Третья история про ежика и математическую фею

На следующий день после путешествия с математической феей к морю ежик вышел прогуляться по лесу неподалеку от своего домика.

День стоял чудесный. Желтые листья облетали с деревьев, медленно кружась в воздухе. Ветра почти не было. Мягкое осеннее солнышко пробивалось сквозь облака и приятно согревало. Под деревьями везде виднелись многочисленные грибы всех пород.

Ежик скушал несколько спелых и очень вкусных ягодок брусники и стал размышлять о математике. Он понимал, что пора взяться за состав числа восемь. Однако вокруг было так хорошо, что совсем не хотелось отправляться в далекие края.

– А вот и я! – услышал он голос феи. Она вышла из кустов, держа за ниточки несколько воздушных шариков.

Ежик очень обрадовался. В лесу воздушные шарики – редкость. И ему всего лишь несколько раз довелось с ними поиграть.

– Сейчас будем изучать состав числа восемь, – сообщила фея. – Видишь, у меня восемь шариков как раз.

Ежик пересчитал шарики и убедился, что их действительно восемь. Он посмотрел на математическую фею, вздохнул и признался:

– Честно говоря, я гораздо больше хочу просто поиграть с этими шариками, чем изучать на них счет.

– Да мы сейчас быстренько посчитаем, а потом можно будет и поиграть с ними, – сказала фея бодрым голосом. – Вот смотри: я даю тебе один шарик. Держи. Сколько у меня осталось?

– У тебя осталось семь шариков, – ответил ежик. – Это очень просто. Значит, восемь как бы состоит из семи и одного.

– Да. А теперь вот тебе второй шарик, – с этими словами фея дала ему еще одну ниточку. – У меня осталось шесть. Так? А у тебя теперь два шарика. Получается, что восемь состоит из шести и двух, да?

– Конечно! – радостно ответил ежик, которому нравилось то, что он так хорошо все понимает в математике. И протянул лапку за ниточкой от третьего шарика. Получив ее, он сказал: – А теперь у меня три шарика, а у тебя пять шариков. Восемь – это пять плюс три. Я все понял!

– Молодец! Ты умный маленький ежик! – похвалила его фея и отдала ему еще один, четвертый шарик.

– Ну вот, сейчас у нас стало шариков поровну, – улыбнулся ежик. – У тебя четыре и у меня четыре. Значит, восемь состоит из четырех и четырех. Ну да, восемь – это четыре плюс четыре. А теперь давай с этими шариками поиграем. Ведь других способов разложить восемь на две части нет. Мы все способы испробовали. Семь и один. Шесть и два. Пять и три. Четыре и четыре. Вот такие варианты.

– Некогда мне с тобой играть, – строгим голосом произнесла математическая фея и сделала строгое лицо. – У меня много других математических дел. Например, надо сегодня с кабаном изучать таблицу умножения… Но я могу подарить тебе все эти восемь воздушных шариков. И ты сам можешь с ними поиграть. Держи!

И она протянула ежику еще четыре шарика.

– Спасибо большое! – поблагодарил ежик. – И удачи тебе с обучением кабана! Я слышал, что у него трудный характер…

– Нда… Непростой у него характер… – кивнула фея.

И растаяла в воздухе.

А ежик подумал: “Я бы никогда не стал учить кабана математике! Лучше я буду играть с воздушными шариками”.

И он пошел по лесу, держа в лапках ниточки восьми воздушных шариков и радуясь, что у него теперь есть такое чудо!

Конечно, ежик недолго гулял так один. Три шустрые белки, увидев воздушные шарики, тут же захотели тоже с ними поиграть. А потом прибежали два зайца и хомяк. И началось веселье!

Играть с воздушными шариками в осеннем лесу в теплую солнечную погоду было просто чудесно! Ежик, белки, зайцы и хомяк скакали по траве и опавшим ярким листьям и кидали друг другу шарики, подбрасывали их вверх, били по ним лапами и даже носами…

Наконец все наигрались. Белки ускакали по веткам. Зайцы упрыгали по земле. А хомяк пошел собирать себе на зиму зернышки травы.

Ежик посидел на пенечке, держа в лапках ниточки от воздушных шариков, отдыхая и размышляя. Потом он встал и медленно побрел по лесу куда глаза глядят. Домой идти еще не хотелось.

В прозрачном осеннем воздухе медленно кружились падающие листья. Воздушные шарики гармонично сочетались с ними на фоне деревьев и голубого неба. “Эх, жалко, что я не художник… – думал маленький ежик. – Я бы нарисовал такую картину: разноцветные воздушные шарики в разноцветном осеннем лесу…”

И вот он дошел до берлоги старой медведицы. Сама она сидела у входа и грустно смотрела вокруг.

– Здравствуй! – поприветствовал ее ежик. – Почему ты такая грустная в такой волшебный и прекрасный день?

– Ох, и не знаю… – молвила медведица. – Видно, старая я уже совсем стала… Все дети и внуки мои уже давно выросли, все живут своей жизнью далеко отсюда. А я живу тут одна. Конечно, берлога у меня большая и хорошая, три этажа, если считать вместе с погребом, места много. Раньше ведь большой семьей здесь жили… Но я не знаю, чем заняться… Еды у меня всякой много, припасов на зиму достаточно уже запасено. Я ведь обычно не сплю зимой, а по дому своему брожу или гуляю неподалеку…

– А я вот изучаю математику и сегодня получил в подарок от математической феи воздушные шарики. Видишь, какие они красивые! – сказал ежик.

– Отличные шарики! – согласилась медведица.

– Я изучал по ним состав числа восемь, а потом мы просто играли с ними – вместе с зайцами, белками и хомяком, – объяснил ежик.

