Чего не могут привидения

Эта история произошла в старом заброшенном доме, стоявшем вдалеке от других деревенских домов, вдалеке от дороги и вообще почти у самого леса. Дом этот был большой, деревянный, двухэтажный. Он стоял с заколоченными окнами и с огромным ржавым замком на двери уже, наверное, сто лет или даже больше.

И конечно же, там водились привидения.

Точнее сказать, в этом доме постоянно проживала целая куча разных привидений. И это было поистине кошмарное место. Даже днем мало кто отваживался близко подходить к тому дому. А уж чтобы пойти туда ночью, было вообще не сыскать охотников по всей округе.

Привидения жили между собой дружно, не ссорились, не ругались. По ночам они или играли в свои привиденческие игры внутри дома, или летали по окрестным местам, наводя ужас на жителей близлежащих деревень и на случайных путников. А днем привидения, конечно, сладко спали – разместившись по разным уголкам большого старого дома. Они спали на чердаке и в подвале, на обоих этажах и в сенях, под лестницами и в шкафах, на книжных полках и в сундуках, в щелочках внутри стен и среди кастрюль на кухне, на люстрах и под старыми поломанными диванами…

Несмотря на свои леденящие душу шуточки и дикие привычки, привидения любили гостей. Однако, как вы понимаете, в гости к ним кто-либо приходил крайне редко. Все боялись. Разве что мыши иногда забегали какие-нибудь смелые. Или заходили смелые бездомные кошки. Да птички иногда на чердак залетали…

А люди там никогда не бывали.

Но однажды смелая девочка Шура из соседней деревни, наслушавшись страшных рассказов про дом с привидениями, решила сама туда сходить – чтобы лично ужаснуться и все там разведать. Она надеялась, что привидения ее не съедят и не заколдуют, что удастся с ними как-нибудь договориться и узнать побольше про их жизнь и про весь этот старый заброшенный дом.

Ясное дело, идти Шура собралась ночью. Она хорошо понимала, что днем привидения спят, а значит, не будут рады гостям. Да и от родителей было проще сбежать под покровом темноты. Они ведь ни за что не разрешили бы дочке так вот безрассудно отправиться в заколдованный дом…

И вот, дождавшись ночи, Шура оделась и обулась и тихонько выскользнула из своей спальни через окно на улицу. Ее мама и папа уже давно и крепко спали. А маленькая девочка, осторожно шагая между кустами и деревьями, направилась к дому возле самого леса, чтобы выяснить всю правду об этом заколдованном месте и о его обитателях. Ей было страшно, но она шла вперед.

Стояла глухая и темная ночь. Небо было закрыто густыми тучами, не пропускавшими ни лунного света, ни даже тонкого звездного лучика. Кромешная тьма окутывала все вокруг. Лишь где-то вдали светилось несколько огоньков в окнах деревенских изб да кое-где у далекой шоссейной дороги мерцали редкие фонари.

Продвигаясь почти ощупью, Шура медленно добралась до страшного дома с привидениями.

– Ау! – крикнула она, стоя у крыльца. – Я пришла к вам в гости! Можно зайти?

– Как же ты зайдешь туда, глупая маленькая девочка? Ведь на двери – замок. Разве не видишь? – сказала старая серая крыса, выглянувшая из-под крыльца. – Зачем ты сюда пришла? Разве ты не знаешь, что этот дом кишит ужасными привидениями? Неужели тебе не страшно?

– Страшно, – призналась Шура. – Но мне очень хочется познакомиться с привидениями и разузнать об их жизни. И я надеюсь, что, может, они не злые, а добрые, может быть…

– Добрые привидения! – фыркнула крыса. – Ты понимаешь, о чем ты говоришь?! Я живу тут уже давным-давно, под крыльцом, но в сам дом не хожу, там слишком жуткая обстановка. А как начнут они выть своими душераздирающими голосами – так просто мороз по коже и лапы отнимаются. Нет уж, иди-ка ты домой. Ляг в свою теплую постельку, укройся с головой одеялом и не думай ни о каких ужасах.

– А я все же хочу пройти в дом, – упрямо сказала Шура. – Я решила туда попасть – и попаду!

– Ну ладно. Вот тебе ключ тогда, – вздохнула старая крыса, вытягивая за длинную ржавую цепочку из-под крыльца большущий ржавый ключ. Она взяла его в лапы и протянула девочке, еще раз вздохнув.

– Ой, спасибо тебе, милая крыса! – обрадовалась Шура. Она наклонилась и забрала ключ. – Ты меня очень выручила! Могу ли я в знак своей благодарности подарить тебе сдобный сухарик, который случайно остался у меня в кармане?

