Счастливая встреча

Жила-была крыса. Она любила сидеть на солнышке и сочинять стихи. И делала это целыми днями. И поэтому ее прозвали солнечной крысой.

Другие крысы не понимали ее. Они бегали в поисках пропитания, растили своих детишек-крысят, общались между собой, даже дрались временами… Но стихов в тех краях никто из крыс больше не сочинял.

– Зачем ты делаешь это? Зачем ты сочиняешь стихи? – спрашивали соплеменницы и соплеменники солнечную крысу.

– Ну вот послушайте… – говорила она им и начинала читать вслух свои стихи:

Солнечным утром

В тумане предзимья

Шла тетя Дуся

На аэродром…

Но другие крысы не хотели слушать. Они только качали головами, шевелили усами, вертели мордами… Они не понимали, зачем сочинять такие странные стихи.

Один старый, облезлый и очень уважаемый всеми сородичами крыс так и сказал как-то раз:

– Ты сочиняешь чушь. Это плохие стихи. Ты возомнила, что у тебя есть поэтический дар. Но это лишь твое глупое непомерное самомнение, это гордыня! Ты просто маешься дурью. Займись лучше чем-нибудь более полезным. Например, заучивай наизусть хорошие стихи всяких человеческих хороших поэтов – и читай их вслух всем нам…

– Нет, – ответила солнечная крыса. – Я не хочу заучивать и читать вслух стихи других поэтов. Я хочу именно сама сочинять стихи – свои собственные стихи.

Умная толстая кошка, которая тоже часто сидела и грелась на солнышке, сказала как-то:

– Бездельница ты. Вот, скажем, я мурчу для своих хозяев и позволяю им себя гладить, разрешаю им почесывать меня за ушком… А ты? Ты целыми днями просто сидишь на солнышке и бормочешь себе под нос всякую ерунду…

– Мне не нужны никакие хозяева! – гордо отвечала солнечная крыса, поднимая морду кверху и глядя на солнце. – Я хочу служить лишь вдохновению! И вообще я не такая, как все! Я особенная!

Опытный деловой воробей, пролетая однажды рядом, чирикнул на лету:

– Брось ты это занятие! От него тебе нет никакой выгоды! Лучше сочини популярную песенку – и продай ее для исполнения на радио. И сможешь покупать себе сыр каждый день в течение целого года!

Но солнечная крыса только усмехнулась. Она даже не стала отвечать на такое прозаическое предложение.

Она хотела сочинять стихи. И она сочиняла их и сочиняла – записывая огрызком карандаша на обрывках бумаги, которые всегда легко было найти на улице возле огромного многоквартирного дома, где она жила в подвале.

Но вот солнечной крысе повезло. По улице шел поэт. Настоящий человеческий поэт. Он шел, сунув одну руку в карман и с удовольствием жуя на ходу кусок арбуза, который держал в другой руке. И при этом весело выплевывал вокруг арбузные семечки. Он был знаменит – и очень радовался этому.

– О поэт! – окликнула его солнечная крыса. – Я тоже сочиняю стихи! Но меня здесь никто не понимает! Послушай, пожалуйста, хотя бы одно мое стихотворение. Я ведь так мечтаю об издании и о признании…

И она, встав на задние лапки и подняв морду к небу, продекламировала:

О море цветов!

О море друзей!

На крыльях лечу я

В чертог королей!

Поэт, остановившись и продолжая жевать арбуз, благосклонно выслушал это четверостишие и потом сказал:

– Неплохо для начала. И рифма есть, и с размером все в порядке. Но ты все же еще поработай над техникой стихосложения и над содержанием… И вот, кстати, тебе кусок арбуза. Я уже доел тут всю сладкую мякоть. Но ты еще можешь погрызть…

И он кинул крысе арбузную корку. А потом пошел дальше, засунув обе руки в карманы и размышляя о своей новой возлюбленной, с которой он только вчера познакомился и которой он уже сочинил свои новые стихи.

А солнечная крыса ощутила себя слегка уязвленной в глубине души. Ведь она надеялась, что настоящий человеческий поэт гораздо больше ее поймет. Ей хотелось, чтобы он гораздо выше оценил ее стихи.

