Осенний дождь

– Нет, ну это просто гнусно – такая погода… Я уже просто не могу смотреть на эту унылую картину за окном… У меня уже депрессия начинается… – ныла девочка, глядя на серое небо и моросящий осенний дождь. – Листья все уже облетели… Грусть и тоска меня одолели… Вот! Я даже стихами заговорила!

– Хм. А я сейчас пробежалась полчасика в колесе – и у меня настроение прекрасное! – возразила крыса. Она тоже глядела в окно, сидя на подоконнике на специально расстеленной там подстилке из старого одеяла.

– У меня нет бегового колеса… Мне скучно… – продолжала ныть девочка. – В школе весь день тоска, дома тоже тоска, на улице вообще сплошная тоска…

Солнечной крысе очень захотелось помочь своей любимой хозяйке. Она задумчиво почесала лапкой морду и уже хотела предложить старое испытанное средство против депрессии – порешать математические задачки. Но вспомнила, что далеко не все так любят математику, как она.

– Здорово было бы сейчас сделать что-нибудь такое… Эх! Не знаю… Чтобы весело стало! – неопределенно высказалась девочка. И мрачно нахмурила брови.

Солнечная крыса повертела мордой, подумала и произнесла:

Дождь состоит из капель –

Маленьких и больших.

Сижу я на подоконнике

И сочиняю стих…

Девочка фыркнула:

– Ну и что?! Ясное дело, что дождь состоит из капель. Вон их сколько! Всё капают и капают… И стихами тут не поможешь. Стихами ведь не сделаешь эту дурацкую тоскливую картину веселой и красивой…

– Стоп! – вдруг громко сказала крыса, приподнимаясь на задние лапки. И повторила: – Стоп! У меня, кажется, есть идея!

Девочка с интересом уставилась на нее.

Маленькая зверюшка опустилась на все четыре лапки, походила по подоконнику, поглядывая в окно… И наконец молвила:

– Мы не можем изменить погоду за окном. Но мы можем нарисовать свою картину, изображающую осенний дождь. Мы можем нарисовать ее веселыми, яркими красками. И тебе сделается веселее. И мне тоже.

– Зачем же еще и рисовать этот нудный, скучный осенний дождь? И так уже настроение отвратительное… – не поняла девочка.

– Нет. Мы нарисуем радостный осенний дождь! Он будет у нас состоять из больших и маленьких ярко-синих капель. Он будет веселым. Мы нарисуем радостную картину дождя, – терпеливо разъяснила крыса свою идею.

– Да! – поняла девочка и тут же воодушевилась. – Давай изменим мир к лучшему! Взрослые часто так говорят! Мы не можем изменить погоду за окном, но мы можем нарисовать красивую картину! И это изменит мир!

– Конечно. Ведь теперь в мире будет еще и эта веселая картина. И мы в этом мире будем немного другие, – подумав, согласилась крыса.

И они приступили к делу.

Девочка достала краски, кисти и холст на подрамнике. Все это ей подарила бабушка на день рождения еще летом. Но как-то все не было настроения для художественного творчества…

И вот теперь настроение появилось!

Солнечная крыса с большим интересом осмотрела и обнюхала тюбики с красками, холст и кисточки. Затем она слегка погрызла деревянный подрамник. Затем почесалась задней лапой за ухом и сказала:

– Сначала надо нарисовать фон. То есть осеннее небо.

– Если смешать черную и белую краски, получится как раз серый цвет… Но я не думаю, что меня это порадует… – стала размышлять девочка, глядя то на холст, то на небо.

– А зачем вообще на нашей веселой картине рисовать серый фон? Намешай разных веселых цветов – белого, желтого, светло-коричневого, синего… Можно даже зеленого добавить и охры… Но не очень долго их на холсте смешивай. Клади их отдельными мазками. Пусть в небе на нашей картине будет много разных цветов. Так интереснее! – предложила солнечная крыса.

Девочка так и сделала. Она стала размазывать по холсту всякие краски, слегка их соединяя друг с другом. Она добавляла все новые и новые цвета, орудуя кисточкой как заправская художница.

– Вовремя остановись! – напомнила ей крыса, которая внимательно наблюдала сей процесс. – Не слишком смешивай эти краски на холсте! Не превращай их в однотонный скучный цвет. Пусть в небе будет много оттенков.

– Да, – согласилась девочка. Она отложила кисточку и оценивающе посмотрела на холст. – Неплохо, по-моему. По крайней мере, настроение у меня уже сделалось гораздо лучше.

В комнату заглянул папа и поинтересовался:

– Что это вы такое рисуете?

– Дождь в городе, – буркнула девочка. Она не любила, когда ее отвлекают во время рисования.

– Хорошая тема, – одобрил папа. – Только не забудьте домики сделать прямоугольными, как они и есть на самом деле. И окошки поровнее нарисуйте, линейку для этого возьмите…

И папа ушел заниматься своими делами.