– Ну ладно уж, подари, – согласилась крыса. И, получив сухарик, спряталась обратно под крыльцо.

Шура подумала и повесила цепочку с ключом себе на шею. Потом собралась с духом и осторожно поднялась по ступенькам крыльца. Она понимала, что доски могли сильно прогнить за столько лет отсутствия хозяев, а потому был шанс, что они проломятся под ее тяжестью. Но доски оказались вполне прочными, даже почти не скрипели под ногами.

И вот она стоит у двери с огромным ржавым замком, висящим на толстых железных петлях.

Девочка прислушалась. В доме было тихо. Она позвала еще раз:

– Привидения! Ау! Можно мне войти?

Никто не ответил. Лишь тишина – зловещая и притаившаяся – была за дверью.

Шура вставила ключ в замок. И стала его поворачивать, держа двумя руками. Это было трудно, так как и ключ, и замок сильно заржавели. Но все же понемногу-понемногу дело двигалось. И наконец, сделав три полных оборота, ключ выпал обратно и повис, болтаясь на цепочке у девочки на шее.

Дужка замка откинулась – и он с грохотом и лязгом упал на доски крыльца.

Дверь слегка качнулась.

Шура взялась за ручку и потянула ее на себя. Дверь со скрипом открылась.

Дом встретил Шуру абсолютной тишиной и абсолютной темнотой. На улице были хотя бы отдаленные огоньки фонарей и окон в деревне, а здесь не было видно ничего совсем. И стояла такая тишина, что, казалось, будто бы весь мир уложен в толстый-толстый слой ваты, не пропускающий звуки.

Девочка постояла у двери и медленными осторожными шагами двинулась вперед, держа руки перед собой, чтобы не наткнуться носом или лбом на стенку или шкаф. И почему-то ей совсем не было страшно. “Как будто это какое-то доброе волшебное место, – подумала она. – Я словно бы в сказку попала…”

– Эй, привидения, ау! – позвала Шура в третий раз. – Я пришла к вам с миром. Я хочу с вами познакомиться и подружиться. Вы ведь добрые, правда?

И снова никто ей не ответил.

Девочка ощупью прошла сени, миновала еще один дверной проем и сделала еще несколько осторожных шагов в полной темноте. Потом остановилась и решила немного подождать.

Она стояла и слушала. Было тихо-тихо.

И вдруг…

– А-а-а!!! У-у-у!!! О-о-о!!! А-а-а!!! – раздались кошмарные вопли со всех сторон. Конечно, это выли привидения. Судя по всему, они очень хотели напугать маленькую девочку. Темнота буквально бурлила от их жутких криков.

Так продолжалось несколько минут. Шура стояла и слушала завывания привидений. Конечно, ей было немножко страшно. Но не настолько, чтобы убежать или заплакать.

Наконец вопли вокруг стихли. И раздался голос, полный заунывной жути и мрачности:

– О глупая девочка! Зачем ты пришла в наше жилище? Ты, что, хочешь ужасной погибели? Мы чрезвычайно опасны, особенно ночью, особенно в этом заколдованном доме!

– Я хочу с вами подружиться, – спокойно ответила Шура.

– Ха-ха-ха! Ха-ха-ха! - засмеялись привидения вокруг нее в темноте. – Да ты только посмотри, какие мы все страшные!

И в доме в тот же момент стало довольно светло. Не очень яркий, слегка зеленоватый свет струился словно бы ниоткуда, равномерно заливая помещение. Глаза Шуры быстро привыкли к нему, и она с интересом принялась разглядывать привидений, в изобилии висевших в воздухе вокруг нее. Некоторые из них медленно летали по комнате, то поднимаясь под самый потолок, то опускаясь к самому полу.

Привидения тоже с интересом разглядывали девочку.

Шура сообразила, что нужно проявить вежливость, и поэтому она сказала:

– Вы удивительно ужасные!

Привидения довольно заулыбались. Конечно, им были приятны такие слова.

– Вы просто кошмарно страшные и поистине потрясающе жуткие! – добавила Шура.

– Да, похоже, не такая уж она глупая, эта маленькая девочка, – заметило красное привидение, висевшее в воздухе у лестницы, ведущей на второй этаж.

– А давайте, правда, с ней подружимся, – предложило совсем маленькое бледно-фиолетовое привидение, расположившееся над круглым столом.

– Не так-то просто подружиться с нами, – хриплым голосом возразило белесое привидение, летавшее кругами и зигзагами. – Пусть она сначала нам чем-то поможет.

– А чем я могу вам помочь? – спросила Шура.

