Два простых примера

Как-то раз один маленький лягушонок сидел на плавающем листе кувшинки и разговаривал со стрекозой, которая сидела рядом – на цветке той же кувшинки.

– Знаешь, – говорил лягушонок, – мне совершенно не хочется полететь в космос на ракете. Я к этому не стремлюсь. И возможность поплавать и покувыркаться в невесомости меня совершенно не привлекает…

– А я хотела бы побывать на других планетах, – мечтательно молвила стрекоза. – Да и просто по космосу в ракете мчаться – это же так здорово!

Из-под воды высунулся карась и ехидно заметил:

– Никто вас в космос и не приглашает. Тем более что вы даже и таблицу умножения не знаете. Без таблицы умножения в космос никого не берут.

Неожиданно с неба опустился шарообразный блестящий металлический космический аппарат. И завис над водой – совсем рядом с лягушонком, стрекозой, карасем и кувшинкой.

Из космического аппарата выглянула обычная маленькая земная ящерица. И крикнула:

– Эй! Кто хочет со мной слетать к Луне и обратно? Только высаживаться на Луну мы не будем. Так как у нас нет скафандров. А там вакуум!

Стрекоза тут же затрепетала крылышками – и влетела в открытый люк космического корабля. А лягушонок изо всех сил оттолкнулся лапками от листа кувшинки – и запрыгнул в люк. Но карась лишь скептически покачал головой и уплыл в глубину – искать себе пропитание.

Ящерица плотно закрыла входной люк корабля, помогла стрекозе и лягушонку устроиться в специальных креслах, сама тоже уселась в кресло – и они полетели к Луне.

Ракета мягко разгонялась, набирая высоту. И вот она уже покинула атмосферу Земли – и устремилась дальше.

– Что-то навигационный компьютер немного барахлит, – озабоченно сказала ящерица, поглядывая на панель управления. – Как бы нам с вами не заблудиться в космосе…

– Ничего. В крайнем случае мы починим компьютер, – успокоил ее лягушонок, глядя в иллюминатор на удаляющуюся Землю.

Они летели и летели в сторону Луны. Вокруг них в черном космосе горели звезды – яркие и совсем крошечные, белые и красные, голубые и желтые…

А вот уже и Луна. Космический корабль стал огибать ее, приближаясь к поверхности. Внизу стали видны лунные равнины и горы, округлые кратеры и извилистые ложбины…

Бам!

Резкий громкий звук, донесшийся из глубины навигационного компьютера, заставил вздрогнуть ящерицу, лягушонка и стрекозу. Они с испугом отвернулись от иллюминаторов и посмотрели на компьютер, пытаясь понять, что происходит.

Бам! Бам! Бам!

И компьютер развалился на части.

А посреди обломков обнаружился нагло улыбающийся многоногий и многорукий червяк. В одной из рук он держал большой железный молоток.

– Ты кто? – в изумлении спросила его ящерица.

– Я мощный компьютерный вирус, – ответил червяк. – Моя информационная матрица рассылается злодеями через сеть Интернета. А потом зараженный компьютер сам изготавливает меня в материальном виде. И с молотком. Молоток мне нужен, чтобы взломать компьютер изнутри и выйти на свободу.

– А зачем тебе свобода? – не поняла стрекоза, которая от удивления даже не успела испугаться.

– Захвачу этот космический корабль – и буду летать по космосу. Куда захочу – туда и полечу, – еще более нагло ухмыляясь, ответил червяк. И помахал железным молотком.

– Ха-ха-ха! – засмеялся лягушонок. – Куда же ты полетишь без навигационного компьютера? Ты ведь его разломал изнутри. Теперь мы зависнем в космосе и будем болтаться вокруг Луны… Или вообще унесет нас куда-нибудь космическими ветрами – и мы заблудимся на просторах Вселенной…

Червяк перестал нагло улыбаться, а потом и вовсе загрустил. Такого поворота событий он никак не ожидал.

– Эх ты! Космический пират! Горе луковое! – фыркнула ящерица. – Положи свой молоток и сядь в кресло у окошка. И сиди тихо, не мешай. А я сейчас попробую компьютер склеить обратно. У меня есть особый компьютерный суперклей для быстрого ремонта.

– А если молоток не отдашь, то мы тебя покусаем, поколотим и замотаем липкой лентой, – пригрозил червяку лягушонок, свирепо глянув на негодяя.

Тот вздохнул, совсем пригорюнился, положил свой железный молоток среди обломков компьютера, направился к свободному креслу, забрался в него и затих, печально посапывая и уставившись в иллюминатор.

Ящерица сноровисто соединила обратно куски компьютера, засунув в середину молоток и обильно поливая суперклеем места соединения всех частей.

Затем она тоже уселась в кресло у иллюминатора и сказала:

– Надо подождать полчаса. Если все склеится удачно, то навигационный компьютер снова заработает. И мы сможем продолжить наш полет. Вернее, мы сможем вернуться на Землю.

