Загадочная рыба Кукумяу

Жила-была в море рыба Кукумяу. Это была довольно крупная рыба. Она любила математику. Ну просто жутко любила! Складывать, вычитать, умножать, делить, решать задачи – все это было для нее сущим наслаждением!

С другими морскими обитателями Кукумяу много общалась – на математические темы и просто так. К ней часто обращались за помощью, если нужно было решить сложную задачку или головоломку. Она была добрая и отзывчивая рыба. И морские ежата, и маленькие осьминожики, и крупные кальмары, и гордые альбатросы, и морские звезды, и самые разные рыбы всех размеров и форм, и медузы, и крабы… – все дружили с Кукумяу.

Иногда к ней обращались за помощью в ситуациях, когда требовались уверенные знания по математике или особенные способности в решении нестандартных задач.

Например, как-то раз большой осьминог Феоктист запутался с количеством своих ног и никак не мог их точно сосчитать. Дело в том, что злые крокодилы специально дразнили его, называя девятиногим мутантом и позором всего моря. Вот Феоктист и запутался от обиды и от страха, когда стал пересчитывать свои ноги, дабы убедиться, что он не мутант.

Когда Кукумяу, пожалевшая осьминога, стала пытаться точно сосчитать его щупальца, она поначалу тоже никак не могла это сделать, поскольку взволнованный Феоктист суетливо и нервно размахивал и вертел всеми своими ногами. А поскольку он был крупным осьминогом и обладал очень длинными щупальцами, то Кукумяу каждый раз сбивалась со счета в этой круговерти осьминоговых ног.

Что было делать? Феоктист нервничал все больше и больше. Из-за этого он все более судорожно, более стремительно и более хаотично крутил щупальцами. Бедолаге казалось, что он действительно сделался мутантом, выпив месяц назад целую бутылку непонятного напитка, которую уронили в море люди с какого-то теплохода…

Кукумяу решительно схватила маркер и на кусочках пластика быстро написала числа от 1 до 8. Потом она шилом проделала небольшие дырочки в каждом куске и продела в эти дырочки веревочки. Получилось восемь пронумерованных бирок.

После этого Кукумяу привязала к каждой ноге Феоктиста по бирке. И оказалось, что ног без бирок не осталось. И бирок лишних не осталось. Это означало, что все-таки щупалец у Феоктиста было ровно восемь, как и полагается осьминогу. И никакой он был не мутант! Это просто злые крокодилы его ни за что ни про что обижали так.

Благодарный успокоившийся осьминог долго потом всем рассказывал об уме и находчивости рыбы Кукумяу. Хотя сама она считала, что это была совсем не сложная задача. Здесь требовалась просто элементарная сообразительность.

– Откуда ты такая умная? – как-то спросил Кукумяу один малек.

– О-о-о… – загадочно улыбнулась она. Но ничего не объяснила.

И действительно, никто в море не знал, где Кукумяу выучилась математике. Ведь, согласитесь, для рыбы это довольно необычное свойство – великолепно разбираться в сложении, вычитании, умножении, делении и во всех прочих математических премудростях. Для морских жителей даже умение считать до десяти является не таким уж обычным. А Кукумяу с легкостью складывала и вычитала в пределах тысячи и даже больше!

Таинственность и загадочность, окружавшие рыбу Кукумяу, не мешали ей быть веселой, энергичной и много путешествовать. Она любила узнавать новые места, обследовать подводные пещеры, беседовать с приплывшими издалека китами и с прилетевшими издалека перелетными водоплавающими птицами.

Однажды Кукумяу обнаружила в толще подводной скалы незнакомую пещеру. Это было удивительно, поскольку она не раз проплывала в этом месте раньше, но никакой пещеры там не замечала. Непонятная история!

С одной стороны, Кукумяу очень хотелось разузнать, что находится в этой странной, непонятно откуда появившейся новой подводной пещере. Она была чрезвычайно любопытная рыба. А с другой стороны, ей было страшно. Кто его знает, что в этой пещере? Может быть, там что-то ужасное и опасное?

Вдруг из отверстия пещеры высунулся водяной Джон. Его знали все морские жители, так как он постоянно попадал в какие-то интересные истории, а потом всем вокруг рассказывал о своих приключениях. Его рассказы были столь необычны, что их пересказывали друг другу и рыбы, и медузы, и чайки… Так что о похождениях этого водяного становилось известно по всему морю.

