Трудное дело для ежика

После того, как маленький ежик с помощью волшебного стихотворения расколдовал фиолетовое чудовище и превратил его обратно в белую и пушистую кошку, прошло несколько дней.

Ежик с удовольствием разглядывал древнюю математическую таблицу, которую кошка подарила ему на прощание. Он повесил эту таблицу у себя в домике на стену и любовался ею, вспоминая страшное фиолетовое чудовище. Ведь он, маленький ежик, тогда не испугался! Ну, если и испугался, то не очень сильно…

По древней таблице ежик довольно быстро освоил все числа второго десятка и понял, как они устроены. Это оказалось совсем не сложно.

Как-то раз к ежику в гости приполз ужик. Тот самый, который когда-то был занесен ураганом в пустыню, а потом оттуда был доставлен математической феей в этот лес.

Древняя таблица чисел второго десятка очень заинтересовала ужика.

– Что это? – удивленно спросил он.

Ежик стал объяснять ему все подробно, а потом даже прочитал ему вслух всю таблицу, строчку за строчкой.

11 = 10 + 1

12 = 10 + 2

13 = 10 + 3

14 = 10 + 4

15 = 10 + 5

16 = 10 + 6

17 = 10 + 7

18 = 10 + 8

19 = 10 + 9

20 = 10 + 10

– Хорошее дело! – одобрил ужик. И спросил: – А тебе не приходило в голову читать эту таблицу не по порядку, а задом наперед?

– Зачем? – не понял ежик.

– Ну… Так было бы сложнее… – задумчиво произнес ужик. И уполз.

А ежик остался сидеть в своем домике и размышлять. Гулять ему не хотелось. На улице моросил мелкий дождик, было прохладно. “Это ужик любит ползать в сырости. А я лучше посижу дома в тепле,” – подумал ежик.

Он посмотрел на древнюю математическую таблицу и решил: “Попробую прочитать ее в обратном порядке, от числа 20 до числа 11. Или даже до числа 10, так будет веселее. Но я не буду читать ее всю, а только буду сами эти числа второго десятка называть”.

И ежик прочитал вслух:

Двадцать.

Девятнадцать.

Восемнадцать.

Семнадцать.

Шестнадцать.

Пятнадцать.

Четырнадцать.

Тринадцать.

Двенадцать.

Одиннадцать.

Он почесал себе лапкой нос и снова задумался. И даже вышел на крылечко. Там ежик постоял под козырьком, прикрывающим крыльцо от дождя, и посмотрел на мокрый лес вокруг. А потом вернулся внутрь домика.

Что-то было не так с этой таблицей…

Вернее, таблица-то сама по себе была в полном порядке. Но вот ежик ощущал себя очень неуверенно, когда читал ее задом наперед.

“В чем же тут дело? – размышлял он про себя. – Почему мне так трудно понять ее в обратном порядке?”

И он даже засопел от усиленных раздумий.

В окно домика заглянул лисенок. Он спросил:

– Что ты так сопишь? На улице слышно, как ты носом шмыгаешь. Мне даже интересно стало…

– Я что-то недостаточно хорошо понимаю таблицу чисел второго десятка задом наперед… – попытался объяснить свои затруднения ежик.

– Чего?! – поразился лисенок. – Зачем тебе это?! Пойдем лучше побегаем! Там дождик совсем слабенький…

– Нет, – покачал головой ежик. – Не пойду. Бегай сам. А я буду думать…

Лисенок убежал, громко топая по лужам. Его абсолютно не интересовала математика.

А ежик, отвернувшись от древней математической таблицы, попытался по памяти назвать все числа второго десятка в обратном порядке. Но запутался и сбился. Ничего не получилось.

– Какое трудное это дело! – вздохнул он.

И загрустил.

В дверь кто-то постучал.

– Заходи, – буркнул ежик печальным голосом.

Дверь открылась. И в домик вошла математическая фея. Она была совершенно мокрая. С волос и с платья стекали струйки воды.

– Хорошо гулять под дождем! Все утро ходила по лесу! А с утра дождик сильно поливал! – бодро сказала фея. – А ты что здесь насупился? Почему у тебя такой грустный вид?

