Третья ловушка

Отряд миновал еще несколько поворотов петляющего то вправо, то влево тоннеля, а затем довольно долго продвигался по длинному прямому проходу.

Но вот коридор закончился. Перед крысом, кротенком, гадюкой и хомяком открылся просторный квадратный зал с низким потолком.

Что-то ощущалось здесь очень загадочное…

Грум-Хрум, Сырбор и Прохор медленно зашли в зал. Элизабет не спеша заползла за ними.

Путники огляделись. На потолке неярко светились разноцветные фонарики. Других входов-выходов в зале не наблюдалось. Пол и стены были ровными, но словно бы не каменными, а сделанными из какого-то другого материала.

Внезапно позади с лязгом и грохотом захлопнулись тяжелые выдвижные железные двери! Они выехали из стен по обеим сторонам входа в зал!

– Мы снова попали в ловушку, – спокойно сказал кротенок. – И я уже даже не удивлен. И совсем не испуган. Наверное, я делаюсь кротом-героем… Но что будет дальше?

Гадюка прошипела:

– Ш-ш-ш… Конечно… Чего же было еще ждать от этого старого Глюка? Ш-ш-ш… Конечно, ловушка… Конечно, ш-ш-ш…

– Мой огромный опыт заядлого путешественника и охотника за приключениями подсказывает, что нам надо хорошенько осмотреться, – молвил крыс. Он повертел мордой и принюхался. А потом с сомнением предположил: – Наверное, мы попали не в простую ловушку, как попадали до сих пор, а в ловушку особенную, волшебную, странную… Непонятное место…

Фонарики на потолке замигали сильнее и ярче. И вдруг все разом погасли. Стало совсем темно.

– Да уж… Загадочно… – почесываясь, протянул хомяк. – Таинственно…

Друзья стали молча ждать.

И вот на одной из стен – дальней от теперь уже закрытого входа в зал – засветилась ярко-красная надпись: “Вызов Глюка”. Справа от надписи загорелась большая фиолетовая кнопка.

Грум-Хрум недоуменно молвил:

– Как понимать такое странное выражение? Мы можем вызвать реального крота Глюка? Или просто у нас начнутся галлюцинации, если нажать на эту кнопку? Но Глюк жил тысячу лет назад… А нам галлюцинации вроде бы совершенно ни к чему…

Элизабет предположила:

– Может, крот Глюк тоже спит волшебным сном – как спала крыса Муза, ш-ш-ш? Может, такое тут сказочное волшебство, ш-ш-ш…

А Сырбор с энтузиазмом воскликнул:

– Да, здорово было бы встретиться с реальным живым Глюком! Как было бы интересно на него посмотреть! Давайте нажмем кнопку!

Но Прохор вовсе не разделял его энтузиазма:

– Не знаю… Я нажал в каменном колодце ту красную кнопку – и нас чуть не расплющило… Может, фиолетовая кнопка еще хуже подействует…

На некоторое время все замолчали, погрузившись в размышления и прикидывая варианты возможных действий.

Минут через десять Грум-Хрум сказал:

– Друзья! Мы с вами пришли к сокровищам. Они где-то рядом. Я ощущаю их присутствие поблизости. Опыт путешественника ясно подсказывает мне, что все здесь не так просто… Но я считаю, что кнопку надо нажать. А что еще мы можем сделать? Просто ждать? Чего? Надо вызывать Глюка!

Сырбор с ним согласился:

– Да, я тоже считаю, что фиолетовая кнопка должна быть нажата! И нечего тянуть! Вызовем Глюка – и разберемся.

Элизабет сдержанно прошептала:

– Ш-ш-ш… Я все так же не определилась с пониманием данной ситуации… Ш-ш-ш… Однако я не возражаю против ваших решительных шагов, ш-ш-ш…

А Прохор заговорил неуверенно:

– Ясно, что мы уже в ловушке. По-моему, лучше кнопку нажать. Хуже уже не будет, так мне кажется. Может, и лучше не будет. Но хуже вряд ли будет… А если и будет нам хуже, то мы как-нибудь, наверное, справимся все же… Но может, нам станет лучше…

– Останови свою речь, друг мой, – молвил крыс, кладя хомяку лапу на плечо. – Мы уже поняли твою позицию.

