Пятая история про ежика и математическую фею

На следующий день после путешествия в пустыню ежик проснулся и увидел, что погода снова стала хорошей. И он радостно пошел гулять по еще мокрому после вчерашнего дождя осеннему лесу.

Солнышко согревало все вокруг, искрилось в разноцветных каплях на траве и на ветках деревьев. Красота была такая, что прямо дух захватывало!

Вскоре ежик повстречал ужика. Тот лежал в мелкой лужице и беседовал с веселой ондатрой. Ондатра хохотала и хлопала глазами, слушая рассказы ужика о пустыне и об урагане, который его туда забросил.

“Похоже, он уже освоился в нашем лесу. Ну и хорошо”, – подумал ежик и пошел дальше.

Он гулял целый день до вечера. И совсем не думал о математике.

А вечером, возвращаясь к себе домой, ежик встретил фею. Она сидела на пенечке, болтая ногами и держа в руке поздний осенний цветок.

– Что-то мы про состав числа десять сегодня забыли… – сообразил ежик, останавливаясь.

– Да, забыли, – ответила фея, нюхая цветочек. – Нельзя же все время о математике думать. Есть много других интересных вещей. Я вот сегодня весь день скакала и танцевала.

– Так давай хоть сейчас разберемся с составом числа десять… – неуверенно предложил ежик. Он забрался на пенечек и сел рядом с феей. – Я бы сейчас с удовольствием позанимался математикой немножко.

– В подземелье! – решительно произнесла математическая фея. – Мы будем изучать состав числа десять в подземелье! Там самая подходящая обстановка для этого. Прямо сейчас и отправимся туда!

– Какое подземелье? Куда отправимся? – не понял ежик. – Это далеко?

– Нет, это совсем рядом, – ответила фея. Она соскочила с пенечка на землю, топнула ногой и взмахнула рукой с цветочком. – Мы провалимся туда прямо здесь!

– Ой! – немного испугался маленький ежик. – А я и не знал, что под нами тут внизу есть подземелье…

Он тоже соскочил с пенька и встал рядом с феей, хлопая глазками.

И вдруг – хоп! – и они уже стоят в почти полной темноте на сыроватом каменном полу. Вокруг тишина. Где-то вдалеке заметны слабые отблески то ли фонарей, то ли факелов.

– Мы в глубоком подземном лабиринте, расположенном под нашим лесом, – сообщила фея спокойным голосом. – Здесь когда-то жили гномы, они это все и прорыли. А теперь тут никто не живет. Но волшебство кое-какое осталось. Например, магические светильники, которые освещают залы математических испытаний… Ты хочешь пройти эти испытания!

– Э-э-э… Хочу, – немного помедлив, ответил ежик. – Но я ведь могу и не справиться… А что будет, если я не справлюсь?

– Тебя сожрут страшные зубастые подземные тараканы! – грозным голосом произнесла фея. И тут же рассмеялась. – Не бойся, это я пошутила. Если ты не сумеешь справиться с испытаниями, то тебя всего лишь обольет ледяной водой из подземной речки. Это не ужасно, можно и потерпеть. Зато, если ты пройдешь все эти математические испытания, то ты получишь целый ящик древних гномьих игрушек. Представляешь, целый ящик игрушек!

– Ага! – обрадовался ежик. – Ну тогда я готов к испытаниям. А в чем они состоят?

– Да вот как раз и нужно разбираться с составом числа десять, – хмыкнула фея. – У гномов считалось, что тот, кто полностью освоил умение понимать состав чисел от двух до десяти, может считаться достойным для обучения основам магии.

– Ух ты! – удивился ежик. – А игрушки почему дарили за это?

– Древние гномы считали, что волшебство удобнее всего изучать, начиная с магии детских игрушек, – не очень понятно ответила фея. – Но это слишком сложная тема… Ты пока разберись с этими испытаниями.

И они пошли по узкому каменному тоннелю в направлении отдаленного света. Шаги гулко отдавались эхом от стен и сводов. Со всех сторон веяло сыростью и древностью. Было прохладно. Кое-где в темноте смутно различались очертания то ли механизмов, то ли статуй.

Свет делался все ярче. И вот уже стало совсем светло. Тоннель уперся в дверь, над которой было написано: “В каждом из следующих пяти залов надо расположить десять магических светильников двумя группами. Но в каждом зале это надо сделать по-разному. Дерзай – и ты получишь кучу замечательных игрушек, если сумеешь доказать силу своего ума”.

Ежик смело шагнул вперед. Дверь перед ним сама собой открылась. И он вошел в первый зал. Фея тихонько шла рядом и молчала.

Магические светильники плавали в воздухе невысоко над полом. Они давали приятный неяркий свет. Других источников освещения здесь не было, и поэтому в большом зале стоял полумрак.

