Ночная прогулка умного ежа

Глубокой ночью под прошлогодними опавшими листьями у корней большого клена раздалось интенсивное шуршание и пыхтение.

Скоро оттуда на поверхность выбрался крупный еж. Он оглядел ночной лес, посмотрел на проглядывающую среди крон деревьев Луну, фыркнул, отряхнул с себя несколько прошлогодних листьев и не спеша отправился гулять по округе.

Он шагал по еле заметным лесным тропинкам, пробирался сквозь густые заросли кустов рябины и бузины, весело топал по оставшимся с позавчерашнего дождя неглубоким лужицам…

Неожиданно он буквально нос к носу столкнулся с большой ночной бабочкой. Она испуганно затрепетала крылышками перед ежом, а затем стремительно унеслась куда-то в темноту.

Еж остановился, повертел головой и вдруг заметил какие-то странные разноцветные огоньки в стороне бобровой запруды. Они проблескивали через густые ветви деревьев.

“Что это такое?” – заинтересовался еж. И зашагал туда.

Скоро он очутился на берегу запруды. И увидел висящие на деревьях разноцветные фонарики.

“Ясное дело, бобрята развесили”, – догадался умный еж. И сосчитал фонарики – просто из интереса. И очень удивился, что их ровно 60.

Рядом на ветку опустилась небольшая сова. Она сказала:

– Здесь вечером математический эксперимент проводили. Фиолетовый бегемотик, который спал много тысяч лет, а теперь проснулся, делил 60 разноцветных фонариков поровну на 10 бобрят. И у каждого бобренка в итоге оказалось 6 фонариков. И каждый их развесил на своем дереве. То есть белки развешивали, а бобрята руководили.

– Значит, здесь 10 деревьев с фонариками. И на каждом дереве по 6 штук висит, – сообразил умный еж.

– Да, видимо, это именно так, – ответила сова. И улетела по своим делам.

А еж стал бродить по берегу и размышлять. Ему очень понравились слова “математический эксперимент”. Такого он в лесу еще не слыхал.

И ему захотелось тоже провести какой-нибудь математический эксперимент.

Луна вышла из-за облака и осветила запруду и деревья вокруг. Ежик увидел на воде плавающего спящего бегемотика. В темноте было не видно, какого он цвета.

Еж еще побродил по берегу…

И вдруг его осенило:

“Можно перевесить фонарики по-другому! Можно попробовать их развесить не по 6 штук на каждом из десяти деревьев, а по 10 штук на одном дереве! Вот это да! Вот это мысль!”

Он даже запыхтел от гордости, что придумал такой оригинальный математический эксперимент!

Потом ежик стал думать, что 60 – это ведь 60 десятков. А значит, если развешивать по 10 фонариков на одном дереве, то должно получиться 6 деревьев с фонариками.

“Это будет моя математическая гипотеза! – подумал он. – И я ее проверю в эксперименте”.

В это время в запруде проснулся фиолетовый бегемотик. Он зевнул, побултыхался немного в теплой водичке, а затем медленно подплыл к берегу и выбрался на траву.

Умный еж с радостью приветствовал бегемотика и тут же изложил свою идею нового математического эксперимента.

– А бобрята не расстроятся? – засомневался добрый бегемотик. – Вот проснутся они утром, а все фонарики перевешены и перепутаны…

Еж озадаченно запыхтел. Ему очень хотелось провести математический эксперимент. Но он понимал, что обижать маленьких бобрят – это гнусно и недостойно.

Где-то в запруде раздался тихий плеск. Еж прислушался.

Скоро к берегу, тихо гребя лапами, подплыли два бобренка. Они вылезли на траву, отряхнулись и объяснили:

– Мы решили посмотреть на наши разноцветные фонарики. Нам очень интересно, как они светятся в темноте. Все взрослые спят. Вот мы и прокрались к выходу из хатки и тихонечко приплыли сюда.

Не успели они это рассказать, как со стороны запруды снова послышались тихие всплески. И скоро еще трое бобрят вылезли на берег. Конечно, им тоже захотелось посмотреть ночью на разноцветные фонарики.

Фиолетовый бегемотик предположил:

– Наверное, сейчас сюда соберутся все бобрята поселка.

И он угадал.

Довольно скоро все 10 бобрят стояли на берегу и любовались своими чудесными фонариками, светящимися среди ветвей в ночной темноте.

Это действительно было очень красиво. И даже в этом как будто ощущалось волшебство…

Ветер слегка шевелил листья, и казалось, что фонарики иногда мигают, что их свет меняется…

– А давайте проведем ночной математический эксперимент, – предложил еж. – Давайте перевесим фонарики по-другому. Разместим их по 10 штук на дереве. И посмотрим, сколько деревьев для этого потребуется.

