Поэзия без проблем
– Я ненавижу стихи! Я ненавижу поэзию! – заявила девочка как-то раз, вернувшись из школы. Она швырнула рюкзак в угол и яростно затопала ногами по полу.
Солнечная крыса, сидевшая на подоконнике и задумчиво наблюдавшая жизнь городского двора, флегматично отозвалась:
– Не надо так нервничать. И зачем так масштабно обобщать? Стихи бывают разные… И в разном настроении нам нравятся разные стихотворения…
Но девочка схватила подушку и швырнула ее в стенку. А потом стала бегать по квартире, топать и орать:
– Не хочу учить наизусть эти дурацкие стихи про весну! Не хочу! А-а-а!
Так она бегала минут десять, крича и топая.
Крыса меланхолично наблюдала за этим, ничего не говоря. Но когда девочка немного выпустила пар и слегка успокоилась, маленькая хвостатая зверюшка посоветовала ей:
– А ты сочини какое-нибудь стихотворение сама. Не обязательно про весну. Сочини про то, про что тебе интересно сочинить. И выучи наизусть. Вместо того стихотворения, которое задали в школе.
– А? – удивилась девочка такому неожиданному предложению. Она остановилась и уставилась на крысу.
Поразмышляв пару минут, девочка вздохнула:
– Нет. То есть идея хорошая. Но я не умею сочинять стихи. Да и учительница наша, боюсь, вовсе не одобрит такую вольную замену.
– Это смотря какое стихотворение ты сочинишь, – мудро заметила солнечная крыса.
– Тогда научи меня, пожалуйста, сочинять стихи, – попросила юная школьница, еще минуту поразмышляв.
– Без проблем, – кивнула ей крыса. – Но сначала нужно, чтобы у тебя стало хорошее настроение. Тебе надо как следует успокоиться и настроиться оптимистично. А иначе твои стихи получатся нервные и тоскливые…
– Неужели? – не поверила девочка. Но потом еще немного побродила по квартире и согласилась: – Да, наверное, это именно так. Но я не могу успокоиться! Я вся взвинчена! Ты видишь, как я распсиховалась?
– Чик-чирик! Даже через раскрытую форточку слышно, как ты распсиховалась! Чик-чирик! – раздался голос птички-синички, которая весело поглядывала в комнату, сидя на оконной раме.
– Давайте поговорим о чем-нибудь приятном, Настроение и улучшится, – предложила крыса.
– Да что может быть приятного в этом мире?! Что может быть приятного в мире, где детей заставляют учить наизусть ненавистные им стихи?! – с пафосом воскликнула девочка.
– Ну а математика?! – искренне поразилась крыса. – Математика ведь всегда прекрасна! Вне зависимости от нашего настроения! Что вы сегодня проходили в школе на уроке математики?
– Мы проходили ерунду, – буркнула девочка. – Мы вычитали из числа 100 разные двузначные числа. Ничего сложного. Например, решали пример 100 – 75.
– Ой! Чик-чирик! И как же вы это делали? – пискнула синичка с форточки.
– Вообще-то каждому человеку и каждому животному хорошо бы знать, что число 100 состоит из двух половинок по 50 или же из четырех четвертинок по 25, – молвила солнечная крыса назидательным тоном, поворачиваясь и обнюхивая свой хвост.
– Ну да… Я же понимаю, что 50 + 50 = 100… И понимаю, что 50 поделить пополам – это будет два раза по 25… То есть число 100 состоит из четырех кусочков по 25… – протянула девочка.
– Напиши это на бумажке, – строго сказала ей крыса. – Иначе синичка может не понять.
Девочка взяла листок и крупно написала на нем фломастером:
100 = 50 + 50
50 = 25 + 25
100 = 25 + 25 + 25 + 25
Синичка посмотрела на это и зачирикала:
– Да! Да! Чик-чирик! Теперь я хорошо все поняла! Число 100 состоит из четырех четвертушек по 25. А число 75 – это три такие четвертушки. Ведь 25 + 25 = 50, а потом еще 50 + 25 = 75. И поэтому, когда мы вычитаем из числа 100 число 75, то остается одна четвертушка, то есть 25. Чик-чирик!