Джон подмигнул Кукумяу и сказал:

– Вижу, значит, я заколдованный люк в скале, замаскированный. Ну, я-то известный колдун и следопыт… От меня не так-то просто скрыть что-то под водой, особенно люк. Потому что люки очень меня привлекают. Ведь обычно за люком находится что-то очень интересное и необычное…

– Или опасное и ужасное, – перебила его рыба Кукумяу, которая относилась к рассказам Джона о его приключениях с недоверием.

– Ну да, или опасное и ужасное, – согласился водяной. – Так вот, вижу я люк здесь, который почти было не отличить от скалы, так он был замаскирован. И тут же я обнаружил секретный замок – и хоп! – быстренько открыл его с помощью колдовского заклинания…

– А что там в пещере? – снова перебила его Кукумяу.

– Загадочное место… – неопределенно ответил Джон. – Какая-то математика…

– Ну, это мне интересно, – сказала рыба. И она пошевелила хвостом и плавниками и потихоньку-потихоньку вплыла в эту подводную пещеру.

Водяной плыл перед ней, по дороге объясняя:

– Видишь, здесь абсолютно темно. Но кое-что все же видно. Это потому что у меня глаза светятся. Скоро пещера расширится и ты увидишь что-то математическое… Сам-то я, как ты знаешь, ни читать, ни считать не умею, так что и не понял ничего здесь… Но цифры какие-то я точно видел…

Действительно, скоро пещера расширилась, и они очутились в подводном зале с ровными стенками, на которых везде яркими светящимися красками были написаны математические примеры.

– О! Понятно! – сказала Кукумяу. – Это одна из множества особых математических пещер, разбросанных по морям и океанам для сохранения древних знаний и передачи их всем, кому интересно. Я видела немало таких пещер. В них мой папа Кукугав учил меня складывать и вычитать, умножать и делить… Правда, обычно никаких заколдованных и замаскированных люков там не было. Обычно в такие пещеры можно заплыть без особых сложностей. Надо лишь знать, где они расположены.

– Ну… э-э-э… честно говоря… я просто тут увидел открытый люк… Раньше на этом склоне густо росли водоросли, поэтому люка и не было видно. А вчера случился обвал тут – и водоросли смело камнями. Вот и люк стал виден… Просто я думал, что интереснее рассказать потаинственнее и поволшебнее… – признался Джон слегка смущенно.

Рыба улыбнулась, но ничего не ответила. Она внимательно изучала надписи на стенах. И через какое-то время спросила:

– Хочешь, объясню тебе, о чем тут все?

– Да… это… я в математике-то не шибко смыслю… – замялся водяной. – Я больше по части приключений и развлечений подвизаюсь, да вот рассказывать люблю истории всякие… А здесь вон сложное все такое…

– Я могу тебе кратко объяснить самую суть, – сказала Кукумяу. – Это просто.

– А мозг от информации не лопнет у меня? Я не окочурюсь от новых знаний? – заволновался Джон.

– Я уверена, что твой мозг выдержит эту нагрузку, – рассмеялась рыба. – К тому же, в этой пещере всего одна учебная тема, хотя примеров и очень много. Но правило везде одно и то же.

– Ну, попробуй, расскажи мне чуточку, давай, – согласился водяной со вздохом. – Но если мой мозг начнет перегреваться от математической энергии, то срочно прекратим!

– Здесь на стенах везде написаны примеры на сложение двузначных чисел с нулями на конце, – начала объяснять Кукумяу. – Двузначное число – это число, которое состоит из двух цифр. Ясно?

– Ясно, – ответил водяной. – Это я понимаю. Вот, скажем, число 70, оно состоит из двух цифр – из цифры 7 и цифры 0. Верно?

– Верно, – кивнула рыба. – А как сложить число 70 и число 20?

– Э-э-э… Наверное, будет 90… – предположил Джон неуверенно. – Вот тут как раз такой пример написан: 70 + 20 = 90.

– Все правильно, – согласилась рыба. – Но важно понять суть дела, а не просто угадать верный ответ, да еще воспользовавшись подсказкой на стене. А правило такое: надо сначала забыть про нули, а потом про них вспомнить.