– Хорошо, что он про домики нам напомнил… – задумчиво пробормотала крыса. – Но так ли уж обязательно рисовать их по линейке? И так ли уж надо делать их прямоугольными? Зачем нам такой избыточный реализм?

– Я нарисую домики только в самом низу картины. И нарисую их не по линейке, а как попало. Я же художница. Как хочу, так и рисую, – решила девочка.

– Полностью одобряю твою позицию, – серьезно молвила крыса. И о чем-то задумалась.

Девочка тем временем несколькими широкими темно-коричневыми линиями изобразила внизу картины крыши и верхние этажи городских домов. Кое-где она подрисовала окошки.

И снова отложила холст, разглядывая его и прикидывая, как будет рисовать дальше.

А солнечная крыса все смотрела через стекло на улицу и все размышляла о чем-то.

– Слушай, а может, и тебе хочется порисовать красками? – вдруг сообразила девочка. – Хочешь? Я могу дать тебе самую маленькую кисточку. И тебе будет удобно.

– А? Да, можно попробовать… – откликнулась крыса, выходя из задумчивости. – Но я размышляла о другом. Мне кажется, нашу картину надо назвать “83 капли дождя”. Название – это очень важно для картины.

– Но почему именно 83 капли? – удивилась девочка.

– Ну… Название должно звучать гармонично и поэтично… – туманно высказалась крыса. – По-моему, неплохое сочетание слов… Послушай, как это звучит: “восемьдесят три капли дождя”…

– Ладно, – пожала плечами девочка. – Давай так и назовем. Мне бабушка говорила, что многие художники называют свои картины как-нибудь замысловато. Чтобы никто не подумал, что это ерунда какая-то. Чтобы сразу было ясно, что это настоящее искусство…

Они приготовили краски и маленькие кисточки, чтобы рисовать капли дождя. Девочка выдавила из тюбиков на палитру отдельно белую краску и отдельно разные синие цвета: ультрамарин, кобальт и голубую “ФЦ”.

– Помнишь, ты в стихотворении говорила, что дождь состоит из капель – маленьких и больших? Давай ты будешь рисовать маленькие капельки, а я буду рисовать большие капли, – предложила она крысе.

– Отличная идея, – согласилась та. – Это логично. Ведь ты большая, а я маленькая. Я нарисую 46 маленьких капелек. А ты нарисуешь… э…

– Сейчас соображу, – сказала девочка. – Я нарисую 83 – 46 капель большого размера. Вычту из числа 83 сначала 40. Это будет 83 – 40 = 43. А потом еще надо вычесть 6. Но 6 = 3 + 3… Значит, сначала 43 – 3 = 40, а потом еще 40 – 3 = 37. Вот так. Мне надо нарисовать 37 больших капель.

И они с воодушевлением стали рисовать капли дождя.

Девочка и крыса не спеша подбирали для каждой капли подходящее место на картине, не спеша вырисовывали каждую каплю, смешивая белую и синие краски… Все они получались немножко разные, разных оттенков, с разными разводами синего и белого внутри. И это было очень интересно.

И вот наконец нарисовали они ровно 83 капли дождя.

И сели отдыхать, разглядывая свое творчество.

– Хм… Как будто чего-то не хватает… Как будто бы картина еще не доделана… – задумчиво произнесла солнечная крыса.

– Да… – вздохнула девочка. – Но мне уже надоело рисовать.

В комнату заглянула мама. И ей тоже захотелось изобразить на картине хотя бы несколько капелек…

– Тогда ты рисуй капли среднего размера, – предложила ей крыса. – Ведь маленьких и больших капель здесь уже и так достаточно.

– Но только я при этом не хочу считать. Это все же живопись, а не математика, – сказала мама.

Девочка и крыса смотрели, как она рисует каплю за каплей… Мама увлеклась и поэтому рисовала и рисовала…

Но вот все трое почувствовали, что картина завершена. Они ощутили это все одновременно – и девочка, и мама, и солнечная крыса.

Пришел папа. Он посмотрел на картину и стал смеяться:

– Ха-ха-ха! Совсем не похоже на небо, дождь и дома за окном! Кто же так рисует?! Вы бы лучше посмотрели, как настоящие художники это делают…

– Я так рисую! – отрезала девочка. – Мы так рисуем! И мы хотели изобразить вовсе не тот грустный осенний дождь, который ты видишь за окном. И не прямоугольные однообразные скучные дома. Мы хотели нарисовать радостный осенний дождь! И мы его нарисовали!

Папа пожал плечами, почесал затылок, извинился и ушел читать свою книжку про компьютеры.

А мама предложила:

– Давайте так и назовем нашу картину – “Радостный осенний дождь”. Как вы считаете?

– Хорошее название, – согласилась крыса. – Тем более что теперь здесь уже не 83 капли, а гораздо больше.

– И главное – что у меня стало очень хорошее настроение! – закричала девочка.

И даже запрыгала по комнате от радости.