Школьное веселье

– Всегда нужно слушаться маму, – объясняла девочка крысе, когда они сидели вдвоем в комнате после мытья хвоста. – Но мама не всегда понимает, что надо делать, а что делать не надо. Мама иногда ошибается. И это создает проблемы…

– О чем это вы, чик-чирик? – прощебетала маленькая синичка, прилетевшая только что на открытую форточку. Она весело заглянула в комнату и повторила свой вопрос: – Что это вы такое обсуждаете?

– Моя хозяйка хочет отнести меня в школу на уроки. Но мама не разрешает. Мы считаем, что в данном вопросе мама не права. Но не слушаться родителей – это плохо. Да и неприятности могут потом возникнуть, если маму сильно не послушаться. Но я хочу побывать в школе, – объяснила ситуацию солнечная крыса.

– Чик-чирик! Понятные трудности! Но ведь, чик-чирик, крыса может совершенно случайно ночью забраться в школьный рюкзак своей хозяйки. Крыса может его перепутать с какой-нибудь коробкой. И там она может уснуть, чик-чирик… – стала фантазировать синичка, хитро поглядывая своими крошечными глазками-бусинками.

– Да! – подхватила идею девочка, сразу уловив самую суть. – А утром я, совершенно не подозревая, что в моем рюкзаке спит моя крыса, спокойно иду в школу… И там, уже во время уроков, крыса просыпается. И только тогда обнаруживается, что я ее случайно принесла в школу. Ну и тут уж ничего не поделаешь! Не уходить же из-за этого с уроков домой!

– Ага, чик-чирик! Иногда происходят такие случайные совпадения! Чик-чирик! И никакая мама не скажет при этом, что ее не послушались. Чик-чирик! – бодро прочирикала синичка. И улетела.

Крыса и девочка посмотрели друг на друга. Они ничего не сказали вслух. Но они хорошо поняли, что собираются делать.

“Как раз мне вчера помыли хвост, – размышляла крыса. – Теперь прилично будет и в школе показаться. Никто не скажет, что я грязная и неопрятная. Думаю, дети правильно отреагируют на мое появление. А вот с учительницей могут возникнуть проблемы… Она может разораться или, наоборот, упасть в обморок от страха… Поэтому мне надо заранее продумать линию поведения…”

А девочка размышляла: “Надо будет сунуть в рюкзак мягкую тряпочку – просто так. Пусть она просто полежит в моем рюкзаке школьном…”

Конечно же, мама ни о чем не подозревала.

А папа подозревал. Но молчал.

Утром следующего дня девочка, как и обычно, встала, позавтракала, оделась и отправилась в школу.

Идти было недалеко.

Вот начались занятия. Первым уроком по расписанию стояла математика. Дети сидели в классе за партами и смотрели на свою учительницу, которая стояла у доски и сурово смотрела на детей. Сегодня она была особенно не в духе.

– Урок мы начнем с решения вот такой задачи, – произнесла учительница очень строгим голосом. – Некто владел стадом в 67 коров. Потом он продал часть своего стада соседу. Продал он 18 коров. И сколько же коров у него после этого осталось?

Она окинула класс мрачным взглядом, подождала немного и спросила грозно:

– Ну что, вы все настолько тупые, что никто не может решить такую простую задачу? А?

Дети испуганно притихли. Каждый сидел и думал: “Только бы она меня не спросила! Только бы меня к доске не вызвала!”

В классе повисла напряженная тишина.

И тут неожиданно на одной из парт появилась солнечная крыса. Она выпрыгнула туда из рюкзака своей хозяйки.

– Я могу решить эту задачу, – молвила крыса доброжелательным тоном. – И не бойтесь меня. Я не дикая, а домашняя и культурная. Я регулярно мою морду чистой водой. А вчера мне даже помыли хвост и намазали его душистым кремом. Я с удовольствием решу для вас эту задачу про коров и про “некто”, хотя я и не знаю, кто такой этот “некто”…

Учительница все-таки заорала.

Она издала жуткий, пронзительный, потрясающий по силе крик. При этом лицо ее исказилось, а глаза выпучились.

Дети в классе с большим интересом смотрели на нее и на крысу на парте. Все были рады такому неожиданному развлечению.

А крыса подумала: “Во как орет! Наверное, она все же испугалась. А может быть, разгневалась. Зря я, видимо, про хвост стала рассказывать… Надо срочно что-то предпринять. А то ситуация может выйти из-под контроля!”

