День рождения верблюда

В большой-большой пустыне жил-был верблюд.

Целыми месяцами он бродил один по пустыне, ел встречавшуюся кое-где траву, пил иногда в редких ручьях или озерцах – и почти ни с кем не общался. Так уж как-то получалось.

Вообще-то верблюд любил уединение. Он любил спокойный и неторопливый уклад жизни. Он любил размышлять в тишине. Поэтому одиночество не слишком тяготило его.

Однако иногда все же верблюд ощущал, что ему не хватает кого-нибудь, с кем можно было бы поговорить или посмеяться вместе. “Всем нам нужны друзья…” – часто размышлял он, оглядывая бескрайние барханы или отдыхая в тени финиковых пальм в каком-нибудь оазисе.

И вот как-то раз у верблюда был день рождения. Он справлял его, уединенно бродя по пустыне и любуясь красотой неба и забавными узорами на песке, созданными ветром. Гостей у него, естественно, не было. И подарков тоже не было.

“Да и куда бы я мог пригласить гостей? Ведь я брожу по разным местам, у меня даже и дома своего нет, – размышлял верблюд. – И чем бы я стал гостей угощать? И в общем-то непонятно, кого бы я хотел сегодня позвать на свой день рождения. Ведь я мало с кем знаком…”

Внезапно он увидел в бездонной и абсолютно равномерной голубизне неба ярко-оранжевую точку. Она летела откуда-то, медленно опускаясь к земле. Очевидно, ее нес ветер.

“Летающий апельсин? Или что-то другое?” – подумал верблюд с интересом.

Оранжевая точка в небе приближалась. И скоро стало понятно, что это просто воздушный шарик – не очень большой, но и не очень маленький. Он летел как раз к верблюду. И было похоже, что он скоро совсем опустится на поверхность пустыни.

“Интересно! Подарок не день рождения!” – усмехнулся верблюд про себя. Конечно, он обрадовался. Такое неожиданное событие в его однообразной жизни!

Между тем воздушный шарик еще приблизился. И стало видно, что внизу под ним на веревочке болтается какой-то сверток. Что же это такое?

Верблюд замер, не отрывая взгляд от приближающегося оранжевого воздушного шарика, который летел как будто именно к нему.

Так и оказалось. Подарок на день рождения подлетел и опустился на песок совсем рядом с верблюдом. Тот его понюхал и попробовал на вкус тонкую веревочку, которой был завязан шарик и которой был привязан странный сверток.

Случайно зубы верблюда, привыкшие пережевывать жесткие веточки кустов и почти столь же волокнистую пустынную траву, перекусили тонкую веревочку. И шарик, освободившись, резко рванулся обратно в небо.

“Гм, – подумал верблюд, провожая взглядом быстро уменьшающееся оранжевое пятнышко в голубом просторе воздуха. – Вот тебе и подарок на день рождения! Улетел! Ну что ж, значит, не судьба… Может, это подарок для кого-то другого… А для меня это просто было маленькое развлечение в моей одинокой и слегка скучноватой жизни…”

И вдруг он вспомнил про сверток.

Пакет, завернутый в серую плотную бумагу, лежал на песке, обвязанный все той же тонкой веревочкой. Что же там внутри?

Верблюд аккуратно перегрыз веревочку еще в нескольких местах, а потом зубами развернул пакет.

Внутри оказались краски и кисти.

А еще внутри оказался кусок картона, на котором было написано: “Подарок какому-нибудь одинокому верблюду от мага Джинджина. Нарисуй этими красками 80 разноцветных квадратов – и ты мгновенно перенесешься в новое место твоей судьбы. И там ты найдешь друзей”.

“Хм, – подумал верблюд. – Интересно. Но на чем же я буду рисовать? Не на этой же мятой серой рваной оберточной бумаге. На ней и три квадрата не поместятся…”

Он огляделся вокруг. И увидал неподалеку группу больших камней, торчавших из песка на невысоком холме. “Нарисую квадраты на этих камнях”, – решил верблюд. И, подхватив в зубы сверток с красками, направился туда.

И вот на камнях стали появляться большие квадраты разных цветов. Они были повернуты по-разному и были все разного размера. Верблюд рисовал их, держа кисть в зубах и макая ее в ту или иную баночку с краской.

Периодически он пересчитывал нарисованные квадраты – чтобы знать, сколько их уже есть и сколько еще нужно нарисовать.

Конечно, на одном камне не могло бы поместиться целых 80 больших квадратов. И поэтому верблюд использовал не один камень, а несколько.

Мимо проскакал тушканчик. Он на секунду остановился, удивленный необычным зрелищем. Но тут же поскакал дальше, не проявив особого интереса к странному занятию верблюда. А тот даже и не заметил тушканчика, так как было полностью погружен в рисование.

Использовав всю поверхность первого камня, верблюд сосчитал поместившиеся там квадраты. Их оказалось 15 штук. И они были такие яркие, такие разноцветные, такие красивые, что просто сердце радовалось!

