Ежик на подводной лодке

Бобры радушно приняли маленького ежика на подводной лодке. Они показали ему все отсеки, объяснили назначение основных приборов, дали посмотреть в перископ, накормили вкусным супом и даже разрешили немножко подержать штурвал.

Сначала лодка шла на небольшой глубине. В иллюминаторах можно было разглядывать разнообразных морских жителей, плавающих в зеленоватой воде. Ежику особенно понравились кальмары, дельфины и полупрозрачные медузы.

Затем подводная лодка погрузилась глубже. Сюда свет с поверхности океана уже почти не проникал. Да и морских обитателей встречалось значительно меньше, чем в светлых и теплых приповерхностных слоях воды. Зато здесь было очень таинственно и непривычно.

Но вот лодка опустилась еще глубже. Стало почти совсем-совсем темно. Зыбкие и непонятные тени лишь изредка проплывали за иллюминаторами. Капитан приказал выключить освещение внутри подводной лодки. Только кое-где остались мерцать слабенькие огоньки приборов.

Ежик затих, глядя в темноту морской пучины. Ему сделалось немножко страшно. Но он вспомнил про сильную и дружную команду бобров – и сразу успокоился. Чувствовалось, что бобры – очень опытные моряки, не то что кролики.

Лодку сильно качнуло.

– Ничего. Это кашалот нас случайно задел боком, – раздался в темноте спокойный и уверенный голос капитана. – Я этого кашалота на локаторе хорошо вижу. Огромный такой кашалот. Но нашей лодке не страшны ни акулы, ни кашалоты, ни касатки, ни гигантские кальмары… Наша подводная лодка – очень прочная и надежная.

– А куда мы плывем и зачем? – спросил ежик. – И мне хотелось бы знать, зачем вам понадобился специалист по математике?

– Сейчас увидишь, – коротко ответил капитан.

Подводная лодка замедлила ход.

Ежик пристально всматривался в темноту за иллюминатором. И вдруг он увидел там прямые тонкие светящиеся линии. Чуть позже стало понятно, что это светятся ребра огромного куба. Слабые белые полосы, сходящиеся в вершинах куба под прямыми углами, производили просто грандиозное впечатление.

– Мы обнаружили эту штуку во время предыдущего погружения, – сказал бобер-штурман. – Обследовали ее со всех сторон, насколько это было возможно с борта подводной лодки. Выглядит данная конструкция как огромный куб из гранита, который стоит на дне моря. По ребрам этого куба протянулись светящиеся линии. Вроде габаритных огней… Но что это за штуковина, мы еще не поняли.

– Я считаю, что это подводная атомная бомба, – предположил один из матросов. – Правда, не очень понятно, зачем ее спрятали так глубоко в океане…

– А я думаю, что это космический корабль пришельцев с другой планеты, – возразил другой матрос. – Здесь его никто не видит. Здесь у них тайная база. Они исследуют нашу планету…

– А зачем вам нужен специалист по математике? – спросил маленький ежик. И признался: – Вообще-то, честно говоря, я математику всего лишь немножко знаю. Так что я не очень специалист по математике… Но мне очень-очень хотелось побывать на подводной лодке, посмотреть на подводных морских жителей и на глубины океана… Вы уж извините меня, что я вас обманул немножко…

– Да мы и сами математику хорошо знаем, – усмехнулся капитан. – Как же можно иначе плавать по морям? Вся навигация основана на хорошем знании алгебры, тригонометрии и других математических дисциплин. И я сам, и все остальные члены экипажа – все мы великолепно разбираемся в геометрии, в логарифмах и в квадратных уравнениях… Но нам нужен был кто-то со свежим взглядом, кто-то смелый и бойкий, кто-то такой любопытный и сообразительный…

– Ага, – облегченно вздохнул ежик. – Конечно, я умею думать понемножку… И математику чуть-чуть все-таки знаю…

– И что же это за конструкция перед нами на морском дне стоит? Как ты думаешь? – спросил его капитан, поворачивая штурвал.

Подводная лодка медленно поплыла вокруг таинственного огромного куба со светящимися ребрами и вершинами. Он был размером не менее пятидесяти метров и казался совершенно ровным, везде одинаковым.

“Похоже на сказочный домик, – подумал вдруг ежик почему-то. – Наверное, в нем есть потайная дверь. И живет там внутри зеленая инопланетная морская корова с восемью ногами на атомных батарейках…”

Подводная лодка сделала полный круг около таинственного объекта и совсем остановилась. Вся команда смотрела в иллюминаторы и размышляла. Капитан-бобер задумчиво похлопывал плоским хвостом по полу и медленно повторял себе под нос формулы из алгебры – видимо, ему так лучше думалось.

– Я знаю! – закричал ежик. – Я знаю! Это магическая игрушка! Эта штуковина очень похожа на игрушки древних гномов, которые я раздобыл в подземелье! Это просто огромная игрушка!

Бобры озадачено уставились на маленького ежика в темноте.

– Ты прав! – раздался женский голос позади них.

Все обернулись.