Она не стала даже нюхать брошенную им арбузную корку. Впрочем, сочный остаток куска арбуза тут же ухватили и утащили два веселых шустрых крысенка. И скоро из-за куста донеслось их громкое и радостное чавканье.

А солнечная крыса сочинила новое стихотворение и произнесла его вслух:

Нет счастья в жизни.

А если и есть, то не для меня.

Я одинокая тихая крыса,

Поэтесса солнечного дня.

Шедшая мимо бабулька услышала это стихотворение и даже остановилась, чтобы его дослушать. И потом сказала:

– Ах ты бедолага!

А затем бабулька пошла дальше по своим делам. Ей было не интересно долго слушать стихи.

Солнечная крыса осталась сидеть на теплой крышке канализационного люка. Она мрачно размышляла о своей судьбе, о высокой поэзии и о высокомерных человеческих поэтах. Постепенно ей сделалось совсем тошно и грустно. И из ее глаз закапали слезы.

Маленькая девочка, подходя к подъезду дома вместе со своей мамой, увидела на крышке люка плачущую крысу, которая не замечала людей, не обращала внимания ни на что вокруг.

Девочка подошла к печальной зверюшке и, присев на корточки, стала гладить крысу, чтобы утешить ее. Но та зарыдала еще сильнее, ее морда сделалась совсем мокрая от слез. И даже на крышку люка накапала маленькая лужица из ее слезок.

Тогда девочка взяла крысу на руки и сказала ей:

– Не расстраивайся. Ты хорошая. Ты очень милая и красивая крыса. Не обращай внимания, если кто-то тебя обидел. А мне вот ты нравишься. Ты чудесная! И я с радостью пригласила бы тебя к себе жить в мою квартиру. У меня как раз нет никакой домашней зверюшки.

Мама девочки в это время разговаривала с подругой по мобильному телефону. Поэтому она не замечала, чем занята ее дочь.

Солнечная крыса очень удивилась. Она перестала плакать. Ей было очень приятно лежать у девочки на руках и ощущать поглаживание по спинке. Но жить в квартире? Быть игрушкой у людей? Это казалось чем-то странным…

Тем временем мама девочки закончила разговаривать по телефону. И увидела, чем занята ее дочка. И немножко испугалась.

– Эй, осторожно! Это же подвальная дикая крыса! Она же кусается и разносит заразу! – воскликнула мама несколько неуверенно, так как очень уж не ожидала такой ситуации.

Солнечная крыса с достоинством посмотрела на женщину и сказала:

– Я сочиняю стихи. И просто так никогда не кусаюсь. И я умываю свою морду каждый день – в какой-нибудь луже или росой на траве, или даже снегом, если зима… И вообще я свободное существо!

А девочка добавила:

– Я очень хочу взять ее к нам жить. Она тут плакала. А я ее утешила. Наверное, здесь ее обижают другие крысы. А может, ее и люди какие-то обижают… А я буду о ней заботиться. Я буду ее любить.

Мимо проходила их соседка, которая работала ветеринаром.

– Что делать? – обратилась к ней мама девочки. – Мы хотим взять домой эту крысу. Но здорова ли она? И вообще она как-то странно выглядит…

Ветеринар осмотрела солнечную крысу и сказала:

– Она абсолютно здорова. Я дам вам кусок дезинфицирующего мыла. Помойте ее, когда принесете домой. И вообще это не крыса-пасюк, то есть не обычная дикая городская крыса, а совсем другая порода. Именно таких крыс и держат дома в качестве домашних питомцев. Они очень умные и чистоплотные. Они никогда не грызут мебель, провода и другие ценные вещи. И они не кусаются. Их даже дрессируют в цирке, чтобы показывать математические фокусы…

– Ой, мама! – обрадовалась девочка. – Эта крыса будет помогать мне с математикой! А то у меня вечно плохие оценки за эти сложные примеры… А тебе вечно некогда…

– Да, я помогу вашему ребенку с учебой в школе, – молвила крыса. – Я умею сочинять стихи. Ну и вообще я умная. И я готова мыть свою морду три раза в день…

Ветеринар подмигнула девочке и крысе, вручила маме дезинфицирующее мыло и пошла дальше по своим делам.

А девочка понесла солнечную крысу домой.

Папа очень удивился, но ничего не возразил.