Когда учительница прервала свой вопль, чтобы сделать вдох, солнечная крыса заявила, встав на задние лапки:

– У меня великолепные математические способности. Я люблю решать задачи и примеры. А еще я бывала в театре и в библиотеке. Я вообще люблю приобретать знания.

Все были впечатлены.

Учительница не стала орать дальше. Она закрыла рот. И ее глаза приняли свое обычное расположение. Она задумалась.

А дети с восторгом смотрели на удивительную маленькую хвостатую зверюшку, которая столь отважно разговаривала со столь страшной преподавательницей.

Учительница тем временем размышляла про себя: “В конце концов, я ведь опытный педагог. А значит, должна использовать любые подходящие способы для улучшения учебного процесса. И должна уметь справляться с неожиданными ситуациями. К тому же, я в детстве мечтала завести себе какого-нибудь ручного грызуна…”

И она улыбнулась крысе.

– Неужели тебя не пугает эта сложная задача? – спросила ее учительница. – И неужели ты действительно любишь математику?

Солнечная крыса с достоинством ответила:

– Да, я люблю математику. А задача эта – совсем простая. Надо вычесть из числа 67 число 18. Напиши, пожалуйста, на доске этот пример. И я вам всем объясню, как его решать.

Учительница написала на доске:

67 – 18

Все дети записали этот пример в свои тетрадки.

– Ясно, что 18 = 10 + 8, – продолжала крыса. – То есть из числа 67 надо вычесть сначала 10, а затем еще 8. Начинаем с того, что вычитаем 10. Это будет 67 – 10 = 57.

Учительница записала и это на доске:

67 – 10 = 57

– А теперь вычитаем из числа 57 еще 8, – сказала крыса. – То есть решаем пример 57 – 8… Используем то, что 8 = 7 + 1. Поэтому сначала из числа 57 вычтем 7, это получится 50. А потом вычтем еще 1. И в итоге будет 50 – 1 = 49.

Учительница хотела записать на доске и эти примеры тоже…

Но тут внезапно, ударом ноги распахнув дверь, в класс ворвался директор школы!

Это был лысый дяденька плотной комплекции. Он свирепо оглядел класс и зарычал страшным голосом:

– Что здесь происходит?!!! Что за ужасные крики?!!!

– Э-э-э… – замялась учительница.

– Мы решаем задачу по математике, – спокойно ответила директору крыса. – А вопли были чисто случайными. У нас все в порядке.

Опытный директор школы мигом оценил ситуацию. Он сразу понял все. И тут же расслабился, успокоился и добродушно улыбнулся.

– А ко мне в кабинет уборщица влетела и сообщила о жутких криках в вашем классе. Ну я и прибежал вас успокаивать, – объяснил он.

– У нас в гостях удивительная ученая крыса, которая любит математику. Поэтому мы проводим урок с ее помощью, – тоже улыбнувшись, пояснила учительница.

– Да-да, конечно! Я всегда поддерживаю нестандартные идеи в проведении занятий, – сказал директор школы. – Я очень рад за вас всех. Продолжайте урок.

И он ушел, закрыв за собой дверь обычным способом.

– Нам осталось совсем немножко, – напомнила учительница, показывая на доску. Там было написано:

67 – 18

67 – 10 = 57

Крыса пошевелила усами и закончила решение:

– Мы уже получили ответ. Это 49. Напоминаю, что мы вычитали 57 – 8 = 49. Мы использовали то, что 8 = 7 + 1.

После того, как учительница дописала на доске окончание решения, там стало написано:

67 – 18

67 – 10 = 57

57 – 8 = 49

– А я ничего не понял, – сказал один мальчик с первой парты. – Пусть крыса нам еще раз все объяснит, с самого начала.

– Да, да, мы тоже ничего не поняли! Пусть крыса еще раз нам все объяснит! – зашумели все дети в классе.

Учительница стерла все с доски и предложила:

– Возможно, нашей хвостатой гостье будет удобнее вести урок, сидя у меня на плече?

Конечно, это было гораздо удобнее!

Устроившись на плече учительницы, солнечная крыса обратилась к классу:

– Главное – это решить пример 67 – 18. В этом суть. У “некто” было 67 коров. И он из них 18 отдал соседу. Значит, у этого “некто” количество коров уменьшилось. Оно стало 67 – 18. Это ясно?

– Нам не ясно, кто такой этот “некто”, – подала голос маленькая, но бойкая девочка с косичками со второй парты.

– Гм. Я вообще-то этого тоже не поняла, – призналась крыса.

– Да что вы! – удивилась учительница. – Что же вы молчали и не спросили? Мне и в голову не могло придти, что вы не понимаете значение слова “некто”!

