Осенние листья

Солнечная крыса часто вспоминала посещение библиотеки. Ей очень понравилось бегать в книжном лабиринте. И сторожевой библиотечный паучок ей тоже очень понравился. А уж история букашки, которая из вредной и наглой сделалась математической и полезной, вообще произвела на крысу огромное впечатление…

Ей хотелось сочинить стихотворение про эту букашку. Но вдохновения не было.

Целыми днями солнечная крыса сидела на подоконнике и грелась на солнышке, когда оно светило. Была уже середина осени. Но ясные деньки еще стояли часто.

За окном все деревья сделались золотыми, желтыми, оранжевыми, красными… Крыса с удовольствием на них смотрела. Много раз она пыталась сочинить стихи про осенние листья. Но и на это вдохновения почему-то не было. Стихи не сочинялись.

А девочка, пользуясь хорошей погодой, много гуляла – после школы и по выходным. Так что у солнечной крысы хватало времени, чтобы спокойно поразмышлять в уединении, глядя в окно. А еще она много читала…

Однажды девочка принесла домой с прогулки большую охапку разноцветных кленовых листьев.

– Смотри, какая красота! – сказала она крысе. – Я чувствую себя просто волшебницей! Такое чувство, что эти листья дают мне волшебную силу! Только вот не знаю, какое волшебство устроить сейчас…

– Да… Осенний листопад – это очень волшебная вещь… – протянула солнечная крыса задумчиво. И, спрыгнув с подоконника на пол, предложила: – Давай устроим дома листопад. Ты будешь подкидывать кленовые листья под потолок, а они будут потом падать… Или на шкаф можешь забраться и оттуда листья кидать…

– Хорошая идея! – улыбнулась девочка.

И она сразу же подбросила под потолок всю свою большую охапку разноцветных кленовых листьев, которую держала перед этим в руках.

Листья закружились по комнате, падая на пол, на диван, на стулья…

Солнечная крыса наблюдала за ними, стоя в центре комнаты. Ей очень понравилось это зрелище. А когда один большой лист опустился ей прямо на спину, она просто замерла от восторга.

Девочка собрала листья и снова подбросила их. И так повторила несколько раз. А крыса все сидела в середине комнаты и смотрела…

В комнату заглянула мама и, увидев, что все в порядке, отправилась на кухню читать книжку и варить обед.

А девочка, собрав листья, залезла с ними на шкаф и сказала:

– Теперь буду кидать их по одному. Обычно ведь листопад именно так и происходит. Сначала один лист слетает с дерева, за ним другой летит и кружится… Так и у нас будет.

Конечно, крысе было интересно посмотреть, как кленовые листья падают со шкафа по одному, кружась по комнате и выбирая каждый свое место.

Когда последний лист опустился на паркет, девочка слезла со шкафа и сообщила:

– А я их считала, когда кидала по одному. Оказывается, у нас тут по комнате разбросано ровно 100 кленовых листьев. Ровно 100 штук! Представляешь?!

– Прямо волшебство какое-то, – пробормотала крыса. – Почему листьев оказалось ровно 100? Неужели это просто случайность?

Она посмотрела на разбросанные везде на полу оранжевые, желтые и красные листья. И ей очень захотелось в них побегать и пошуршать. Что она и принялась делать с энтузиазмом и с бурными эмоциями.

Солнечная крыса с восторженным писком носилась по паркету, топая по лежащим на полу листьям, шурша в них, хватая их зубами и подбрасывая…

И при этом она кричала:

– Ура! Я волшебная крыса! Ура!

Так она и скакала, пока совсем не умаялась. А потом сказала:

– Ну я и напрыгалась! Ну я и нашуршалась! Теперь еще немножко математики – и будет вообще великолепно!

Девочка немного удивилась. Ей занятия математикой не казались чем-то праздничным и волшебным. Но она очень любила свою крысу, и поэтому согласилась немножко порешать вместе с ней какие-нибудь примеры.

– Мы можем использовать тот почти волшебный факт, что листьев у нас ровно 100 штук, – воодушевленно произнесла солнечная крыса, вставая на задние лапки и оглядывая комнату. – Скажем, я соберу сколько-то листьев, сосчитаю их, а ты догадаешься, сколько осталось валяться на полу. Ведь известно, что всего их тут ровно 100. Хочешь, так поиграем?