Мама взяла тазик, налила туда теплой воды и тщательно вымыла крысу с дезинфицирующим мылом. А затем вытерла ей шерстку чистым полотенцем.

И стала солнечная крыса жить у людей в квартире.

* * *

Конечно, девочка и крыса очень подружились. Они много общались, вместе смотрели мультики, вместе глядели в окошко, вместе пели песенки, вместе слушали аудиокниги…

Однажды девочка пришла из школы вся в слезах. Учительница при всем классе обругала ее, назвав тупицей и лентяйкой! И все за то, что она не смогла решить у доски пример на сложение…

Солнечная крыса забралась девочке на плечо, ласково пощекотала ей щеку усами и спросила:

– А что это был за пример, который ты не смогла решить?

– Это был ужасно сложный пример, – всхлипнула девочка. – Там надо было сложить два двузначных числа. Представляешь?! Я ничего не могла придумать…

– Давай вместе посмотрим по учебнику, как это делается, – предложила крыса. Она очень полюбила читать, живя у людей в квартире. И теперь считала, что в книжках можно найти ответы почти на все вопросы.

– Я пробовала читать учебник, – вздохнула девочка, вытирая слезы и ласково поглаживая любимую хвостатую зверюшку. – Но в учебнике все так ужасно непонятно написано…

Она достала свои школьные книжки и тетрадки, разложила их на столе, пересадила на них крысу и пошла на кухню раздобыть что-нибудь вкусненького для них обеих.

Солнечная крыса тем временем побегала по разложенным на столе книжкам и тетрадкам, понюхала их все внимательно, слегка погрызла несколько обложек, прочитала все названия, выбрала нужный учебник и раскрыла его на нужной странице.

Когда девочка вернулась в комнату, неся бутерброды с сыром, какао и два яблока, солнечная крыса прочитала вслух правило:

– Чтобы сложить два двузначных числа, надо сначала отдельно сложить их десятки, а затем отдельно сложить их единицы, а уже потом сложить все вместе.

– Ничего не понимаю, – сказала девочка, жуя бутерброд и запивая его какао. – Хочешь сыра? Или какао? Или яблоко? Или хлеба?

Солнечная крыса задумчиво покосилась на предлагаемые угощения, но твердо ответила:

– Сначала разберемся с этим правилом. Какой у тебя в школе был пример?

– Это был пример 35 + 27, – вспомнила девочка.

И она написала на листке бумаги:

35 + 27

– Сейчас мы его по этому правилу разберем, – солидным тоном молвила крыса, повертев усатой мордой над страницей учебника. – Значит, надо сложить 35 и 27… Сначала мы сложим десятки из этих двух чисел. То есть мы сложим 30 + 20. Ясно, что 30 + 20 = 50. Ты согласна с этим?

– Согласна, – кивнула девочка. И откусила следующий большой кусок хлеба с сыром.

– А теперь сложим единицы из чисел 35 и 27… То есть сложим 5 + 7. Сколько это будет?

– Гм… – замялась девочка, так как ее рот был набит бутербродом. Дожевав и подумав, она ответила: – Пример 5 + 7 не такой уж сложный. Ведь 7 = 5 + 2. То есть получается, надо сложить 5 + 5 + 2. А 5 + 5 = 10, это любой ребенок знает. Ну а 10 + 2 = 12, это тоже ясно.

И она написала на листке:

5 + 7 = 5 + 5 + 2 = 10 + 2 = 12

– Умница! – похвалила ее солнечная крыса и даже слегка подпрыгнула на учебнике от энтузиазма. – А теперь мы сложим все вместе, то есть сложим 50 и 12. И это будет…

– Это будет 62, конечно же, – сказала девочка с довольной улыбкой. – Ведь 12 = 10 + 2. Поэтому 50 + 12 = 62. Верно?

И она написала:

50 + 12 = 50 + 10 + 2 = 60 + 2 = 62

– Верно! – закричала крыса и принялась бегать по учебникам и тетрадкам на столе. А затем остановилась, села на задние лапы и попросила: – Дай мне теперь сыра, пожалуйста. Я считаю, что мы с тобой очень хорошо поучились. Теперь можно и сыра поесть. Да и яблочка кусочек я бы потом погрызла…

Конечно, девочка дала солнечной крысе и сыра, и яблока.