– А что такое состав числа восемь? – удивилась медведица. – Я считать-то умею, конечно. Да и медвежат всегда учила арифметике. Но вот про состав чисел что-то не слыхала.

– Ну вот смотри, – стал рассказывать ежик. – Я в одну лапку беру один воздушный шарик, а в другую – семь воздушных шариков. Вместе их восемь. Значит, восемь как бы состоит из одного и семи. Понятно?

– Это понятно, – кивнула медведица.

– Теперь, – продолжил ежик, – я беру в одну лапку ниточки от двух шариков, а в другой лапке остаются ниточки от шести шариков. Видишь? Вместе их все так же восемь штук. Получается, что восемь состоит из двух и шести. Да?

– Да, – согласилась медведица.

– А теперь я к двум шарикам добавляю еще один – и получится, что в одной лапке у меня три шарика, а в другой – пять шариков, – продолжал ежик. – Видишь? Вместе их все равно восемь, разумеется. Но сейчас я их распределил на две группы: три и пять. Это значит, что восемь состоит из трех и пяти. Согласна?

– Согласна, – кивнула медведица.

– Ну вот. Остался последний вариант. Теперь я распределю шарики поровну: в одну лапку ниточки от четырех шариков и в другую лапку ниточки от четырех шариков. Четыре плюс четыре будет восемь, – завершил свои объяснения ежик.

– Я поняла. Восемь состоит из четырех и четырех, – удовлетворенно молвила медведица. – А также можно сказать, что восемь состоит из трех и пяти. Или можно сказать, что восемь состоит из двух и шести. И еще мы можем сказать, что восемь состоит из одного и семи. Все понятно.

– Ну… э-э-э… А хочешь, я тебе эти воздушные шарики подарю? – предложил вдруг ежик. – И тебе будет не так грустно. Ты сможешь с ними играть. И сможешь на них любоваться.

– Что ты! Спасибо тебе, конечно. Но как же я могу принять от тебя такой подарок?! Это же будет нечестно, – стала отказываться старая медведица. – Тебе же самому очень нравятся эти воздушные шарики. А я вряд ли, к тому же, смогу с ними весело играть… Не надо. Играй с ними сам, пожалуйста.

– Но… э-э-э… Мне бы очень хотелось как-нибудь помочь тебе развеселиться, – сказал ежик. – Это не дело, что ты такая грустная все время.

– Ну, развеселить меня – задача сложная, – вздохнула старая медведица. – Для этого нужно какое-то мощное волшебство, наверное…

– Так давай устроим мощное волшебство! – воодушевился маленький ежик. – Например, давай… э-э-э… Превратим эти воздушные шарики в… э-э-э… В кого мы их превратим?

– Ха-ха-ха! – засмеялась медведица. – Ну ты и придумал! Мы ж не волшебники. Как мы сможем их во что-то превратить?

Ежик взял все ниточки от шариков в одну лапку, взмахнул ею – и подбросил шарики вверх. И закричал громко:

– Э-ге-гей! Превращайтесь во что-нибудь другое! Во что сами хотите! Тра-ля-ля!

– Ой, не могу! – захохотала медведица. – Ну ты и выдумщик! Просто смех!

И вдруг – бах! бах! бах! – все воздушные шарики с грохотом стали превращаться в необычных живых существ. Ниточки и хвостики отлетели от шариков, а на их поверхности появились глаза, уши, носы и рты. И все эти существа весело закружились в воздухе.

– Живые воздушные шарики! – восхищенно воскликнул ежик.

А старая медведица от удивления просто раскрыла рот и молчала, глядя на это удивительное событие. А через какое-то время она только и смогла произнести:

– Волшебство!

Ожившие воздушные шарики остались той же округлой формы и такие же разноцветные, как и были до того. Они хлопали глазками и улыбались.

– Ну вот, ты можешь их взять жить к себе в домик, то есть в берлогу, – вдруг сообразил ежик. – И тебе с ними уже никогда-никогда не будет скучно!

– Ну… э-э-э… А вдруг они не захотят? – засомневалась медведица.

– Захотим! – дружно закричали шарики и подлетели к ней поближе, весело перемешиваясь в воздухе, кружась и пританцовывая. И повторили: – Захотим! Захотим!

– Тогда я, конечно, буду очень-очень рада, – улыбнулась медведица. – А вам не станет скучно со мной в берлоге сидеть?

– Так ты же сможешь с нами гулять по лесу! – отвечали шарики. – Да и гостей ты можешь приглашать – чтобы вместе поиграть!

– Ну хорошо тогда, – довольным голосом сказала старая медведица. – Живите у меня в берлоге. Места много. Три этажа. Куча комнат и коридоров. Мне с вами будет веселее.

– Отлично! – обрадовался ежик. – И кстати, живым воздушным шарикам не помешает хорошее воспитание и обучение. Можно читать им вслух книжки, рассказывать всякие истории… И математике их можно учить понемножку…

– Да, я займусь их воспитанием и обучением, а также буду устраивать всякие праздники, игры и мероприятия, – сказала медведица. – Спасибо тебе, милый ежик! Ты это здорово придумал – устроить волшебство! Приходи к нам почаще – будем играть все вместе.

– Конечно, приду, – ответил ежик. – Да и друзей с собой приведу. Хорошо, что у тебя такая большая берлога. В холодную осеннюю или зимнюю погоду мы сможем собираться у тебя в гостях большой компанией и придумывать всякие веселые занятия.

И он пошел к себе домой.

А воздушные шарики остались жить у старой медведицы.

Подходя к своему домику, ежик подумал: “Ну и хорошо, что так получилось. А в моем маленьком домике воздушные шарики все равно бы не поместились. Что ли, к веточке у входа их надо было бы привязывать? Нет, лучше пусть они у старой медведицы живут. И ей с ними никогда не будет скучно!”