Они приблизились к стене с красной надписью. И замерли, собираясь с духом и готовясь к чему-то неожиданному.

– Ну что ж, Грум-Хрум, ты у нас главный искатель приключений, ш-ш-ш. Давай жми, ш-ш-ш, – с легкой иронией в голосе прошипела Элизабет.

– Да, мы доверяем тебе! Жми! – подтвердил Сырбор.

Прохор подумал: “Наверняка сейчас нам предстоит самое сложное испытание”. И слегка поежился от волнения.

Крыс нажал на фиолетовую кнопку.

Красная надпись на стене погасла. Кнопка тоже перестала светиться. В зале снова сделалось абсолютно темно.

И в полной темноте из-за стены раздался суровый голос:

– Кто меня разбудил? Я мудрый крот Глюк. А вы кто? Что вам нужно?

Кротенок смело и громко ответил:

– Меня зовут Сырбор. Я твой дальний потомок. А это мои друзья. Крыс по имени Грум-Хрум – опытный путешественник. Гадюка Элизабет – из древнего рода королевских гадюк и кобр. Хомяк Прохор – добропорядочный грызун и запасливый хозяин. Мы пришли за твоими древними сокровищами. Мы преодолели заколдованный лабиринт со злыми монстрами и все ловушки.

– Ха-ха-ха! – немного злорадно рассмеялся крот Глюк из-за стены. – Вы еще не прошли последнюю ловушку! Ха-ха-ха! А последняя ловушка – самая сложная! Да! Ха-ха-ха!

– Но мы готовы и ее преодолеть, – не очень громко, но с достоинством молвил хомяк.

– А зачем вам древние сокровища? Что вы с ними будете делать? – спросил голос из-за стены.

– Ш-ш-ш… Мы еще не решали данный вопрос, ш-ш-ш… – прошипела гадюка. – Мы еще не добыли сокровища, ш-ш-ш. Может, их и нет вообще, ш-ш-ш. А может, ты нам их теперь не отдашь, ш-ш-ш…

– Конечно, не отдам! Ха-ха-ха! – снова захохотал Глюк. – Но испытание в этой последней ловушке вам все равно предстоит. Ха-ха-ха! Раз уж вы меня разбудили, то надо вас испытать максимально сурово. Я вам покажу! Вы у меня попляшете! Вам сейчас мало не покажется…

– Какое испытание? – нетерпеливо перебил его Грум-Хрум, которому уже надоела пустая болтовня старого крота.

Однако тот не унимался. Глюк продолжал пугать путников из-за стены:

– Вы ничтожные зверюшки. Лучше бы вы сидели в своих теплых и уютных норках. Лучше бы вы сюда не приходили. Вам ни за что не справиться с испытанием в моей последней ловушке! Я так заранее все продумал страшно и ужасно! Эта ловушка потому и последняя, что дальше дороги нет! Вы навечно останетесь в этой квадратной комнате с разноцветными фонариками!

Элизабет зашипела:

– Ш-ш-ш! Я полагаю, что ты специально нагнетаешь атмосферу, ш-ш-ш. Ты специально нас пугаешь, ш-ш-ш… Зачем ты нас пугаешь? Ты, что ли, злой крот?

Но Глюк не ответил на вопрос змеи, а все так же смеялся и грозился:

– Ха-ха-ха! Да, я довольно зловредный. Я старый и зловредный. Трепещите от ужаса передо мною! Вам хана! Сейчас на вас обрушится страшное математическое задание! Кошмарное! Оно раздавит вас морально. Оно психологически вас расплющит. Никто не может с ним справиться.

После этого он замолчал. И долго ничего не говорил. Лишь иногда зловеще хихикал за стеной. Он ожидал, что путники от его угроз впадут в панику и отчаяние, что от страха начнут верещать и бегать по комнате…

Но хомяк, крыс, кротенок и гадюка были спокойны.