Математическая фея непринужденно пояснила:

– Я вчера отправила этого маленького ежика в бурю на корабль кроликов, чтобы он их спас и заодно получше бы освоил древнюю таблицу чисел второго десятка. И вот сейчас я вспомнила про него и собралась перенести обратно в наш северный лес. Но оказалось, что ежика на судне кроликов уже нет. Оказывается, он уже успел перебраться на подводную лодку и плавает на ней в глубинах океана. И здесь он, похоже, сумел внести свой полезный вклад…

– А что это за игрушка? И как в нее играть? – перебил ее ежик, показывая лапкой в иллюминатор.

– Вы можете осветить ее мощными прожекторами, – сказала фея бобрам. – И сами увидите, что произойдет.

Капитан дал команду. Матросы быстро навели на огромный светящийся подводный куб внешние прожектора, которые были укреплены снаружи подводной лодки. Все снова прильнули к иллюминаторам.

– Свет! – приказал капитан.

И сразу восемь мощных прожекторов вспыхнули и осветили мрак подводного мира.

Огромный куб в их свете заиграл всеми красками – словно исполинский драгоценный кристалл.

А потом вдруг превратился в статую бобра. Это был гигантский бобер, высотой примерно в 50 метров. Он стоял на задних лапах, опираясь на палку, которую держал в правой передней лапе. И на его морде сияла широкая улыбка.

– Этот древний магический игрушечный кубик, хранившийся здесь на дне океана, теперь будет вот таким бобром игрушечным, – пояснила математическая фея. – Так устроена эта игрушечная магия. Кубик превращается в статую того существа, которое направит на него мощный поток освещения. Вот поэтому и получился именно бобер.

– А ему не будет скучно? – спросил ежик. – Я понимаю, что он игрушечный, но все же здесь так одиноко в глубине, так темно обычно…

– Ему не будет скучно, – заверил капитан подводной лодки. – Мы много плаваем в этих краях. Так что сможем его навещать. Да и специальные туристические подводные или надводные плавания для бобров с материков можно сюда организовывать… Сделаем вокруг статуи постоянную подсветку, сверху плавучую базу построим, небольшую флотилию экскурсионных подводных лодок здесь разместим…

– Ну и хорошо, – обрадовался ежик.

Затем он попрощался со всей командой бобров-подводников и поблагодарил их за гостеприимство и за очень интересное приключение в глубинах океана.

А бобры поблагодарили ежика за помощь в разгадке этой удивительной глубоководной тайны. Хоть она и не была математической, но сообразительный юный герой сумел ее разгадать верно.

Фея замахала руками – и они с ежиком сразу же очутились в привычном лесу, неподалеку от его домика.

Тут все еще шел мелкий дождик… Осенние деревья роняли желтые листики, которые не спеша кружились в воздухе и медленно падали вниз…

– Спасибо, – сказал ежик фее. – Все получилось очень здорово. Но у меня к тебе есть еще несколько вопросов.

– Задавай! – улыбнулась фея.

– А что теперь дальше будет с теми кроликами? Они доплывут хоть до какой-нибудь земли? А то больно уж они все глупые и лопоухие какие-то… Я опасаюсь, что у них снова проблемы возникнут… Они очень неопытные и неумелые мореплаватели.

– Да уж. Сидели бы лучше в своей Австралии и никуда бы не плавали. Таким надо в огороде морковку растить спокойно, а не по морям приключения искать, – согласилась фея. – Но я могу тебя успокоить. Кролики уже успешно добрались до большого тропического острова и даже уже продали свой корабль. Сейчас они как раз там покупают землю под свои огороды. Будут обустраиваться теперь.

– Отлично! – обрадовался ежик. И спросил: – А что такое алгебра, тригонометрия, логарифмы и квадратные уравнения? Что это? Капитан-бобер на подводной лодке произносил эти слова, когда говорил о математике. Но это же не крепкие морские ругательства? Это ведь, наверное, особые научные слова такие? Да?

– Конечно, это не ругательства, а специальные математические термины, – подтвердила его догадку фея. – Например, в алгебре изучают все те же самые арифметические действия – сложение и вычитание – но не с числами, как ты уже умеешь делать, а с буквами латинского алфавита. То есть вместо чисел складывают или вычитают буковки… И еще другие арифметические действия с этими буковками в алгебре изучают… Но ты сначала с числами научись хорошо считать, а уж потом я тебе и про алгебру все подробно расскажу.

– А тригонометрия? – спросил ежик.

– Тригонометрия изучает разные треугольники, – ответила фея. – Поэтому и тригонометрия, что от слова “три”. Ведь треугольник – это геометрическая фигура, у которой 3 угла и 3 стороны. Правда?

– Правда, – кивнул ежик. – Это я знаю. Но чего в этих треугольниках можно изучать и зачем?

– Можно изучать длины сторон треугольников и величины их углов. Чтобы строить дома, мосты, корабли, ракеты и все такое прочее, нужно многое знать про треугольники, – задумчиво молвила математическая фея, глядя на клин улетающих на юг птиц в небе.

Потом она посмотрела на маленького ежика и сказала строгим голосом:

– А про логарифмы и про квадратные уравнения я тебе ничего пока не скажу вообще! Логарифмы – это не для маленьких ежиков! Логарифмы придумали в давние времена для капитанов кораблей, плавающих по дальним морям – чтобы уметь определять курс по звездам…

И она исчезла, растаяв в воздухе, как и обычно делала.

А ежик поскорее пошел в свой домик. Потому что дождик вдруг резко усилился. И юному герою очень не хотелось снова сильно намокнуть.