– Мы вас боялись спросить, – честно ответила девочка с косичками.

– Ну… – смутилась учительница. – Ну… в следующий раз не бойтесь. Я за такие вопросы ругаться на вас не буду. А “некто” – это в данном случае… ну… это деревенский мужик…

– То есть задача выглядит так, – перебила ее солнечная крыса. – У мужика было 67 коров. Их них он 18 коров продал соседу. Сколько осталось?

– Теперь понятно, – кивнула девочка с косичками.

– Богатый, видно, мужик был… Столько коров! – заметил толстый мальчик с первой парты.

– Да и сосед у него тоже был не бедный. Купил 18 коров! Ого-го! – крикнул кто-то с задней парты.

– Да, мужик был не очень бедный… И сосед тоже… – подтвердила учительница. – Но что скажет наша уважаемая гостья?

Класс затих. Всем было интересно, что скажет крыса.

– Решать пример 67 – 18 можно разными путями, – произнесла та, глядя на детей. – Например, ясно, что 18 = 10 + 8. Поэтому мы можем из числа 67 вычесть сначала 10, а затем еще 8.

Учительница написала на доске:

67 – 10 = 57

Крыса посмотрела и кивнула:

– Да, именно так. Это очевидно. От числа 67 отняли один десяток. И получилось 57.

Учительница приписала ниже:

57 – 8 = 49

Крыса снова одобрила:

– Да. Из числа 57 вычли сначала 7, а потом еще 1. Ведь 8 = 7 + 1. И вот получили ответ: 49.

– У богатого мужика осталось 49 коров! – заорали все дети в классе хором. – Ура! Крыса решила нам задачу! А мы все поняли! Ура!

Когда шум стих, девочка в очках, которая была круглой отличницей, спросила:

– А проверка?

– Проверить решение очень просто, – ответила крыса, покачивая хвостом. – Надо представить, что сосед отдал тому мужику обратно его 18 коров. Итак, у мужика оставалось 49 коров. Сосед вернул ему обратно 18 коров. Сколько стало? Если мы решили задачу верно, то должно получиться снова 67 коров…

– С чего бы это вдруг сосед отдал коров обратно? Он же их купил! Так не бывает! – зашумели все дети в классе.

– Наверное, он их продал обратно, – предположил толстый мальчик. – Оба эти мужика подумали и решили отыграть все на исходные позиции. Мужик соседу вернул деньги, а сосед ему вернул коров.

Все успокоились.

Учительница написала на доске:

49 + 18

Крыса обвела класс взглядом и спросила:

– Ну и как удобнее это сложить?

Все молчали. Все хотели, чтобы именно она им все и объяснила.

В класс тихонько заглянула уборщица. Она сказала:

– Говорят, у вас тут крыса ученая… Можно, я тихонечко посижу и тоже послушаю урок? Мне очень интересно.

Учительница молча кивнула. И уборщица присела на стул у двери.

– Пример 49 + 18 тоже можно решать разными путями, – произнесла крыса, которую совершенно не смутило появление уборщицы. – Давайте сообразим, что 18 = 17 + 1. И эту единичку сначала прибавим к числу 49. Получится 49 + 1 = 50. И теперь добавим еще 17. И будет 50 + 17 = 67. Вот так.

Учительница написала на доске все это. Получилось вот что:

49 + 18 = 49 + 1 + 17 = 50 + 17 = 67

– Ура! – закричали все дети. – Крыса верно решила задачу! Проверка сошлась! У богатого мужика снова стало 67 коров!

И тут прозвенел звонок.

Учительница стерла все с доски и села за свой стол. А солнечную крысу аккуратно спустила на крышку стола, погладив по спинке.

Весь класс собрался вокруг. Всем хотелось посмотреть на крысу вблизи и погладить ее.

Бойкая девочка с косичками сказала:

– Надо бы ее чем-нибудь угостить!

Толстый мальчик тут же достал из кармана яблоко и протянул его крысе целиком. Она вежливо поблагодарила и попросила:

– Отрежьте, пожалуйста, мне от этого яблока небольшой кусочек. Так будет удобнее грызть.

У другого мальчика нашелся перочинный ножик. От яблока отрезали кусочек и дали крысе. Она стала его с удовольствием грызть. А все смотрели на нее и умилялись.

После перемены был урок чтения.

– Я задавала вам на дом выучить какое-нибудь стихотворение, – молвила учительница с доброй улыбкой. У нее стало очень хорошее настроение. И она решила сегодня больше ни на кого не сердиться и не ругаться. Хотя и подозревала, что почти никто в классе не выполнил этого домашнего задания.