– Именно так, – кивнула крыса. – Ну а если из числа 100 вычесть 50, то останется тоже 50. Это очевидно. Если одну половинку вычли, то другая половинка осталась.
– Ну, это вообще уже скоро будут в детском саду проходить, – улыбнулась девочка. – Уже скоро и младенцы будут знать, что 50 + 50 = 100…
– Чик-чирик! А если из числа 100 вычесть одну четвертинку, то есть 25, то останется три четвертинки, то есть 75. Чик-чирик, – произнесла синичка, наклонив голову набок.
Они помолчали.
Крыса посмотрела в окно. На синем весеннем небе плыли маленькие облачка. Солнышко пригревало. Сидеть на подоконнике было тепло и приятно.
Девочка тоже некоторое время смотрела в окошко. А потом сказала:
– Странно. Настроение у меня улучшилось. Можно, наверное, уже и стихи сочинять. Но я совершенно не представляю, как это делается…
Солнечная крыса повертела мордой и усмехнулась:
– Для начала, главное, ты не старайся сочинить что-то очень крутое и гениальное. Это вечная беда поэтов – желание быть гением. От такого желания поэт напрягается, корчится и старается выдать что-то такое, чем все вокруг восхитятся и за что все его будут сильно хвалить… Но как раз от этого мозг блокируется. И получается всякая ерунда. Со мной тоже так было раньше…
– И как же надо поступать в такой ситуации, чик-чирик? – спросила синичка.
– Не надо стараться сочинять хорошие стихи, – ответила крыса. – Это кажется парадоксом. Но это именно так. Надо просто сочинять то, что сочиняется. Хорошее или плохое. Вообще не думать и не оценивать. Просто сочинять.
– Ага, – поняла девочка. – Значит, я совершенно свободно и безо всяких проблем могу сочинять стихи как попало. Хоть глупость какую-нибудь… Ага!
– Да. Главное – сочини что-нибудь. А потом разберешься, – ответила ей солнечная крыса. И выжидающе уставилась на свою хозяйку.
Птичка-синичка на форточке затаила дыхание и тоже смотрела на девочку.
В комнате повисла тишина. Но все трое ощущали, что это особая тишина – творческая и таинственная.
Так прошло минут пять…
И девочка произнесла громко:
Полчища чудовищ
В поисках сокровищ
Бродят по пещерам,
В страхе трепеща.
У них много мощи,
Но характер тощий.
Ищут бриллианты,
А нашли леща.
Синичка на форточке удивленно захлопала глазками и открыла клюв от неожиданности.
А солнечная крыса одобрила:
– Недурно. Вполне приличные стихи. Есть и рифма, и размер, и какой-то смысл… Учительнице твоей наверняка понравится.
Однако синичка все еще недоумевала. Она поинтересовалась:
– А о чем это стихотворение? Что это за чудовища? И какие сокровища они ищут? И откуда там взялся лещ? Он, что, в подземном пещерном озере плавал?
Девочка пожала плечами:
– Так сочинилось. Это же творчество. Наша учительница говорит, что хорошие стихи не всегда можно сразу понять. А иногда их вообще сложно понять. Зато они открывают простор для ассоциаций и для размышлений. Вот пускай все и думают, что это за чудовища и при чем тут лещ. А я-то откуда знаю?
Она записала свое стихотворение на листок бумаги и принялась учить его наизусть.
Синичка чирикнула на прощание и улетела.
А крыса снова стала смотреть в окно, сидя на подоконнике и греясь в лучах весеннего солнышка.
* * *
На следующий день девочка, придя домой из школы, сообщила с гордостью:
– Всем очень понравилось мое стихотворение. Учительница меня хвалила всякими умными словами. А ребята в классе хлопали в ладоши и улюлюкали. Я прямо себя почувствовала крутой…
– Вот видишь, как легко стихи сочинять, – сказала крыса с улыбкой. – Не надо пытаться быть гениальным поэтом. Не надо даже пытаться сочинять именно хорошие стихи. Надо просто лепить, что в голову приходит. Свободно и без проблем. И тогда, возможно, получится что-нибудь более-менее симпатичное.