После этого ящерица включила громкую развлекательную музыку. И они стали слушать музыку и ждать, пока все склеится.

Прошло полчаса.

Компьютер склеился прекрасно! Он снова замигал своими огоньками, включил монитор и произнес дружелюбным механическим голосом:

– Для перезапуска системы необходимо ввести ответы двух настроечных математических примеров. Вы готовы?

– Мы готовы, – ответил лягушонок.

– Первый настроечный пример. Сколько будет 4 умножить на 2? – спросил компьютер.

Все задумались. Конечно, это был непростой вопрос для этой команды космолетчиков…

Через какое-то время стрекоза сообразила:

– Все знают, что у лягушонка 4 лапки. И у ящерицы тоже 4 лапки. Значит, нужно сосчитать, сколько лапок у них вместе. Ведь их как раз двое. Значит, это как раз и будет 4 умножить на 2.

– Я сосчитаю, – предложил червяк.

Лягушонок и ящерица растопырили свои лапки – чтобы было удобно посчитать их количество.

И червяк сосчитал:

– Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь. Восемь лапок у лягушонка и ящерицы вместе. Значит, 4 умножить на 2 будет 8.

– Ответ принят, – проговорил компьютер своим механическим дружелюбным голосом.

На экране монитора побежали зеленые зигзаги и синие звездочки. Затем раздался следующий вопрос:

– Сколько будет 4 умножить на 4?

– Нда… – печально молвил червяк. – Такой сложный пример мы, пожалуй, не одолеем…

Но стрекоза, зашуршав крылышками, вспомнила:

– Я когда-то летала у воды и слышала, как рыбаки на озере обсуждали необходимое количество картошки, которую они собирались испечь в золе от костра. Рыбаки говорили, что каждому из них нужно по 4 картошины. А было их там 4 человека. Вот один рыбак подумал и сказал, что 4 умножить на 4 – это 16. Я точно помню.

– Ответ принят, – сообщил компьютер. – Настройка для перезапуска системы после склейки произведена успешно.

На мониторе побежали красные зигзаги и желтые звездочки.

– Замечательно! – обрадовано воскликнула ящерица и пересела за пульт управления. Она принялась нажимать кнопки и клавиши, передвигать рычаги и крутить штурвал.

Космический корабль стал уверенно менять свой курс, перенацеливая его на Землю. Двигатели гудели весело и бойко.

Внизу все еще виднелись равнины, горы и кратеры Луны. Но они уже уменьшались, удалялись. Корабль все дальше уходил от лунной поверхности по крутой дуге. Навигационный компьютер работал безупречно.

– Ай! – воскликнула стрекоза. – А что же, мы повезем на Землю этого компьютерного червяка?! Он же вирус! Он будет там ломать плохо защищенные компьютеры! Надо его оставить на Луне! Или просто выкинуть в открытый космос, прямо в вакуум! Просто вышвырнуть за борт его!

– Это было бы слишком жестоко, – покачал головой лягушонок. – Мы не можем быть такими злыми без крайней нужды. Лучше давайте перевоспитаем этого червяка, чтобы он стал добрым и хорошим. У нас как раз есть время, пока мы летим обратно.

– А я уже перевоспитался. Я уже решил, что больше не буду грызть и ломать компьютеры. Я стану лучше учителем. Буду учить математике всех желающих, – объявил червяк.

– Но хорошо ли ты сам знаешь математику? – усмехнулась ящерица, не отрывая взгляда от пульта управления кораблем.

– Я, например, уже твердо усвоил, что четырежды два – это восемь, а четырежды четыре – это шестнадцать, – с достоинством ответил червяк. – Да и вообще я могу учиться математике по ходу дела, прямо по ходу уроков, которые я буду проводить с учениками. Мы будем с ними учиться вместе. Что в этом такого?

И все в космическом корабле весело рассмеялись.

Они летели и летели, уже удаляясь от Луны, приближаясь к Земле.

А вот и атмосфера. Корабль стал тормозить, постепенно опускаясь вниз.

Они двигались все медленнее и медленнее. И вот зависли невысоко над водой, как раз рядом с тем же самым цветком кувшинки, от которого и начинался когда-то их полет.

Стрекоза выпорхнула в открывшийся люк и улетела, весело размахивая своими прозрачными крылышками в лучах солнца.

А лягушонок выпрыгнул из люка и бултыхнулся прямо в воду. Он энергично заработал лапками, подплыл к листу кувшинки, забрался на него и уселся с важным видом.

Червяка ящерица высадила на берегу, среди крупных камней. Он быстро нашел так подходящую норку и стал в ней жить.

Действительно, он стал добрым и хорошим. Он больше никогда не грыз и не ломал компьютеры. И стал прекрасным преподавателем математики, проводя уроки на берегу озера для всех желающих.

Ну а ящерица отправилась на своем космическом корабле в новые космические путешествия.