– Ну давай так… Только ты мне немножко помогай догадываться. Ладно? – ответила девочка.

– Прекрасно! – воскликнула крыса. Затем она опустилась на все четыре лапы и стала собирать кленовые листья в кучу, таская их зубами за хвостики и весело подпрыгивая временами.

Вот она собрала довольно большую кучу, забралась на нее сверху и сказала:

– Здесь у меня 36 листьев. Сколько осталось валяться вокруг? Учти, что всего их у нас ровно 100 штук.

Девочка задумалась. Потому неуверенно предположила:

– Наверное, надо вычесть 100 – 36… Но я что-то не могу сообразить, как это правильно сделать…

– А ты вспомни состав числа 10, – подсказала крыса. – Помнишь, такая тема есть в первом классе школы человеческой? Некоторые дети ее и до школы хорошо понимают…

– А при чем тут состав числа 10? – не поняла девочка.

– Ну, мы можем точно так же использовать состав числа 100… – намекнула крыса таинственным голосом. – Только состав числа 100 удобнее по десяткам представлять…

– Ага! – сообразила девочка. – К примеру, число 100 состоит из числа 10 и числа 90. Потому что 10 + 90 = 100. Это ты имела в виду?

– Ну конечно! Она имела в виду именно это! Чик-чирик! – прочирикала с открытой форточки маленькая синичка, которая недавно прилетела сюда и все слышала. – Напиши лучше таблицу состава числа 100 по десяткам. И повесь на стенку. Тогда тебе будет удобнее считать.

Взяв лист ватмана и фломастеры, девочка не спеша написала таблицу:

10 + 90 = 100

20 + 80 = 100

30 + 70 = 100

40 + 60 = 100

50 + 50 = 100

Она немного подумала, глядя на эту таблицу, и сказала:

– Ну вот и все варианты, если число 100 по десяткам на части разбивать. Дальше можно только еще переставлять слагаемые местами в каждом этом равенстве.

И она приписала в тот же столбик еще примеры:

10 + 90 = 100

20 + 80 = 100

30 + 70 = 100

40 + 60 = 100

50 + 50 = 100

60 + 40 = 100

70 + 30 = 100

80 + 20 = 100

90 + 10 = 100

– Ну так сколько будет 100 – 36? – спросила крыса, так и сидя на куче разноцветных кленовых листьев.

– Если я отниму от числа 100 число 30, то получится 70. Это видно по моей таблице. И надо будет потом отнять от числа 70 еще 6. А 70 – 6 = 64. Значит, в итоге получится 64. И я могу проверить решение так: 36 + 64. Здесь надо сложить отдельно десятки и отдельно единицы вот так: 30 + 60 = 90, и еще 6 + 4 = 10. Ну и 90 + 10 = 100. Все верно я решила! На полу осталось лежать 64 кленовых листа!

И она написала на другом куске ватмана:

36 + 64 = 100

64 + 36 = 100

100 – 36 = 64

Синичка на форточке одобрительно зачирикала.

А солнечная крыса снова начала носиться по комнате и шуршать кленовыми листьями, разбрасывая их и подкидывая. Синичка посмотрела на это, покрутила головой, чирикнула на прощание и улетела.

Когда солнечная крыса снова притомилась, она снова уселась отдыхать. А девочка собрала охапку листьев, аккуратно подсчитывая их при этом. И предложила:

– А теперь ты догадайся, сколько осталось валяться на полу кленовых листьев. Я собрала 45 штук.

– Тут и думать нечего, – хмыкнула крыса, пошевелив усами. – Осталось на полу 55 штук. Ведь 45 + 55 = 100. Чего тут голову ломать?

– Как это ты так быстро сообразила? – поразилась девочка. – Ты прямо как компьютер считаешь!

Крыса фыркнула:

– Фр! Ведь ясно, что 100 = 50 + 50. Если из числа 50 вычесть 5, то получится 45. А если к числу 50 прибавить 5, то получится 55. То есть мы эту пятерку отнимаем из одного числа 50 и добавляем к другому числу 50. Где убавили – там получилось 45. А где добавили – там вышло 55…

– Да ладно, я уже поняла все! – перебила ее девочка. – Я тоже не такая уж бестолковая. Теперь снова ты листья считай и мне загадывай.

И она широким взмахом разбросала все, что у нее было в руках, по комнате.

