка просто откроет вторую коробку и спокойно ест оттуда. Ну или можно сразу сосчитать, сколько там пакетиков…

– Да, чик-чирик! – согласилась синичка. – Но тогда не будет математической интриги. Кошке скучно одной сидеть дома. Вот она и хочет поразмять свои мозги с помощью уравнения. Ей хочется заранее угадать, сколько пакетиков в запечатанной коробке. То есть не угадать, а сосчитать.

– Надо составить уравнение, – повторила крыса.

Она сползла с подушки, порылась под ней и достала оттуда небольшой блокнотик с ручкой. Он там лежал на всякий случай. Открыв блокнотик, крыса написала:

35 + x = 95

И объяснила:

– Вот это уравнение. Слева я написала 35 + x, потому что это количества пакетиков в первой коробке плюс количество пакетиков во второй коробке. В первой известно, сколько пакетиков, это 35. А во второй неизвестно, это древнегреческая буква “икс”. А справа я написала 95, это всего сколько корма.

– Какая ты у меня умная крыса! – похвалила ее девочка, открывая коробочку с йогуртом. И, подумав, добавила: – А я поняла, почему слово такое – “уравнение”. Мы уравниваем то, что слева, и то, что справа. Ставим между ними знак равенства. Поэтому и “уравнение”.

– Так давайте решим его, чик-чирик! Ведь хочется помочь кошке! – попросила синичка.

– Вот пусть эта кошка сама бы его и решала… – проворчала солнечная крыса. – Ладно уж… Давайте решать…

– Да что тут решать?! – подала голос девочка, жуя печенье и запивая его йогуртом. – Ежу ясно, что x = 95 – 35. То есть x = 60. Это элементарно!

Крыса повертела мордой, подумала и написала в блокнотике:

35 + x = 95

x = 95 – 35

x = 60

35 + 60 = 95

Девочка посмотрела на эту запись и спросила:

– А зачем последняя строчка? Это ведь и так ясно из того, что мы решили.

– Это проверка, – строгим тоном сказала крыса. – После того, как уравнение решено, его лучше всего бы проверить. А то вдруг мы неверно где-то посчитали. Вот я и подставила вместо “икса” его найденное значение, то есть 60. И честно решила пример 35 + 60. И получила 95. Значит, действительно, все решено верно. Это проверка.

– Чик-чирик! Кошка будет очень довольна! Значит, в запечатанной коробке осталось еще целых 60 пакетиков корма! – обрадовалась на форточке синичка. – Я расскажу ей все подробно! Чик-чирик! Спасибо!

И она тут же улетела рассказывать кошке про решение уравнения.

А солнечная крыса задумчиво погрызла краешек блокнотика, вздохнула, пошевелила усами и усмехнулась:

– Вот уж никогда бы не предположила, что мне придется развлекать кошек с помощью решения математических уравнений…

Мама заглянула в комнату и сказала:

– А я все слышала – как вы решали уравнение синички. И я знаю эту кошку. Она добрая кошка. Вы хорошо сделали, что помогли ей немного поразвлечься. Пусть ей будет повеселее.

– Надо же… Оставить кошку одну в квартире на целый месяц! – поразилась девочка. – Я бы никогда не оставила свою крысу одну дома так надолго! Я бы ее лучше с собой на юг взяла…

Мама философски заметила:

– У каждого – своя судьба…

И ушла в магазин.

А солнечная крыса сообщила:

– Я сочинила стихотворение.

Она поудобнее расположилась на подушке и бодрым голосом продекламировала:

Я солнечная крыса.

Мой дом – весь мир большой.

Гуляю я по свету

С открытою душой.

Мне море по колено

И горе не беда.

Любые уравненья

Решаю я всегда!

Девочка подбросила к потолку пакетик с жареным арахисом, поймала его и весело сказала:

– Отличное стихотворение! Бодрое и оптимистичное! Именно такое, какое я и хотела сейчас услышать! И оно меня прямо взбодрило! Я уже даже не хочу больше в постели валяться!

Она отбросила одеяло, выскочила из кровати и принялась бегать по всей квартире, подпрыгивать и кричать:

– Оп-ля! Оп-ля! Трам-пам-пам!