– Во как! – удивился водяной. – Не совсем я понял. Но мысль смутно, кажется, улавливаю…

– Смотри: пример 70 + 20 = 90 похож на пример 7 + 2 = 9, – сказала Кукумяу, пошевелив хвостом и плавниками.

– Точно! Вот это да! – восхитился Джон. – То есть мы взяли пример 70 + 20 и забыли в нем про нули у чисел, поэтому получился пример 7 + 2, который легко решить. Даже я хорошо понимаю, что 7 + 2 = 9. Ведь это элементарный счет! А потом мы вспомнили про нули – и приписала их во всем примере. Вышло 70 + 20 = 90!

– Умница! – похвалила его рыба. – Ну вот ты все здесь и понял. В этой пещере других примеров и нет, а только такого типа. И все они решаются одинаковым способом.

– Сначала надо забыть про нули, а потом про них вспомнить! – повторил Джон правило. – Теперь-то я все примеры в этой пещере мог бы и сам перерешать, не нужны мне вовсе эти ответы, которые везде тут понаписаны! Я бы тут все перерешал сам! Я вообще-то умный и сообразительный! Как-то сразу понял самую суть!

И вдруг на стенах ответы во всех примерах разом исчезли.

– Волшебство! – восторженно молвил водяной, вертя головой по сторонам. – Круто!

– Это специально, чтобы ты мог сам потренироваться в решении таких примеров, – пояснила Кукумяу. – Во всех математических пещерах подобные штучки бывают. Это древняя магия. Если ты теперь решишь верно какой-то пример из написанных на стене, то его ответ снова сделается виден, появится обратно. Магия, понимаешь?

– Понимаю, – ответил Джон. – Не дурачок какой-нибудь. Я всякого в море повидал. И с магией не раз дело имел…

– Так ты примеры решать будешь? – перебила его Кукумяу.

– Буду. Только их здесь очень много. Быстро не получится все перерешать, – сказал водяной. – Но я перерешаю. Я вообще-то крутой… Скажем, вот пример 80 + 10. Ясное дело, что, забыв про нули, мы получим пример 8 + 1, а его решить может даже тупая камбала Люська, это будет 9. А теперь мы вспоминаем про нули и получаем, что в примере 80 + 10 ответ будет 90. Я гений! Супер!

– Гм, – неопределенно пробормотала рыба. – Ну да, ответ верный. И смотри: он тут же появился на стене в конце этого примера.

– Ура! Древняя магия работает! – закричал Джон. – Сейчас я тут все примеры расколдую обратно!

Он пошевелил лапами и подплыл к примеру 30 + 40, который был изображен особенно крупными цифрами.

– Сначала я забуду про нули и получу пример 3 + 4, – начал рассуждать водяной. – Это будет ровно 7. Потому что 3 + 4 = 7, это очевидно. Так? Так! Значит, если теперь вспомнить про нули, то будет 30 + 40 = 70, верно? Ага! Верно! Ответ появился на стене! Я все решил правильно! Я математик! Ура!

– Да, ты математик… – согласилась Кукумяу. – Ну, я, пожалуй, поплыву… У меня еще куча дел сегодня…

– А я буду решать примеры! – воодушевленно молвил Джон. – Пока их все тут не перерешаю, никуда не уплыву.

– Отлично! Удачи тебе! – попрощалась рыба. И она повернулась к выходу из пещеры, заработала хвостом и отправилась в гости к своей знакомой каракатице, которая ее уже поджидала у себя в домике на морском дне.

Когда Кукумяу вечером проплывала мимо математической пещеры обратно, она решила заглянуть внутрь. Джон как раз только что закончил решать все примеры. Он с довольным видом показал рыбе, что везде на стенах снова появились ответы.

– Молодец, – похвалила его Кукумяу.

И поплыла к себе домой.

А водяной еще долго плавал по математической пещере, неспешно шевеля перепончатыми лапами и любуясь решенными примерами.

Внезапно он сообразил: “Ага! Так вот откуда эта загадочная рыба Кукумяу так хорошо знает математику! Ее учил папа Кукугав в таких вот подводных математических пещерах! Теперь все ясно! Надо всем рассказать… Уж я теперь всем расскажу всю правду…”