– Я никак не могу понять эту древнюю таблицу задом наперед, – пожаловался ежик. – Я не могу понять ее в обратном порядке. Мне так ужик посоветовал… Но я не в состоянии как следует разобраться в этом…

– А-а-а… – понятливо протянула фея. – Да, трудное это дело, конечно. Особенно для такого маленького ежика…

С нее уже натекла на пол целая лужа.

В окно засунула голову ондатра. И сообщила:

– В новостях передали, что в Тихом океане терпит бедствие корабль с кроликами. Вокруг поблизости нет никаких других судов, которые могли бы приплыть на выручку достаточно быстро. Кролики передали по рации сигнал бедствия. Но помощь не подоспеет раньше, чем через 10 часов. А за это время их корабль утонет. Там сильная буря…

– Ясно! – сказала математическая фея. И встряхнулась так, что брызги с нее полетели во все стороны. – Отправим ежика им на помощь. Пусть он и спасет кроликов. Своей магией я сейчас его туда к ним прямо на корабль и зашвырну…

Она закрыла глаза и сосредоточилась. А потом открыла глаза, запрыгала на месте и замахала руками.

И не успел маленький ежик удивиться или что-либо возразить, как ощутил мощный поток магической силы, подхватившей его и с огромной скоростью помчавшей куда-то в сторону Тихого океана.

А там, как и сказала ондатра, была сильная буря.

Ежик очутился на довольно большом корабле, прямо на палубе. Вокруг суетились перепуганные кролики. Огромные волны раскачивали судно и вертели его, как щепку. Ураганный ветер свистел и ярился со страшной силой. Он рвал остатки парусов на поломанных мачтах. Где-то в трюме пищали крольчата.

Ежик уцепился за край какой-то надстройки на палубе и закричал:

– Я прибыл к вам на помощь!

Кролики очень удивились. Но быстро собрались вокруг него. Капитан спросил:

– Чем ты можешь нам помочь? И как ты сюда попал?

– Я попал на ваш корабль с помощью магии. Меня забросила сюда математическая фея из нашего леса. Но я не знаю, чем могу вам помочь, – ответил ежик честно. – Я ничего не смыслю ни в магии, ни в кораблях, ни в море вообще… И я очень боюсь этого ужасного шторма, этих огромных волн и этого ураганного ветра…

– Мы и сами всего этого очень боимся, – вздохнула одна крольчиха. – Мы плыли из Австралии в Европу. Но случайно сбились с курса, и нас унесло ветрами и течениями в середину Тихого океана. А здесь на нас обрушился ураган. Он поломал часть мачт и рей нашего судна, разорвал почти все паруса и сломал руль. И мотор у нас сломался. Все очень плохо! И мы совсем не знаем, что делать!

Остальные кролики просто стояли вокруг и подавленно молчали.

– Мы в Австралии, когда собирались в плавание, загрузили в трюм еще один мотор, запасной, – басом произнес капитан, могучий кролик с очень печальными глазами. – Но на этом моторе стоит проклятый кодовый замок. Он требует ужасно сложный шифр. Надо ввести все числа второго десятка в обратном порядке. А мы вообще даже и не знаем, что это такое. Некоторые из нас умеют считать до десяти. Но вообще-то мы никогда не интересовались математикой. Мы просто хотели доплыть из Австралии в Европу…

– Ну… Я могу попытаться тут кое-что сделать, – сказал ежик. – Я попробую. Я кое-что смыслю в математике и в числах второго десятка. Но дело это очень трудное… Где запасной мотор? Куда вводить шифр?

Приободрившиеся и повеселевшие кролики провели ежика в трюм. Там они показали ему здоровенный железный ящик с окошечком и клавишами для ввода шифра.

Ежик постарался собраться с мыслями. Сделать это было, конечно, далеко не просто. Корабль трясло и качало. Где-то во весь голос плакали перепуганные крольчата. В любую минуту судно могло перевернуться и утонуть.

“Как же мне не сбиться? Как назвать все числа второго десятка в обратном порядке без ошибок?” – думал маленький ежик, стараясь не обращать внимания на качку и на плач крольчат.

Он шмыгнул носом и вспомнил древнюю математическую таблицу, которая висела на стене в его домике. Ежик сосредоточился и представил себе всю эту таблицу, особенно ее первый столбец, где как раз и стояли все числа второго десятка по порядку.