Привидения загомонили, обсуждая этот вопрос. При этом они летали и кружились вокруг девочки, а также слегка меняли свои формы и цвета. Потом стало тихо и одно из них сказало:

– А могла бы ты нам прямо сейчас просто и коротко объяснить, что такое переместительный закон сложения? Мы никак не можем сами это понять. Дело в том, что на прошлой неделе я летало в одну из деревенских школ по соседству и там услышало это выражение: “переместительный закон сложения”. Я забралось в трубу на крыше и по дымоходу спустилось до самой классной комнаты, где в это темное вечернее время учительница занималась с двумя детьми, которые, видимо, не поняли чего-то на уроке со всем классом. И она произнесла эти загадочные слова: “переместительный закон сложения”. Я слушало из дымохода, но не поняло. Может быть, если бы я и дальше послушало, то поняло бы… Но учительница решила растопить печку, поскольку вечер был дождливый и холодный, и мне пришлось улететь из дымохода…

– А почему ты их не спросило? – удивилась Шура.

– Да ты что! – воскликнуло привидение. – Ты только представь: вылезло я из печки и спрашиваю что-нибудь про математику! Они бы просто заорали от ужаса и убежали! И не получилось бы никакого спокойного разговора о переместительном законе сложения. Поэтому я лишь загудело и завыло, а затем улетело в трубу на улицу…

– Ну ладно, – молвила Шура. – Я, конечно, помогу вам. Но для начала скажите мне, знаете ли вы, что такое сложение?

– Конечно! Конечно, знаем! – загомонили привидения. – Ты, девочка, что, думаешь, будто бы мы глупые вообще?! Мы умеем складывать числа. И мы очень умные…

– Математика – интересная штука, – молвило сине-зеленое привидение средних размеров. – Мы кое-что смыслим в разнообразной математике. К тому же, она сильно связана с магией, и это нам очень полезно. Но у нас мало источников информации для обучения…

– Давайте вы мне сперва объясните, что такое сложение, – входя в роль учительницы, предложила Шура. – Я хочу узнать, насколько хорошо вы это понимаете. А потом уже поговорим о переместительном законе сложения.

– Чего тут рассказывать?! Мы лучше тебе покажем, что такое сложение, – гулким басом произнесло огромное желтое привидение из-под потолка.

– Да! Да! Покажем! – загомонили все остальные, кружась и перелетая в воздухе во всех направлениях.

– Хорошо. Я с удовольствие посмотрю, – согласилась Шура.

Привидения утихли и разместились по разным местам комнаты, оставив пустой одну из стен. Затем огромное желтое привидение басом возгласило:

– Два плюс четыре! Смотри, девочка, и ужасайся! Два плюс четыре!

И тут же слева у стены расположились два синих привидения, а справа – четыре бледно-фиолетовых. Они повисли в воздухе, загадочно глядя на Шуру. Между ними возник большой знак “плюс”.

– Все вижу, – кивнула девочка. – Два привидения плюс четыре привидения. Это исходный пример. А теперь смешайтесь в общую кучу – и я вас пересчитаю вместе.

Знак “плюс” медленно растаял в воздухе, а синие и бледно-фиолетовые привидения слегка переместились, создав единую группу. Они немного колыхались в воздухе и хлопали глазами.

– Раз, два, три, четыре, пять, шесть, – пересчитала Шура привидений. – Вас шесть штук вместе. Получается, что два плюс четыре будет шесть. Это хорошо. Это всем понятно, да?

– Да! Понятно! – раздались голоса вокруг.

Чуть в стороне в воздухе возникли большие светящиеся цифры этого примера и знаки “плюс” и “равно”.

– Да, верно. Пример вы записали правильно, – сказала девочка. – Два плюс четыре равняется шесть. А теперь внимание! Давайте решим такой пример: четыре плюс два. Сколько будет?

Привидения шустро перелетели на другие места у стены, и вот уже четыре бледно-фиолетовых расположились слева, а два синих повисли справа. И между ними снова появился знак “плюс”.

– О! Супер! – одобрила Шура. – Вы все схватываете на лету! Хотя выглядите очень пугающе и кошмарно…

Привидения довольно заулыбались. А потом знак сложения между ними исчез, а сами они снова смешались в общую кучу.

– Раз, два, три, четыре, пять, шесть, – снова пересчитала их Шура. – Вас снова шесть. Разумеется, так и должно быть. Ведь абсолютно никакой разницы нет, сложить два с четырьмя или сложить четыре с двумя. Главное, что все вы собрались в общую кучу.

В стороне в воздухе под примером “два плюс четыре равняется шесть” возник другой пример из таких же больших светящихся цифр и знаков: “четыре плюс два равняется шесть”.