Фиолетовый бегемотик предупредил:

– Но имейте в виду, что фонарики от этого все перепутаются. И уже будет не разобрать, где чьи. Но ведь это, по-моему, не очень важно. Вы теперь всегда сможете их снова разделить. Каждый из вас снова может взять по 6 штук.

Все бобрята с энтузиазмом согласились. Не то чтобы им было так уж интересно, сколько понадобится деревьев при развешивании фонариков по 10 штук на дерево, но им просто хотелось чего-то новенького.

– А как же мы будем перевешивать фонарики? – спросил самый маленький бобренок. – Ведь белки сейчас спят. А мы по деревьям лазать не умеем.

– Надо разбудить белок. И они нам помогут, – предложил фиолетовый бегемотик. – Это не проблема. Я поору погромче – и они проснутся. Голос у меня мощный. Я с удовольствием их разбужу.

– Что ты! Не делай этого! – воскликнул умный еж. – Белки только рассердятся на нас за то, что мы не даем им спокойно спать. Они не станут нам помогать. Они не будут ночью лазать по нашей просьбе по деревьям и перевешивать разноцветные фонарики по другим местам. Они просто будут злобно и громко ругаться на нас…

– И взрослые бобры проснутся тоже, – добавила одна маленькая бобреночка. – И нас всех загонят обратно в хатки спать. И не будет у нас никакого математического эксперимента тогда.

Фиолетовый бегемотик, конечно же, их послушался и не стал орать.

Умный еж подумал и сказал:

– Можно было бы попросить летучих мышей нам помочь. Они как раз ночью не спят, а летают по лесу. Но как их позвать сюда?

– Я могу погромче покричать и позвать их, – предложил фиолетовый бегемотик. – Я могу кричать очень громко. Все летучие мыши во всем лесу меня услышат…

– Что ты! Что ты! Не надо кричать! – наперебой стали отговаривать его бобрята. – Ты же перебудишь всех вокруг! И нас отправят по домам спать! И все будут ругаться!

– Ах да! Что-то я снова не сообразил, – смутился бегемотик.

Он побродил по берегу. И вдруг увидел мрачную жабу. Она сидела у воды в траве и хмуро глядела на всех собравшихся. И молчала.

– Почему ты такая мрачная, жаба? – спросил ее бегемотик.

Жаба не ответила. Она сунула в рот пальцы одной своей передней лапы и громко и пронзительно свистнула. В ночной тишине этот звук разнесся далеко по лесу.

– Эта жаба часто по ночам свистит, – пояснил бегемотику один из бобрят. – Никто из наших уже и внимания на ее свист не обращает.

И действительно, никто из взрослых бобров не проснулся и на вылез из хатки. Ночной свист жабы – это был для них обычный и привычный ночной шум.

Но летучие мыши издалека услышали – и сразу прилетели к запруде. Они принялись носиться над водой и над берегом непредсказуемыми зигзагами, попискивая в воздухе и иногда хихикая.

Умный еж, не теряя времени даром, обратился к ним:

– Не могли бы вы помочь нам осуществить важный математический эксперимент? Надо перевесить фонарики по-другому.

И он быстро растолковал летучим мышам суть дела.

Не прошло и пяти минут, как все было сделано. Теперь разноцветные фонарики висели на шести деревьях – по 10 штук на каждом дереве.

Летучие мыши со смехом и писком улетели в ночную темноту. Жаба куда-то уползла, так и не сказав ни слова.

Бобрята радостно смотрели на свои фонарики, которые весело светили среди веток, создавая около запруды обстановку волшебства и праздника.

Умный еж произнес довольным голосом:

– Ну вот. Результаты нашего математического эксперимента полностью подтвердили мою первоначальную гипотезу. Действительно, если 60 фонариков развесить на 6 деревьев поровну, то на каждом дереве окажется по 10 фонариков.

И он довольно запыхтел и зафыркал.

А потом не спеша утопал по тропинке в лес – продолжать свою ночную прогулку.

Бобрята и фиолетовый бегемотик еще долго сидели на берегу запруды, любуясь разноцветными фонариками на деревьях.

Потом бобрята все же расплылись по своим хаткам, тихонечко пробрались в свои постельки и уснули. Взрослые бобры так ничего и не заметили.

“Странный тут лес… – размышлял бегемотик, оставшись один на берегу. – Интересный… Не скучно тут…”

А умный еж тем временем все гулял и гулял по ночному лесу, топал лапками по лесным тропинкам, разглядывал светлячков и ночных бабочек, слушал ночные лесные шорохи и размышлял о математических экспериментах…