Кукумяу и осьминожики

На следующий день после приключения с водяным Джоном в подводной математической пещере рыба Кукумяу решила пообщаться с осьминожиками. Они давно приглашали ее в гости. Забавный головоногий молодняк привык называть ее “тетя Кукумяу”.

Жили осьминоги в большом подводном лесу из огромных водорослей. Ночью они сладко спали в своих домиках или в норах среди камней, а днем гуляли, ели и разговаривали. Взрослые, естественно, предпочитали спокойные неторопливые беседы на умные и серьезные темы, а маленькие осьминожики любили играть и веселиться, слушать сказки и петь песенки, путешествовать по морю и изучать математику…

Да-да-да! Осьминожики с удовольствие решали примеры и задачи, чертили на песчаном дне геометрические фигуры, решали головоломки, строили из длинных тонких палочек и кусочков плотной и липкой смолы сложные объемные многогранники…

И вот приплыла рыба Кукумяу в осьминожье поселение. Видит: никого нигде нет. Ни взрослых, ни детей. Что такое? Куда все подевались?

И вдруг…

– Мы сделались невидимыми! Мы все сделались невидимыми! – раздались со всех сторон знакомые голоса маленьких осьминожиков. По движению воды Кукумяу поняла, что все они столпились вокруг нее и бурно размахивают своими щупальцами.

– Нас заколдовали! Мы пропали! Мы теперь навсегда будем невидимыми! Это ужасно! – причитали осьминожики. – Это злые крокодилы! Они взорвали тут невидимую бомбу. Сам взрыв был совсем легонький. Но мы – хоп! – и сразу все сделались невидимыми. И это навсегда!

– Так. Спокойно. Без паники, – авторитетным и уверенным голосом произнесла Кукумяу. – Еще посмотрим, что это за колдовство. И если только возможно, найдем способ расколдовать вас всех. Обязательно найдем.

Маленький добрый краб вылез из своей норки под плоским желтым камнем. Он внимательно оглядел лес водорослей – словно бы продолжал видеть там детей-осьминожиков и взрослых осьминогов. И спросил тихо:

– А вы знаете, как решать примеры типа 300 + 200, а? То есть когда два нуля на конце числа? Это очень-очень важное знание…

Этого маленького тихого краба все знали и уважали. Говорили, что он очень-очень стар, что ему уже больше тысячи лет… Но кто знает, правда ли это? В море столько разных слухов, легенд, сплетен, рассказов…

– А причем здесь примеры? – раздался удивленный голос какого-то писклявого осьминожика. – У нас проблемы с невидимостью, а не с математикой. Наши все взрослые вообще впали в депрессию и тоскуют в большой пещере под скалой. Там и темно, и тихо, и печально… А мы, дети, все же сохраняем немного бодрости духа и поэтому плаваем среди водорослей…

– Милые маленькие осьминожики! Никогда не верьте злым крокодилам! – мягко улыбнулся краб и поднял клешни. – Злые крокодилы обычно врут. Не верьте им. Бомбу невидимую они взорвали действительно, спору нет. Хотя я и не пойму, где они ее украли… Но против колдовства этой бомбы есть простое средство математической магии. Достаточно написать где-то пример, в котором складываются числа с двумя нулями на конце, а потом решить этот пример вслух – и невидимая бомбовая заколдованность исчезает. Но каждый из вас должен сам решить один такой пример.

– Ой, как здорово! Как чудесно! – обрадовались вокруг маленькие осьминожики. – Давайте решать такие примеры прямо сейчас! Только мы не умеем пока. Тетя Кукумяу, ты нас научишь быстренько?

– Я вас, конечно, научу, – ответила рыба. – И сделаю это, действительно, очень быстро. Правило здесь простое: сначала забудьте про нули, а потом про них вспомните. Например, 300 + 500 решаем так. Сначала забываем про нули и складываем 3 + 5, это будет 8, как вы, надеюсь, хорошо понимаете. А затем вспоминаем про нули и приписываем их к ответу. То есть получится 800. Вам ясно? Очень просто: 300 + 500 = 800. Вот я вся премудрость. Понятно?