И он стал просто называть числа в этом столбце снизу вверх. Ежик как будто бы читал их, начав с числа 20 и двигаясь вверх к числу 11. Он все время представлял у себя в голове древнюю таблицу, как будто бы видел ее у себя перед глазами.

Ежик говорил громко, уверенно и не спеша:

Двадцать.

Девятнадцать.

Восемнадцать.

Семнадцать.

Шестнадцать.

Пятнадцать.

Четырнадцать.

Тринадцать.

Двенадцать.

Одиннадцать.

Десять.

Число 10 ежик добавил просто потому, что ему этого захотелось. Ему нравилось начать с числа 20 и закончить числом 10.

И шифр на замке сработал.

Крышка ящика сама собой откинулась в сторону на петлях. Внутри был мотор. В целости и сохранности.

Несколько дюжих кроликов вытащили мотор из ящика и потащили его, чтобы установить на место сломавшегося. Они быстро все приладили как надо – с помощью больших гаечных ключей и отверток.

– Ура! – закричали все, радуясь, что корабль снова сможет бороться с натиском бушующих волн.

– Но как же мы будем управлять нашим судном? Ведь руль-то сломан! – вспомнил вдруг маленький крольчонок.

И все кролики снова поникли головами.

– Давайте я посмотрю, в чем там дело, – предложил ежик. – Может, еще как-то сумеем починить. Спустите меня с кормы на веревке. И я посмотрю.

Так и сделали. Ежика крепко-накрепко обвязали толстой веревкой, другой конец которой обмотали вокруг основания сломанной мачты. Затем два мускулистых кролика-матроса спустили юного героя почти до самой воды. Там уже виднелся руль. Поскольку корабль сильно качался, руль то целиком показывался, то целиком уходил глубоко под воду.

– Его заклинило пластиковой бутылкой! – крикнул ежик, когда разглядел перекошенный набок руль. – Надо попробовать выбить эту бутылку!

Его тут же втянули обратно на палубу. Кто-то из кроликов притащил большой деревянный шест. Ежик ухватил его обеими лапами и снова опустился на веревке под корму корабля.

И как вдарил изо всех сил шестом по пластиковой бутылке, застрявшей между рулем и днищем судна! Как вдарил еще раз!

И вышиб эту дурацкую сплющенную пластиковую бутылку, которая плавала в океане как мусор и чуть было не привела к кораблекрушению!

– Ура! – снова закричали все кролики.

Ежика втащили наверх и отвели в каюту, чтобы он мог придти в себя. Капитан встал к штурвалу. Мотор заработал. И корабль стал медленно, но верно приноравливаться к огромным волнам и к ураганному ветру.

А маленький ежик, который, конечно же, очень промок, в каюте вытерся досуха большим махровым полотенцем и лег на койку, завернувшись в плотное теплое мягкое одеяло. И уснул, несмотря на качку и рев шторма. Потому что очень-очень устал.

И проспал ежик до следующего дня.

А когда он проснулся, то шторм на море уже ослаб. Корабль весело плыл вперед, слегка покачиваясь на волнах и бодро урча новым мотором.

Ежик потянулся, выбрался из одеяла, слез с койки и поспешил на палубу. Там он застал нескольких взрослых кроликов и целую ораву маленьких крольчат. Малышам надоело сидеть в тесном трюме, и теперь они бегали по палубе, смотрели на море и весело обсуждали вчерашний шторм.

– А ты научишь нас секретному шифру? – спросил ежика один маленький крольчонок. – Вдруг он нам снова пригодится… А то до Европы-то еще далеко плыть…

– Числа от 1 до 10 мы уже знаем, – сказал другой крольчонок. – Но вот дальше мы ничего не понимаем.

– Хорошо, – согласился ежик. – Я вам сейчас все объясню. Тащите сюда ведро с краской и кисть побольше.

И скоро на задней стенке капитанской рубки красовалась древняя математическая таблица чисел второго десятка. Цифры и значки были написаны очень крупно и четко.

Все крольчата столпились вокруг. Взрослые кролики тоже стали подходить поближе, чтобы послушать объяснения.

Сначала ежик просто прочитал вслух всю эту таблицу – строчку за строчкой, по порядку:

11 = 10 + 1

12 = 10 + 2

13 = 10 + 3

14 = 10 + 4

15 = 10 + 5

16 = 10 + 6

17 = 10 + 7

18 = 10 + 8

19 = 10 + 9

20 = 10 + 10

Все кролики – взрослые и маленькие – внимательно слушали.