Наконец Глюк громогласно объявил:

– Вы должны безошибочно рассказать всю таблицу умножения на 8 в обратном порядке!!! Ха-ха-ха!!! Безошибочно!!! Ни разу не сбившись!!!

Прохор непринужденно улыбнулся и приосанился. И хотя в абсолютной темноте друзья этого не увидели, они ощутили его уверенность и спокойствие.

Хомяк медленно, четко и громко перечислил все примеры из таблицы умножения на 8 в обратном порядке:

Восемью десять – восемьдесят.

Восемью девять – семьдесят два.

Восемью восемь – шестьдесят четыре.

Восемью семь – пятьдесят шесть.

Восемью шесть – сорок восемь.

Восемью пять – сорок.

Восемью четыре – тридцать два.

Восемью три – двадцать четыре.

Восемью два – шестнадцать.

Восемью один – восемь.

Прохор был уверен, что ни разу не ошибся.

– Ладно уж… – произнес Глюк из-за стены после долгого удивленного молчания. Он явно не ожидал такого быстрого и абсолютно верного ответа. Вздохнув и покряхтев, старый крот добавил: – Да, все правильно. Поэтому я вас выпущу из моей ловушки. Так уж и быть. Хотя я и злюсь на вас за то, что вы меня разбудили. Однако вы прошли тяжелое математическое испытание. Поэтому придется вас выпустить…

И он снова надолго замолчал, словно бы задумавшись.

Хомяк, кротенок, крыс и гадюка терпеливо ждали. Они вспоминали долгий и трудный пройденный путь…

Наконец Глюк снова заговорил:

– А мои сокровища я вам не отдам. Это мои сокровища. Я их сам нарыл в глубинах земли – и золотые самородки, и серебро, и алмазы, и всякие другие драгоценные камни… Зачем же я буду их кому-то отдавать? Пускай лучше все меня считают жадным и коварным. Ну и что? Зато все мои сокровища будут со мной и дальше. Никому их не отдам!

– Как жаль! – вздохнул Сырбор.

– А что же ты дальше делать будешь, ш-ш-ш? Просто хранить свои сокровища? – поинтересовалась Элизабет.

– Я снова засну волшебным сном, – ответил Глюк.

– И ты нам совсем-совсем ничего не подаришь? – удивился Прохор.

– Э-э-э… Ну разве что-нибудь небольшое и не очень ценное… – подумав, решил старый жадный крот. – Что-нибудь ненужное…

В потолке открылся небольшой люк. Он был заметен по слегка освещенному пространству за ним. Там послышалось кряхтение, шуршание и топанье. И вскоре из люка вывалились четыре толстые книжки в твердых переплетах. Они шумно упали на пол зала. После этого люк закрылся.

Разноцветные фонарики на потолке снова зажглись.

– Ай-яй-яй! – тихонько пискнул кротенок. – Разве можно так обращаться с книжками! Да еще с такими древними! Разве можно их кидать! Они же могут порваться! Ай-яй-яй!

Но книжки от падения из люка на пол зала не попортились совсем – потому что упали плоско и с очень небольшой высоты. Ведь потолок раполагался так низко, что даже хомяк мог бы до него допрыгнуть.

– Вот вам каждому по старинной книжке с картинками, – раздался голос Глюка. – Они мне совершенно не нужны. А вам пригодятся, наверное.

– Спасибо, ш-ш-ш, – вежливо поблагодарила гадюка за всех.

Грум-Хрум аккуратно сложил все четыре книжки в свой рюкзак.

На стене зажглась зеленая стрелка, указывающая влево.

Друзья двинулись в направлении стрелки. Дойдя до угла зала, они увидели замигавшую при их приближении оранжевую кнопку. Рядом с кнопкой загорелась фиолетовая надпись: “Нажать для выхода”.

– Нажимайте кнопку. Там дверь. А за дверью увидите лестницу. Она ведет на поверхность земли. Шагайте по ней и не возвращайтесь сюда, – суровым тоном напутствовал Глюк из-за стены искателей сокровищ. Но немного погодя добавил более мягко: – Не обижайтесь на меня слишком сильно. Ладно?