На втором камне поместилось тоже 15 больших разноцветных квадратов. “Интересно, а сколько их уже вместе? – подумал верблюд. – Так… Значит, 15 + 15… Каждое число 15 – это десяток и пятерка. Если сложить десяток и десяток, то это будет 2 десятка, то есть число 20. А если сложить пятерку и пятерку, то это будет 10. Итого 20 + 10 = 30. Всего, стало быть, я уже нарисовал 30 штук цветных квадратов. Здорово!”

Мимо пролетал пустынный ястреб. Он удивился, заметив с воздуха такую необычную картину. И, снизившись широкими кругами, опустился на высокий обломок скалы неподалеку. Ястреб долго смотрел и ничего не говорил, ничего не спрашивал. А потом замахал крыльями и улетел.

Верблюд тем временем уже заполнил цветными квадратами третий большой камень. Там было так много места, что поместилось целых 25 квадратов. И все они были ровные, красивые и яркие – каждый своего особого цвета и своего размера. И смотрелось это просто замечательно!

“Так, – принялся снова подсчитывать верблюд, – было 30 квадратов, добавили еще 25 квадратов. Сколько же это будет вместе? Сколько будет 30 + 25? Понятно, что 25 = 20 + 5. Поэтому сначала я сложу число 30 и число 20. Это будет 50. А затем туда еще 5 добавлю. И всего получается 55 цветных квадратов. Ура!”

И он воодушевленно продолжил рисовать – уже на следующем камне.

Большая черная змея медленно выползла из своей норы между камней и, подняв голову, уставилась на рисующего верблюда и его разноцветные художества. Она тихонько шипела что-то себе по нос, время от времени высовывая раздвоенный язык. А потом, не сказав ни слова громко, так же медленно уползла в свою нору.

Верблюд, конечно же, заметил змею. Все живущие в пустыне должны внимательно замечать ядовитых змей. Но он не стал убегать. Он продолжал рисовать.

И вот заполнен четвертый большой камень. Там поместилось 20 цветных квадратов.

Верблюд оглядел их, очень довольный своей работой, пересчитал и подумал: “Не сбиться бы со счета… Надо везде подписать число квадратов”. Он вернулся к первым двум камням и написал краской на каждом из них число 15. А затем на третьем камне написал число 25, а на четвертом – число 20.

– Что это ты тут делаешь? – услышал он знакомый голос.

Пустынная лиса внимательно разглядывала изображения на камнях. Она их даже решила понюхать. И конечно же, измазала себе нос еще не высохшей краской.

– Тьфу! Безобразие! Мазня какая-то, а не живопись! – с досадой фыркнула она. И не дожидаясь ответа верблюда, убежала, продолжая яростно фыркать и ругаться.

Верблюд покачал головой, вздохнул, проводил взглядом убегавшую лису, а потом принялся считать: “Было на трех камнях 15 + 15 + 25 = 55 цветных квадратов. Хорошо. На четвертом камне я нарисовал 20 квадратов. Значит, надо сложить 55 + 20. Число 55 состоит из числа 50 и числа 5. Поэтому я сначала сложу 50 + 20. Это будет 70. И теперь добавлю еще 5. Всего получится 75. Вот как! Уже почти 80! Осталось всего 5 квадратов нарисовать – и будет волшебство!”

Он перешел к пятому камню и посмотрел в баночки с красками, выбирая цвета. Там уже почти ничего не оставалось. И верблюд испугался, что красок не хватит. “Надо было экономнее их расходовать!” – подумал он запоздало.

– Смешивай все остатки красок из разных баночек, – посоветовал маленький ушастый песчаный ежик, который в это время подошел и остановился, разглядывая разноцветные картинки на камнях. – И квадраты делай не такие большие. И тебе как раз хватит на 5 штук.

Верблюд поблагодарил ежика за совет и сделал так, как тот предложил. Он стал смешивать краски и рисовать не очень крупные квадраты. И вдруг подумал: “А откуда этот ежик знает, что мне нужно нарисовать ровно 80 квадратов?” Верблюд хотел спросить, но маленький ушастый колючий зверек уже куда-то исчез.

“Наверное, это был волшебный мудрый пустынный ежик, – подумал верблюд. – Я слыхал, что такие иногда встречаются…”

И вот готово еще 5 квадратов. Они получились собранными из мазков разных цветов и оттенков. Но ровные и красивые. И как раз хватило красок – ровно-ровно. Теперь все баночки были пустые.

“Надо пересчитать еще раз все, что я нарисовал, – сообразил верблюд. – А иначе, наверное, волшебство не подействует на меня”.

Он оглядел все цветные квадраты на пяти камнях и принялся заново их складывать: “Сначала было 15. Потом еще 15. Вместе это 15 + 15 = 30. Так. Потом добавили еще 25. Получилось 30 + 25 = 55. Хорошо. Далее я нарисовал еще 20. Это, значит, выходит 55 + 20 = 75. И на последнем камне я изобразил 5 квадратов. И всего вышло в результате 75 + 5 = 80. Все! Готово! Точно 80 штук!”

И он стал ждать волшебства.