Солнечная крыса с удовольствие еще раз пронаблюдала домашний листопад и попросила:

– Собери лучше ты, пожалуйста. А то я уже набегалась так, что лапы не шевелятся. Но я могу вслух считать листья, которые ты подбираешь.

Так они и сделали. Девочка собирала кленовые листья с пола и держала их все в руке за хвостики. А солнечная крыса смотрела на это и считала их вслух по порядку.

Когда счет дошел до числа 78, в комнату вошла мама и сказала:

– Обед готов. Можно кушать. Вы скоро?

– Сейчас только я угадаю, сколько осталось листьев на полу, – ответила девочка. – У меня в руках 78 штук. А всего их тут ровно 100.

– Я думаю, на полу осталось лежать 22 кленовых листа, – сразу же догадалась мама. Ей не терпелось поскорее накормить дочку обедом и отправиться в кино с подругой. Поэтому мама сразу подсказала ответ.

Но девочка запротестовала:

– Так нечестно! Я должна была сама догадаться!

Мама вздохнула, но промолчала. И стала ждать.

А солнечная крыса, которой тоже захотелось побыстрее перейти к обеду, посоветовала:

– Ты просто выкинь, скажем, 3 штуки из тех листьев, что держишь.

– У меня 78 листьев. Выкидываю 3 из них… Остается 78 – 3 = 75, это ясно любому ребенку… Итак, 75 у меня в руках, а на полу тогда… На полу тогда 25 листьев! Ведь 25 + 75 = 100 как раз! Вот я и догадалась!

– Но как ты получила этот ответ? – поинтересовалась мама, которая уже устыдилась своей нетерпеливости и теперь старалась вести себя более деликатно.

– Какая разница, как я получила этот ответ?! Главное – я догадалась правильно! – отмахнулась от нее девочка. – Ведь 25 + 75 = 100 действительно! Разве не так? Ведь 20 + 70 = 90. Это мы сложили десятки. А 5 + 5 = 10, это сложили единицы. Ну и 90 + 10 = 100. Все именно так! Мой мозг теперь решает, как компьютер!

И они пошли обедать.

Крыса уселась на подоконнике и получила кусок вареной морковки, которую очень любила. Она ела и жмурилась от удовольствия.

А девочке мама положила картошки с фасолью и с помидорами.

– Иди, мамочка, в свое кино, – сказала девочка. – Мы с моей любимой крысой сами прекрасно без тебя пообедаем. Можешь спокойно развлекаться. А нам и дома хорошо.

И мама, довольная и веселая, убежала в кино.

После обеда, поглядев на разбросанные по комнате разноцветные кленовые листья, крыса предложила:

– Пусть они еще так поваляются везде. Красиво же! И необычно! И что-то все же есть во всем этом волшебное… Настроение такое, словно бы вот-вот случится волшебство…

Она побродила среди желтых, оранжевых и красных листьев клена, пошуршала ими немного, понюхала их, погрызла некоторые задумчиво… И вдруг, остановившись и подняв морду кверху, прошептала:

– Кажется, у меня вдохновение. Кажется, я сейчас сочиню стихи про осень…

Девочка тут же притихла и села в уголок, чтобы не мешать творческому процессу.

А солнечная крыса уселась на большой желто-оранжевый кленовый лист и произнесла тихо такие стихи:

Крыса в листьях осенних шуршала…

И считала их, и считала…

А потом примеры решала,

О далеких планетах мечтала…

Листья в комнате разбросала…

В октябре уже солнца мало…

Я про Африку где-то читала…

С журавлями туда улетала…

Девочка записала все это на бумажку, а потом заметила:

– Странные стихи ты все же сочиняешь. Не очень понятно, про что они. Послушать, конечно, интересно и приятно. Особенно когда это крыса сочиняет. Но все же не похоже ни на Пушкина, ни на Шекспира…

– А я самобытная! – гордо ответила солнечная крыса, задрав хвост и весело тряхнув головой. – Я просто сочиняю про то, что вижу вокруг, про свои мысли и чувства… Стихотворение – это не обязательно история про что-то. Это могут быть просто отдельные фразы, передающие мое настроение…

– Ну тогда понятно, – кивнула девочка. – Настроение у нас с тобой сейчас хорошее. И немного задумчивое. Потому что мы наигрались и плотно поели. И потому что листья осенние красивые везде по комнате разбросаны…