Светильников было ровно десять.

Ежик, не колеблясь, отодвинул один из светильников в сторону, а все остальные собрал в кучу в другом месте.

– Один и девять – это десять, – сказал он. – Поэтому мы можем считать, что число десять состоит из одного и девяти. Таков его состав.

Бом! Это негромко где-то ударил колокол.

В дальней стене зала открылась другая дверь. Ежик пошел к ней. И скоро он уже входил в следующий зал, по которому плавали в воздухе десять магических светильников.

Скрип. Дверь позади закрылась.

Ежик распределил в этом зале десять светильников в две группы иначе: с одной стороны – два светильника, а с другой стороны – восемь светильников.

– Вот другой вариант состава числа десять, – сказал он. – Десять состоит из двух и восьми.

Бом! Бом! Невидимый колокол ударил дважды.

И вот уже в дальней стене зала открывается следующая дверь.

Ежик медленно двинулся к ней, вошел в третий зал. Осмотрелся. Светильники плавали в воздухе где-то далеко.

Бух! Сзади громко закрылась дверь.

Подул сильный ветер. Он понес десять магических светильников прямо на ежика и фею. Все быстрее и быстрее. Как их остановить?

– Стойте! – неожиданно для себя крикнул ежик решительно.

Тут же ветер стих, светильники остановились, слегка покачиваясь в воздухе.

Ежик отделил три светильника и разместил их в одной стороне зала. А потом отодвинул оставшиеся семь в другой конец зала.

– Вот и все, – молвил он. – Десять можно представить как три и семь.

Бом! Бом! Бом! Три удара колокола возвестили об успешном прохождении третьего этапа математических испытаний.

Видя медленно открывающуюся дверь в четвертый зал, ежик подумал: “Наверное, дальше приготовлен какой-то сюрприз. Чует мое сердце, там меня ждет что-то неприятное…” Ему сделалось страшно. Он оглянулся на фею. А вдруг она не сумеет справиться с какими-нибудь древними подземными монстрами?

Но он храбро пошел вперед.

Бабах! Дверь позади него захлопнулась с грохотом и лязгом.

Ежик и фея стояли в четвертом зале математических испытаний и с недоумением смотрели по сторонам. Никаких светильников здесь не было видно. Густая темнота окутывала зал. Лишь от пола и от стен исходило слабое-слабое свечение.

– Если ты, испытуемый, за минуту не обнаружишь здесь десять волшебных светильников и не распределишь их на две группы каким-то новым способом, то на тебя выльется целое озеро ледяной воды со злыми и голодными подземными пиявками! – раздался вдруг громкий механический голос, идущий, казалось, со всех сторон.

Не теряя времени, ежик сорвался с места и помчался по огромному темному подземному залу. “Где же здесь могут быть светильники? – думал он на бегу. – Где же их искать?”

Внезапно его лапка зацепилась за что-то в полу. Ежик споткнулся и упал. Он сразу же вскочил, намереваясь бежать дальше. Но тут обнаружил, что из каменного пола торчит металлическая скоба с продетым в нее кольцом. Об эту скобу он и зацепился, когда бежал.

“Надо дернуть за это кольцо! – решил ежик. – А вдруг светильники спрятаны там?”

Он ухватился передними лапками за большое и тяжелое металлическое кольцо и изо всех сил потянул его кверху.

Оказалось, что кольцо прикреплено к крышке люка. Она медленно откинулась в сторону, звякнув на ржавых петлях. Из глубины люка заструился слабый свет.

“Ага! Светильники там!” – обрадовался ежик.

И действительно, один за другим, магические светильники начали медленно всплывать из люка.

Ежик, не растерявшись, стал тут же распихивать их в разные стороны.

И скоро четыре светильника мягко покачивались в воздухе с одной стороны зала, а шесть других светильников повисли в другой стороне.

– Пятьдесят шесть секунд! – возвестил механический голос громко и беспристрастно. – Ты прошел это испытание.

– Да, – гордо выпрямился ежик. – Ведь понятно, что десять можно представить как четыре плюс шесть. И нечего было меня пугать холодной водой и злыми пиявками!

Бом! Бом! Бом! Бом! Невидимый колокол ударил негромко четыре раза.

– Соберись, ежик! – негромко шепнула фея, подходя и указывая на открывшуюся в дальней стене дверь, ведущую в следующий зал математических испытаний. – Наверняка напоследок там приготовлено что-то очень-очень сложное. Древние гномы были суровыми, когда дело касалось проверки на пригодность к обучению магии. Ты должен быть готов к любому повороту событий.

И они вдвоем вошли в последний зал.

Дверь позади них бесшумно затворилась.