– Мы постараемся на тебя не обижаться, – пообещал Сырбор со вздохом.

– Для меня вообще главное – приключения, а не сокровища, – усмехнулся Грум-Хрум, беззаботно помахивая хвостом.

– Я принадлежу к древнему и очень богатому королевскому роду кобр и гадюк, ш-ш-ш. У нас и так сокровищ хватает, ш-ш-ш. Я хотела лишь попутешествовать и расширить свой кругозор, ш-ш-ш, – с достоинством прошипела Элизабет.

– Честно говоря, мне не верилось, что мы найдем здесь сокровища, – признался Прохор. – Я подозревал, что легенды о твоих сокровищах – это просто древние сказания, просто сказки такие… Я думал, что кроты за тысячу лет насочиняли много чего… Так что старинные книжки с картинками – это, можно сказать, неожиданный подарок. Спасибо тебе, древний крот Глюк, за книжки!

– А зачем же ты, хомяк, пустился в столь опасное подземное путешествие? – раздался очень удивленный голос из-за стены. – Тоже просто ради приключений? Но ты, по-моему, не очень-то похож на романтика…

Прохор неуверенно ответил:

– Даже и не знаю толком… Скучновато было дома в норе сидеть… Но еще очень хотелось испытать мои знания по математике – в экстремальных условиях. Да и в хорошей компании пообщаться и поприключаться тоже хотелось… Словом, все вместе как-то так получилось… Ну а чем дальше – тем интереснее и страшнее становилось. Не отступать же было! Однако сейчас я не уверен, что решился бы снова на такие опасные и сложные приключения…

Крыс протянул вперед лапу и нажал кнопку.

Часть стены медленно отъехала в сторону, открыв прямоугольный дверной проем. За ним виднелся тускло освещенный проход.

– До свидания, старый крот Глюк, – сказали хором Грум-Хрум, Элизабет, Прохор и Сырбор.

– До свидания. Удачи вам и успехов. А я буду дальше спать волшебным сном, – донеслось из-за стены.

Войдя в дверь и преодолев по слегка изгибавшемуся вправо тоннелю небольшое расстояние, друзья добрались до начала лестницы. Она закручивалась широкой спиралью против часовой стрелки, медленно поднимаясь из подземелий куда-то вверх. На стенах кое-где светили тусклые фонарики. Ступени были грязными и неровными. Местами их покрывала плесень. Но в целом путь ничто не осложняло.

Дорога на поверхность земли оказалась долгой и утомительной. Несколько раз отряд останавливался для отдыха. А один раз даже сделали привал на полчаса и хорошенько подкрепились оставшимися запасами провизии. Ведь экономить их теперь не было никакой нужды.

Но вот наконец крыс, хомяк, гадюка и кротенок добрались до самого верха этой удивительной древней спиральной лестницы. И оказались в небольшом тенистом овражке, почти у самого его дна.

Без проблем спустившись вниз, путники остановились и посмотрели туда, где они только что выбрались из-под земли. Но в стене оврага уже не было заметно никакого отверстия, никакого выхода с длинной подземной лестницы.

– Ясно. Маскировочные трюки старого Глюка, – хмыкнул Грум-Хрум.

– Да уж, ш-ш-ш. Думаю, что теперь этот выход из заколдованных подземелий уже не найдешь, ш-ш-ш, – улыбнулась Элизабет.

– Но нам туда уже больше и не надо, – заметил Сырбор.

– Осталось лишь добраться домой, – добавил Прохор.

И они потихонечку направились по дну овражка в сторону его понижения. Место было знакомое. Приключение завершилось.

Кротенок задумчиво сказал:

– Странное ощущение… Словно бы и не было ничего такого с нами… Словно бы все это нам приснилось… И монстры, и ловушки, и старый Глюк, и приключения, и сокровища… Кажется, будто мы никуда и не ходили…

Но опытный странствующий крыс весело ответил:

– Ха! У нас же теперь есть древние книжки! Они у меня в рюкзаке. Очень реальное подтверждение тому, что все с нами произошло по-настоящему!