Конечно же, кроме девочки-отличницы, никто и не пытался выучить стихотворение…

Но не успела девочка-отличница поднять руку, как солнечная крыса сообщила с учительского стола:

– Я могу рассказать вам какое-нибудь стихотворение. Я даже могу прямо сейчас для вас что-нибудь сочинить.

Все в классе рты открыли от удивления. Даже учительница. Все были просто поражены!

Только девочка, которая была хозяйкой крысы, ничуть не удивилась. И рот не раскрыла. Она-то знала про таланты своей любимицы.

Наконец учительница закрыла рот, подумала и потом разрешила:

– Да, сочини нам стихотворение. Это было бы очень любезно с твоей стороны. И все ученики нашего класса смогут увидеть, как происходит творческий процесс в литературе…

Все дети тоже закрыли рты и приготовились внимательно слушать.

Тут в класс заглянул директор школы. Он робко спросил:

– А можно я посижу тихонечко на задней парте? Я не буду мешать. У меня сейчас как раз есть свободное время. И мне очень интересно…

– Ш-ш-ш… – приложив палец к губам, прошептала ему девочка-отличница. – Крыса сочиняет стихотворение.

А учительница директора даже не заметила. Она улыбалась, глядя на маленькую хвостатую зверюшку на своем столе. И вспоминала свое собственное детство…

Директор на цыпочках прошел на заднюю парту и там присел на свободное место рядом с известным на всю школу второгодником и хулиганом. А тот тоже поднес палец к губам и прошептал:

– Тише. Нельзя ей сбивать вдохновение.

Директор понимающе мигнул глазами. И затих.

А солнечная крыса после небольшой паузы произнесла:

Мне хвост вчера помыли –

И в школу я пришла.

Задачу мы решили,

Такие вот дела.

Я к знаньям чую жажду.

И новые места

Так посетить однажды

Люблю я… Красота!

Мне яблоко тут дали.

И столько добрых лиц…

Была бы я здесь, видно,

Из лучших учениц…

Ах! Школьное веселье!

Решение задач!

Ну а еще… В подарок

Я бы хотела… мяч!

Наступила тишина.

Солнечная крыса скромно опустила взор и не шевелилась.

– Супер! – восхищенно произнес второгодник с последней парты.

И все заорали:

– Здорово! Гениально! Супер! Вот это да! Ура! Молодец!..

А потом все стали хлопать в ладоши.

– Прекрасные стихи! – похвалила учительница, когда крики и овации наконец стихли. – Прекрасные! И прямо про то, что здесь сегодня происходило! Великолепный образец литературного творчества! Стиль чем-то похож на Пушкина… Я очень люблю стихи Пушкина…

– А почитайте нам теперь что-нибудь из его сказок, пожалуйста, – попросил хитрый мальчик, сидевший у окна. Он надеялся, что учительница вообще забудет про домашнее задание и не будет никого спрашивать.

И эта простая детская хитрость сработала.

– Хорошо, – сразу же согласилась учительница. И она, открыв томик Пушкина, стала читать вслух “Сказку о царе Салтане”…

Так и прошел весь урок.

Крыса сидела на учительском столе и тоже слушала сказку Пушкина. И ей очень понравилось.

Потом снова была перемена. И снова все толпились вокруг крысы. Директор школы тоже подошел и поблагодарил ее.

Следующим уроком шло природоведение.

Но солнечная крыса уже так устала, что сказала всем:

– Я хочу домой. Я уже просто обалдела от такого активного и обильного общения. Я все же очень маленькая зверюшка. Мне сложно так бодро тусоваться…

– Я лично провожу крысу и ее хозяйку домой, – решил директор школы. – Конечно, нельзя переутомлять такую маленькую хвостатую умницу. Пусть она теперь отдыхает.

Солнечная крыса попрощалась со всеми.

И они с девочкой отправились домой.

Директор школы довел их до самой квартиры.

Мама, увидев его, сначала очень испугалась. Она подумала, что ее дочка безобразно хулиганила во время уроков.

Но директор школы заверил маму, что ее дочка вела себя безупречно. И поблагодарил за хорошее воспитание ребенка. Он объяснил, что просто крыса уже устала.

И директор школы ушел.

– Понимаешь, мама, моя крыса сегодня ночью случайно залезла в мой школьный рюкзак и там уснула. А утром я и не заметила. И только в школе крыса проснулась, уже во время урока математики, – объяснила девочка, как все получилось.

И мама совершенно не ругалась. Хотя, видимо, и заподозрила, что тут имел место заранее продуманный хитрый план.