Ежик вгляделся в сумерки, заполненные каким-то серым туманом, и вдруг ойкнул от неожиданности и сделал шаг назад. Из темноты и тумана на него надвинулась огромная фигура чудовища.

– Ой, – еще раз ойкнул ежик. И постарался собраться с духом.

– Р-р-р! – зарычало чудовище низким глухим голосом. – Я не пущу тебя к волшебным светильникам! Не пущу!

– Ой! – в третий раз произнес ежик. И подумал тут же, что хватит ойкать, а надо найти выход из сложившегося положения. Ведь должен быть какой-то способ!

“Ясное дело, это не совсем настоящее чудовище. Ведь древние гномы не хотели сильно навредить своим детям, даже если те не справлялись с математическими испытаниями”, – вдруг догадался ежик и улыбнулся.

– Я тебя не боюсь! – сказал он чудовищу громко. – Я тебя не боюсь! Я не боюсь тебя совсем! Ты не настоящее! Ты просто для пугания детей! Я совсем-совсем тебя не боюсь! Абсолютно не боюсь!

И чудовище растворилось в воздухе. Будто бы его и не было.

В пустоте зала далеко впереди сразу же стали видны десять волшебных светильников.

Ежик подбежал к ним и распределил их на две группы – по пять светильников в каждой. И произнес громко:

– Пять и пять – десять. Поэтому можно сказать, что десять состоит из пяти и пяти.

Бом! Бом! Бом! Бом! Бом! Невидимый колокол негромко прозвенел пять раз, знаменуя успешное прохождение пятого, последнего испытания.

“А где же ящик игрушек?” – подумал ежик.

И вдруг весь огромный подземный зал осветился яркими лампами, вспыхнувшими на высоком потолке. Заиграла приятная простенькая музыка.

– Это древняя гномья детская песенка, – пояснила математическая фея, подходя и становясь рядом с ежиком. – Но сейчас она звучит без слов, так как ты же не знаешь язык древних гномов.

В потолке, медленно увеличиваясь, появилось квадратное отверстие. Оно росло и росло. И вот сделалось довольно большого размера.

Из отверстия выпала веревочная лестница.

– Не очень-то просто забраться вверх по такой штуке, – вздохнул ежик. – Но придется лезть. Видимо, ящик с древними гномьими игрушками находится там.

– Да, мне тоже так думается, – кивнула фея.

Вскарабкавшись по веревочной лестнице в люк в потолке зала, ежик очутился в небольшом округлом помещении, освещенном разноцветными светильниками, расположенными вдоль стен.

У одной стены стоял большой ящик, разрисованный затейливыми узорами. Снизу у ящика были колесики. А с одного из боков была прикреплена веревочка.

Ежик подошел к ящику, приподнял крышку и заглянул внутрь. Там оказались игрушки – самые разные!

Математическая фея тоже поднялась в это округлое помещение по веревочной лестнице. Она посмотрела на ящик и предложила:

– А давай теперь переправимся домой. Там и будешь не спеша разглядывать все эти игрушки.

Ежик закрыл крышку ящика и ответил:

– Ну давай.

И хоп! – они уже стоят в лесу, на поверхности земли, неподалеку от домика ежика.

– Вот и все, – молвила фея. – Мы с тобой изучили состав всех чисел от двух до десяти. Надеюсь, ты навсегда запомнишь то, что узнал за эти дни. А теперь я займусь другими делами. До свидания.

– До свидания, – тоже попрощался ежик.

И фея растаяла в воздухе.

Лежавший неподалеку в лужице ужик спросил:

– А где ты был? И что в этом ящике?

– Я был в подземелье древних гномов. Проходил там всякие трудные математические испытания. И в награду за то, что с ними справился, я получил этот ящик с гномьими игрушками, – объяснил ежик. – Сейчас не спеша все их у себя в домике разложу и рассмотрю. А потом надо будет созвать всех друзей и знакомых – и будем играть вместе.

– Ну ты просто герой! – одобрил ужик.

– Да, это было непросто… – скромно, но с достоинством ответил ежик. И поинтересовался: – А ты где поселился?

– В норке под корнями старой ели, тут неподалеку, рядом с плоским камнем. На нем, думаю, будет удобно лежать и размышлять… И норка хорошая, уютная, – сказал ужик.

– Ну и отлично! Здорово, что мы тогда в пустыню слетали и тебя там нашли. И вообще замечательные у меня путешествия были в эти дни. Но теперь я хочу долго побыть дома, отдохнуть, переварить все эти впечатления и математические знания… Да и с игрушками надо разобраться, – с этими словами ежик повернулся, ухватился за веревочку, приделанную к стенке ящика с гномьими игрушками, и потащил его за собой к дому.