Когда они доели, как раз в комнату зашла мама и спросила:

– Ну, как дела в школе? Что нового с учебой? И почему у этих книг так подозрительно отгрызены уголки на обложках?

Девочка немного поразмышляла над тем, как ответить на эти вопросы честно, но при этом не вызвать мамин гнев. И сказала так:

– В школе мне задали очень интересный пример. Вот такой: 35 + 27. Представляешь?! И мы с моей любимой крысой сейчас по учебнику вместе разобрались, как его решить. Мы вгрызались в науку математику! И мы вместе решили этот сложнющий пример! Мы сделали это! И теперь я вообще хорошо поняла, как надо складывать двузначные числа.

– Как хорошо! Умницы! Продолжайте дальше в том же духе! – похвалила их мама. И ушла на кухню готовить ужин к приходу папы.

И тут солнечная крыса ощутила прилив вдохновения. Сильный-сильный.

– Я сейчас сочиню стихотворение, – сказала она девочке. – Запиши его, пожалуйста, на бумагу. А то я сама пока еще не научилась хорошо писать вашими огромными ручками и карандашами…

Девочка тут же приготовила чистый листок бумаги и взяла ручку. И стала ждать.

А солнечная крыса начала сочинять стихотворение – строчку за строчкой. Девочка молча записывала за ней. Вот что получилось:

Тридцать пять плюс двадцать семь –

Сосчитать легко совсем.

К тридцати прибавим двадцать –

Будет ровно пятьдесят.

Можно так считать картошку,

Танки, звезды, поросят…

Дальше сложим пять и семь –

То есть пять плюс пять плюс два,

Получаем тут двенадцать,

То есть десять и плюс два.

Пятьдесят плюс десять – ха! –

Это ровно шестьдесят!

Да еще прибавим двойку –

И ответу каждый рад!

Поэтические слова…

Число шестьдесят два…

Уже не кружится голова.

Логика всегда права.

Каждому ребенку и каждой крысе

Доступна древняя магия чисел!

Маленькая синичка, сидевшая на открытой форточке и слышавшая все, чирикнула:

– Чик-чирик! Чудесно! Чудесно! Поэтично! Волшебно! Ах! Чик-чирик! Разместите это стихотворение в интернете. Может, кому-нибудь из школьников оно тоже поможет.

И синичка улетела, вспорхнув крылышками.

А солнечная крыса подумала и вдруг поняла, что сочинила первое в своей жизни настоящее хорошее стихотворение.

Девочка сходила на кухню за курагой. И они еще долго сидели молча, жевали курагу, размышляли о поэзии и радовались тому, что они встретились и подружились.

– Знаешь, – сказала солнечная крыса задумчиво, когда они доели курагу, – раньше я очень хотела быть особенной. Я очень хотела, чтобы меня все полюбили за то, что я сочиняю хорошие стихи. Я очень хотела, чтобы все мной восхищались. Но из этой затеи ничего не выходило… Скорее, наоборот, крысы и люди относились ко мне все более и более осуждающе и безразлично. Всем было наплевать на мое творчество. Все даже стали меня презирать… Я была в отчаянии. Но ты пожалела меня и стала обо мне заботиться. Ты просто полюбила меня – такую, какая я есть, не за мои стихи, а просто так. И я вдруг почувствовала себя в вашем доме обыкновенной счастливой крысой, которую любят окружающие…

– Да, мы тебя очень-очень полюбили, – подтвердила девочка, гладя крысу и пересаживая ее к себе на плечо.

– И я тоже полюбила тебя и твою маму, и твоего папу, – ответила солнечная крыса. И, пощекотав усами щеку девочки, добавила: – И вот что интересно… У меня получилось сочинить настоящее хорошее стихотворение… Удивительно! Я просто сама уверена, что оно хорошее и настоящее. Мне не надо, чтобы им кто-то восхищался. Я и так довольна.

– Я ничего не понимаю в творчестве, – сказала девочка. – Но с математикой ты мне помогла здорово! И стихотворение твое мне понравилось. От него у меня в голове этот пример еще лучше уложился. Я еще лучше все про него поняла – как его решать. Так что давай продолжай дальше стихи сочинять! И мы будем их размещать в интернете.

А потом девочка включила компьютер, и они вместе стали смотреть мультики.