Шторм на море совсем стих. Корабль почти не качало. На небе тучи постепенно делались уже не такими густыми и темными. Временами даже проглядывало солнышко.

Ежик поднял лапку и сказал громко:

– Как вы видите, любое число второго десятка состоит из числа 10 и еще какого-то из чисел от 1 до 10. По таблице это очень хорошо можно разглядеть. И это надо очень хорошо понимать.

Подошел капитан. И тоже стал слушать. Из трюма повылазили еще кролики и присоединились к уроку математики на палубе. Всем было интересно.

Ежик продолжал объяснять:

– Мы можем для тренировки просто назвать все числа второго десятка по порядку. Вот они слева на каждой строчке написаны. И все вместе они образуют первый столбец этой древней таблицы.

– Можно мне попробовать? – спросил маленький крольчонок, вылезая вперед.

– Конечно, давай попробуй! – одобрил капитан. – Не дрейфь, малыш! Покажи, на что ты способен!

И крольчонок прочитал по таблице:

Одиннадцать.

Двенадцать.

Тринадцать.

Четырнадцать.

Пятнадцать.

Шестнадцать.

Семнадцать.

Восемнадцать.

Девятнадцать.

Двадцать.

Все кролики дружно зааплодировали.

– Знай наших! – с гордостью сказал капитан, довольно улыбаясь. – Мы очень умная команда!

– Да. Вы все очень умные кролики, – согласился ежик. – Просто вам раньше не хватало некоторой математической информации. Так вот. Если вы посмотрите на древнюю таблицу, то сможете по ней прочитать числа второго десятка и в обратном порядке. То есть это здесь числа в первом столбце, но снизу вверх. Это и был шифр на вашем запасном моторе.

– А давайте сделаем это хором, – предложила одна крольчиха.

И все кролики на палубе хором стали называть числа второго десятка в обратном порядке:

Двадцать.

Девятнадцать.

Восемнадцать.

Семнадцать.

Шестнадцать.

Пятнадцать.

Четырнадцать.

Тринадцать.

Двенадцать.

Одиннадцать.

Они замолчали. Но потом капитан спросил:

– А как же число 10? Оно ведь не входит во второй десяток. Оно входит в первый десяток, как все мы хорошо знаем. Числа от 1 до 10 – это как раз и есть числа первого десятка. Это в Австралии любой кролик знает…

– Да, – кивнул ежик. – Но лично мне больше нравится в обратном порядке доходить до числа 10. Ведь оно чем-то похоже на число 20. Оно тоже круглое. То есть у него на конце тоже есть нолик. Нолик – он круглый. Поэтому и числа с ноликом на конце называют круглыми… Вот я и считаю от числа 20 до числа 10. И шифр сработал как раз именно там почему-то. Ну и хорошо.

– Ты нас всех спас! – сказал капитан. – И мы все тебе очень-очень благодарны!

Взрослые и маленькие кролики на палубе согласно зашумели – тоже выражая свою благодарность.

Внезапно рулевой из рубки закричал:

– Слева по борту подводная лодка в надводном положении!

И действительно, неподалеку от них параллельным курсом шла подводная лодка.

Капитан связался с ней по рации и переговорил.

С подводной лодки сообщили, что им требуется знаток математики для глубоководных исследований. Они интересовались, нет ли на корабле кроликов такого специалиста.

– Ну что ж, я бы поплавал и на подводной лодке теперь, пожалуй, – солидным тоном молвил ежик.

Он попрощался с кроликами и пожелал им счастливого пути и благополучного завершения плавания.

– Наверное, мы не будем плыть в Европу, – сказал капитан. – Слишком далеко. И слишком муторно. Мы лучше здесь в Тихом океане где-нибудь высадимся. На какой-нибудь подходящий остров. И станем там спокойно жить. Будем выращивать капусту и морковку… А корабль этот продадим. Мореплавание – это слишком сложное дело для кроликов.

Ежика доставили на шлюпке на подводную лодку. Там его приветствовала команда бобров.

Бобры гостеприимно показали ежику всю подводную лодку изнутри, предоставили отдельную крошечную каюту и предложили чувствовать себя как дома.

После этого капитан-бобер скомандовал погружение. И научно-исследовательская подводная лодка отправилась в глубины океана.