Качели и колесо

– Что-то мне скучновато, – заявила солнечная крыса как-то раз.

Вкусные подарки из театрального буфета уже подходили к концу. Да и невозможно ведь долго развлекаться только разнообразной едой…

– Давай сделаем тебе качели! – предложила девочка.

– Что?! Качели?! Мне?! Ой! – немного испугалась маленькая хвостатая зверюшка.

Папа, который сидел в кресле неподалеку и слышал их разговор, посоветовал:

– Если уж делать для крысы качели, то надо ее там пристегивать хорошенько – чтобы она не свалилась случайно. Или уж прямо в небольшой клетке ее качать…

– Но будет ли это для меня таким уж веселым развлечением? Вдруг меня укачает? Вдруг меня начнет тошнить? И вообще я не уверена, что хочу качаться… Это жутковато, по-моему… – засомневалась солнечная крыса.

– Тебе понравится, – ободряюще улыбнулась ей мама, которая вошла в комнату с бутербродом в руке, жуя его на ходу.

– С чем бутерброд? – поинтересовалась крыса, потянув носом воздух. – С сыром?

– Да, – ответила мама. И угостила ее небольшим кусочком бутерброда.

– Так что с качелями? – напомнила девочка.

– Будем строить! – решительно молвил папа, хлопая ладонью по подлокотнику кресла. – Я лично буду руководить!

– У нас есть прочная длинная веревка. Она вполне сгодится, чтобы на ней подвесить качели, – сказала мама.

– Думаю, лучше всего привязать эту веревку сверху на моем спорткомплексе, – предложила девочка. – И опустить качели почти до самого пола. Тогда будет не так страшно. На высоте ведь страшнее раскачиваться…

– М-м-м… Я не вполне уверена, что хочу качаться… Я имела в виду другие развлечения… – произнесла солнечная крыса, дожевывая кусочек бутерброда с сыром.

– Ты будешь в восторге, – пообещала мама. – И ты сочинишь нам новое стихотворение. Подумай о том, что от качания на качелях у тебя появится вдохновение…

– У нас есть подходящая прозрачная пластиковая банка. Она почти кубической формы. Это идеальная емкость для качелей! – торжественно провозгласил папа. – Отвинтим крышку, привяжем веревку вокруг горлышка – и качели готовы!

Девочка сходила в кладовку за этой пластиковой банкой и принесла ее. Мама уже приготовила веревку. И стала ее обвязывать вокруг горлышка банки, которое как раз удобно расширялось кверху. Поэтому веревку удалось закрепить очень надежно.

– А что было в этой банке? – спросила крыса, которая внимательно наблюдала за изготовлением качелей.

– Сложно сказать… – задумался папа. – Уже лет двадцать там ничего не хранилось… Я просто берег эту банку. Думал, что когда-нибудь она для чего-нибудь пригодится. И вот, значит, я ее не зря столько лет хранил!

Качели надежно привязали к трубе спорткомплекса. И девочка посадила крысу в банку. Но конечно, сначала положила на дно кусок искусственного меха – чтобы любимой зверюшке было мягко и удобно.

И развлечение началось.

Папа, мама и девочка стояли и смотрели, как в прозрачной пластиковой банке на двух веревках раскачивается солнечная крыса.

И все трое ей немножко завидовали. И папе, и маме, и девочке тоже хотелось вот так покачаться в прозрачной банке…

А солнечная крыса сидела тихо, вцепившись коготками в свою меховую подстилочку. Она глядела по сторонам и постепенно привыкала качаться на качелях.

И скоро она поняла, что ей нравится такое развлечение.

Однако примерно через четверть часа она все же сказала:

– Пожалуй, хватит для первого раза. А то у меня уже голова немного кружится. Хоть вы и не сильно меня раскачиваете, но я все же еще не очень привыкла к качелям…

Девочка взяла ее на руки и перенесла на диван. Папа с мамой присели рядом.

– Стихов я не сочиняла, пока качалась на качелях, – как бы в ответ на вопросительные взгляды девочки, папы и мамы, сказала солнечная крыса. – Но я задумалась о времени… Ведь качели – они словно маятник у наших стареньких часов-ходиков, которые так приятно тикают днем и ночью… Я сидела в прозрачной банке, смотрела на мир вокруг и ощущала себя маятником часов… И у меня возник конкретный вопрос.

– Какой вопрос? – поднял левую бровь папа. Он еще не очень привык к необычному складу характера их новой домашней любимицы.

– Вы помните тот вкусный творожный кекс, который мы ели вчера? Он был приготовлен без сахара, но с изобилием изюма и кусочков фундука. И вы мне очень любезно дали большой кусочек. Помните этот кекс? – молвила крыса задумчиво.

– Да, конечно, мы помним этот кекс, – кивнула мама. Папа и девочка тоже покивали головами в знак согласия. Они тоже помнили кекс.