– Числа при сложении называются слагаемыми, – продолжала объяснять девочка. – А результат называется суммой. Слово “слагаемое” происходит от старинного слова “слагать”, то есть складывать вместе. А слово “сумма”, наверное, происходит от слова “сумка”. То есть мы два числа складываем в одну сумку. Слагаем их вместе. Ясно?

– Ясно, ясно, – загудели привидения. – Чего ж тут не понять? Первое слагаемое, второе слагаемое, сумма. Все понятно.

– Ну вот. Теперь самое главное, – стараясь быть похожей на учительницу, произнесла Шура. – Мы только что увидели, что складывать два числа можно в любом порядке. Результат от этого не изменится. Два плюс четыре – шесть. И четыре плюс два – тоже шесть. И это всегда так. Любые два числа при сложении можно поменять местами. Можно их переместить, переставить. Это и есть переместительный закон сложения.

– Что, неужели всегда-всегда так? – удивилось маленькое зелененькое привидение.

– Да, – подтвердила девочка. – Всегда-всегда. От перестановки мест слагаемых сумма не меняется. А если вы не верите – то проверьте.

Привидения закружились по комнате, волнуясь и обдумывая новую информацию. Они летали вверх и вниз, делали в воздухе неожиданные повороты, носились у самого пола, залетая под стол, стулья и диван… И при этом хлопали глазами, улыбались и хмурились, издавали заунывные негромкие звуки, слегка меняли свои цвета и формы…

Так продолжалось минут десять. Потом привидения утихли, перестали летать и спокойно расположились по всей комнате, снова оставив свободной ту же самую стену.

– Семь плюс три! – басом проревело огромное желтое привидение. – Семь плюс три!

И тут же семь ярко-оранжевых привидений перелетели со своих мест и повисли у стены с левой стороны. А три лимонно-желтых привидения повисли у стены справа. Скоро между ними в воздухе появился знак “плюс”. Он слегка мерцал каким-то колдовским светом.

– А теперь убираем знак сложения – и вы все собираетесь в общую кучу! – скомандовала Шура.

Тут же знак “плюс” стал медленно таять. И скоро исчез. А привидения переместились, образовав единую группу. Девочка пересчитала их и сказала:

– Вас ровно десять. Семь плюс три будет десять. А теперь разлетайтесь и сложитесь по-другому, переместитесь!

Десять привидений покружились в воздухе, а затем расположились не так, как сначала, а наоборот: три лимонно-желтых привидения слева и семь ярко-оранжевых справа.

– Три плюс семь! – громогласно прозвучал бас большого желтого привидения. – Три плюс семь!

И точно так же возник, мигая, знак “плюс” и потом исчез. Лимонно-желтые и ярко-оранжевые привидения собрались в общую группу. Девочка их пересчитали и сказала:

– Ну вот. Вас снова десять. Естественно. От перемены мест слагаемых значение суммы не меняется. Это закон.

Чуть в стороне в воздухе один под другим снова возникли два примера из больших светящихся цифр: “семь плюс три равняется десять” и ” три плюс семь равняется десять”.

– Да, – молвила Шура. – Именно таков переместительный закон сложения. Если мы складываем два числа, то их можно поменять местами друг с другом, переместить. Ясно?

– О да! Ясно! Ясно! Да! Да! – завыли и закричали все привидения хором. – Мы все поняли! Это закон! О-го-го! У-у-у! А-а-а! О-о-о! А-а-а!

– Ты хорошая девочка, – сказало желто-зеленое привидение средних размеров, когда все немного успокоились. – Пожалуй, мы будем с тобой дружить. Но сейчас мы собираемся улететь на прогулку. В такую темную ночь – самое время порезвиться на просторе. Так что иди домой. Но можешь к нам в гости приходить иногда.

– Очень хорошо, – улыбнулась Шура.

– Спасибо тебе от всех нас, – пискнуло маленькое зелененькое привидение. И оно покружилось вокруг девочки, пока остальные тихо висели на своих местах.

А потом Шура пошла к выходу из дома. Она затворила за собой дверь. Затем подняла валявшийся на крыльце замок, привесила его на место и закрыла большим ржавым ключом. Еще постояла немного, прислушиваясь. В доме было тихо.

Из-под крыльца вылезла большая серая крыса. Девочка спустилась по ступенькам и отдала ей ключ, сняв его вместе с цепочкой со своей шеи. Крыса ничего не сказала, а только покачала головой и скрылась под крыльцом, волоча за собой цепочку с ключом.

Шура еще немного постояла, глядя на старый заброшенный дом.

И пошла домой.