– Понятно! Понятно! – хором заговорили невидимые осьминожики со всех сторон.

– Такие большие числа, а складываются так легко и без проблем, – заметил мудрый старый маленький краб, пошевеливая клешнями.

– Если всем все понятно, то давайте начинать расколдовываться, – сказала Кукумяу. – Чего тянуть? Кто первый?

– Я, я первый! – раздался голос писклявого осьминожика. – Я уже умею!

– Я буду примеры задавать всем по очереди, – молвил краб. – Тебе, значит, такой пример: 700 + 200. Сможешь решить?

– Ой! – ойкнул писклявый невидимый осьминожик. – То есть я сейчас справлюсь. Э-э-э… Сначала забудем про нули…

– Сначала ты пример напиши на песке, – напомнила ему рыба Кукумяу. – Возьми какую-нибудь палочку и напиши.

Невидимый осьминожик быстро нашел на морском дне подходящую небольшую палку и лихо нарисовал ею на песке пример: 700 + 200. И завопил:

– Да! Когда напишешь, то сразу делается проще! Забываем про нули! То есть я их словно бы просто не замечаю. И решаю элементарный пример 7 + 2. Ха-ха-ха! Это будет 9. А теперь я вспоминаю про нули и приписываю их после цифры 9. Два нуля приписываю! Ура! Получается 900!!! Ха-ха-ха!

И он тут же сделался видимым.

– Вот это да! – заорали все осьминожики. – Злые крокодилы нам наврали! Мы победим все их дурацкое колдовство!

– Следующий пример такой: 300 + 100, – спокойно произнес мудрый краб. – Кто будет решать?

– Я, – раздался голос. И, взяв палочку, невидимый осьминожик стал рисовать числа на песке и рассуждать вслух: – Сначала пишем 300 + 100. Потом забываем про нули, просто словно бы их и нет вообще. Получается пример 3 + 1. Это будет 4, ясное дело. А теперь я вспомню про нули. Их две штуки, этих нулей. Значит, ответ получается 400. Ура!!! Я делаюсь видимым снова! Ура! Ура!

И дело двинулось бодрыми темпами.

Осьминожики ловко решали математические примеры, записывая их палочкой на песке, и сразу же становились видимыми – все по очереди. И скоро расколдовались.

– А как же наши взрослые? – напомнил маленький писклявый осьминожик, который расколдовался первым. – Надо позвать всех взрослых из пещеры, где они унывают, и помочь им снова сделаться видимыми.

Конечно, за взрослыми осьминогами они отправились всей гурьбой, с воплями и с бурлением воды. Лишь рыба Кукумяу да старый мудрый маленький краб остались подождать.

Взрослые осьминоги сначала не могли поверить, что злое колдовство невидимой бомбы так легко расколдовывается. Но дети-осьминожики быстро их убедили.

И вот уже краб задает примеры для взрослых осьминогов, а те записывают их, решают и делаются видимыми. И при этом все маленькие осьминожики дружно и радостно кричат:

– Ура! Ура!

Когда все осьминоги, дети и взрослые, снова стали видимыми, краб уполз в свою норку под большим желтым камнем. Конечно, перед этим все его поблагодарили очень-очень. А он только мудро улыбался и слегка шевелил усами.

– Ну и ну! – сказала рыба Кукумяу напоследок осьминожикам и взрослым осьминогам. – Кто бы мог подумать? Оказывается, некоторые проблемы с заколдованностью можно решать при помощи простой математической магии! Ну и ну! Вот тебе и математика! Никогда бы не подумала!

И она уплыла к себе домой, чтобы в одиночестве хорошенько обдумать всю эту историю.