– Так вот, – продолжала крыса. – На упаковке того чудесного кекса было написано: “Годен в течение 72 часов”. Но почему именно такое странное число? Почему именно 72 часа – это срок годности кекса? Почему, например, не написали, что срок годности равен 70 часов или 80 часов?

– Ну… – замялась мама. – Ну… Так принято писать. Так всегда обычно пишут…

– Иногда пишут, что срок годности равен 24 часа или 48 часов, или даже 120 часов… – заметил папа и потер себе лоб. Он тоже, как и мама, не знал ответа на вопрос крысы. Но ему очень не хотелось этого показывать.

– А я, кажется, догадалась… – произнесла девочка нерешительно. – В сутках 24 часа… Ну а 48 часов – это 24 + 24 часа, то есть это двое суток… А если добавить еще 24 часа, то…

– Да! Точно! – обрадовалась крыса. И даже подскочила на диване. – Я тоже поняла! Решим пример 48 + 24… Сколько это будет? Так… Сначала сложим десятки. Это 40 + 20 = 60. Теперь сложим единицы. Это 8 + 4 = 12. И теперь сложим все вместе. Это 60 + 12 = 72. Ага! Как раз 72 часа! Ура! Я поняла! Теперь мне ясно, что 72 часа – это просто трое суток. Таков срок годности. Кекс можно было хранить 3 дня. Но мы его съели сразу! И это было мудро!

– Ну да… Это именно так… Поэтому и пишут такие числа на упаковках продуктов… – с умным видом подтвердил папа.

– Да, так принято, я же и говорила, – присоединилась к нему мама.

– А теперь сообразим, сколько суток можно хранить кекс, если написано, что он годен 120 часов, – воодушевилась девочка. – Сложим 72 + 24. Ясно, что 70 + 20 = 90. И ясно, что 2 + 4 = 6. И всего будет 90 + 6 = 96… Да… Это еще совсем не 120…

– Так добавь еще 24 часа, – спокойно улыбнулась крыса. – Смотри: будет 96 + 24. Реши этот пример.

Девочка подумала немного и стала решать вслух:

– Сложим сначала десятки, то есть 90 + 20. Это все равно что 9 + 2 = 11 и еще нолики. То есть будет 90 + 20 = 110. Ну а потом сложим единицы, то есть 6 + 4 = 10. И все вместе сложим: 110 + 10 = 120. Ага! Ровно 120 часов получилось! Это 5 суток! Ура! Мы теперь все поняли! Будем и дальше есть кексы!

– Ну какие вы обе умницы! – похвалила мама девочку и крысу.

– Да, у нас есть очень сообразительная зверюшка и очень сообразительная дочка, – поддакнул папа.

И они все вчетвером стали смотреть кино.

Фильм оказался очень интересный – про злодеев и коварных мутантов. Им противостояла полиция целого государства, но ничего не могла поделать. Зато когда к борьбе со злодеями и мутантами подключились маленький мальчик и его старенькая бабушка, то дело быстро пошло на лад. Они победили всех врагов. И вся история закончилась очень хорошо.

После кино солнечная крыса попросила:

– Придумайте мне, пожалуйста, еще какое-нибудь развлечение.

– Наш папа сейчас как раз пойдет в магазин за продуктами, – сказала мама ласковым голосом. – И он может по дороге зайти в зоомагазин. Наверняка, там продают что-нибудь интересное для грызунов.

– Я куплю тебе беговое колесо, – решил папа. Он встал с дивана, вздохнул, собрался и ушел в магазин.

И он действительно купил беговое колесо.

Оно было изготовлено из прозрачного пластика. Внутри по ободу располагались небольшие бугорки – чтобы лапки грызунов могли цепляться за них во время бега. И никаких опасных щелочек, куда могли бы случайно попасть хвост или лапка!

В колесе с боков имелись небольшие отверстия для воздуха. А входная дверка плотно закрывалась на особую надежную защелку.

Крыса с интересом осмотрела и обнюхала беговое колесо. И сразу же захотела забраться внутрь и опробовать его.

Девочка установила колесо на полу комнаты, посадила туда свою любимицу и аккуратно закрыла дверцу. Мама с папой стояли рядом и смотрели.

И крыса помчалась!

Колесо стояло на одном месте, но при этом могло быстро крутиться! Крыса бежала внутри него, весело глядя по сторонам. Ей очень понравилось это новое развлечение!

– Уф! – молвила она минут через десять, останавливаясь. – Не хуже, чем на качелях качаться! Очень здорово! Вы молодцы, что такое придумали для меня! И весело, и прекрасная тренировка для лап!

И все очень порадовались.

С тех пор у солнечной крысы появилось два новых любимых занятия – качаться на качелях и бегать в колесе.