Две маленькие ящерки выползли на песок из своих норок. Они с любопытством поразглядывали разрисованные камни, похихикали немножко между собой, крутанули хвостами – и скрылись обратно в норках.

Верблюд улыбнулся. Ящерки всегда нравились ему. И он подумал про свое художественное творчество: “А хорошо получилось! Красиво! Любо-дорого поглядеть!”

И тут же случилось волшебство.

В одно мгновение магическая сила перенесла верблюда в совершенно другое место. Просто раз – и он очутился в другом месте. Мгновенно!

Верблюд огляделся. Он находился на краю небольшого оазиса в пустыне. Где-то неподалеку слышался звук ручейка. Высокие пальмы и другие деревья росли на ровном пространстве, окруженном жесткой травой и низкими кустиками. А далее все это было окружено каменистой почвой и песком. Где-то у горизонта виднелись горы.

День клонился к вечеру. Но птицы еще перекликались в кронах деревьев. Чувствовалось, что в этом оазисе немало жителей.

Маленькая обезьянка спустилась с расположенной неподалеку финиковой пальмы и подошла к верблюду.

– Привет! – сказала она.

– Здравствуй, – ответил верблюд.

– А у тебя сегодня, случайно, не день рождения? – спросила обезьянка. И пояснила: – Просто ты выглядишь странно. Ты выглядишь так, как будто у тебя сегодня большой праздник. А мы все тут любим праздники. Поэтому, если у тебя сегодня действительно день рождения, то можно с грохотом отпраздновать!

– Да, у меня сегодня день рождения, – сказал верблюд. – Но я не понял насчет грохота… Да и вообще я же тут у вас никого не знаю. И угощать гостей мне нечем. Да и дома у меня нет никакого…

– Ха-ха-ха! – радостно воскликнула обезьянка. – Ура! Праздник! Ха-ха-ха! Я поздравляю тебя! Ура! Сейчас я сообщу всем нашим – и мы устроим веселое мероприятие. Будет грохот и хохот!

Мимо скакал тушканчик. Увидев верблюда и обезьянку, он припрыгал к ним и сказал:

– Привет! Что за шум?

– Здравствуй… – начал было отвечать верблюд.

Но обезьянка заорала, вытаращив глаза и размахивая руками:

– День рождения! У верблюда сегодня день рождения! Представляешь?! Мы сейчас устроим праздник! Надо скорее всех собрать, пока день еще не закончился! Скачи скорее – и всем скажи! Быстрее! Вперед! Скачи!

И тушканчик, понятливо кивнув головой, стремглав умчался, делая высокие прыжки в редкой траве и крича на ходу:

– С днем рождения, верблюд!

Скоро стали собираться жители оазиса. Их оказалось довольно много. Все они поздравляли верблюда, знакомились с ним, рассказывали о своей жизни в оазисе, галдели, смеялись, болтали друг с другом… Сразу же возникло ощущение праздника, особое праздничное настроение.

Верблюд, конечно, очень удивлялся такому ходу событий. Это для него было совершенно непривычно. Все вокруг радовались, и он являлся причиной этого! Все просто радовались, что у него, верблюда, был сегодня день рождения, и поздравляли его с энтузиазмом и от всей души!

Гости обеспечили и кое-какое угощение. Козы притащили мешок очень вкусного сена. Обезьянка сорвала на пальме несколько бананов. Заяц подарил несколько кусочков сахара, которые он хранил с давних времен в особой жестяной коробочке. Ежи поделились своими запасами сушеных фиников…

Когда стемнело, обезьянка сбегала куда-то и принесла большой картонный цилиндр.

– Это фейерверк, – объяснила она. – Я хранила его для какого-нибудь особого случая. Конечно, у нас тут часто бывают дни рождения. Но верблюдов у нас здесь никогда не было. И день рождения верблюда мы справляем сегодня в первый раз. Так что надо бабахнуть так бабахнуть!

Салют действительно получился просто замечательный! В ночном небе над оазисом вспыхнуло целое разноцветное облако огней. И оно долго висело в воздухе, мигая и плавно опускаясь. А грохот вышел такой, что казалось, будто бы весь оазис взлетает в космос на огромной ракете!

А когда огни фейерверка погасли, верблюд и его гости стали смотреть на звезды и петь хором разные песни… И долго так пели и пели…

Вот такой замечательный день рождения получился у верблюда.

И с тех пор он стал жить в том оазисе. Верблюд гуляет по пустыне вокруг или отдыхает в тени деревьев, беседует с жителями оазиса или размышляет в одиночестве… И он теперь уже совсем не чувствует себя одиноким. Все – и обезьянка, и ежи, и козы, и тушканчик, и заяц, и многие другие жители оазиса – подружились с верблюдом.

А где-то далеко-далеко от тех мест оранжевый воздушный шарик в тот же самый день прилетел к печальному суслику. Тот схватил лапкой веревочку от шарика и сразу перестал грустить! И он закричал громко-громко – так, чтобы его услышали все его многочисленные родичи и соседи-суслики:

– Ура! У нас теперь есть оранжевый воздушный шарик! Ура!