Почему я стал сочинять математические сказки

istoria

Сначала я был маленький – и моя мама сочиняла мне перед сном сказки. Я очень любил их слушать. До сих пор помню это радостное чувство. И каждый раз я просил именно новую сказку.

Потом я вырос, выучился на физика, стал взрослым. И у меня появились дети. И я начал сочинять для них сказки – чтобы успокоить перед сном, чтобы развлечь, чтобы рассказать в ненавязчивой сказочной форме что-нибудь полезное…

Это сделалось у нас семейной традицией. Каждый день, перед дневным и перед вечерним сном, год за годом – я сочинял на ходу и рассказывал своим детям сказки. И обязательно каждый раз новые.

Со временем я стал подключать простенькие сказочные сюжеты в наши домашние занятия по математике и по русскому языку. Это всегда были истории, ориентированные на интерес конкретно того моего ребенка, для которого я их использовал в учебном процессе. Благодаря этому занятия делались более живыми, более эффективными.

Должен сказать, что в целом в обучении своих детей я использовал не так уж много сказок. В основном я просто сочинял для них сказочные и фантастические истории, не пытаясь засунуть туда какую-то “математическую начинку”. А обучающие сказки использовал лишь иногда, просто в качестве дополнения к нашим обычным урокам.

Однако, поскольку я учил своих детей не в школе, а дома сам, по форме семейного обучения, то мог свободно строить весь учебный процесс и мог подбирать оптимальное место в нем и для обучающих сказок, мог подбирать их точно в соответствии с текущими учебными задачами каждого своего ребенка. И в целом весь этот сказочно-обучающий опыт получился весьма широким и многогранным.

Наш процесс семейного обучения развивался успешно. Причем, естественно, акцент в нем был на тщательном изучении математики (а потом и физики). Но без особого усиления программы, вовсе не на уровне физико-математической школы, а просто досконально, планомерно, тщательно, с душой.

Потом я стал заниматься репетиторством – понемногу, но разнообразно, с ребятами из разных классов. И это очень расширило мой опыт преподавания математики и физики. В практике репетиторства я пробовал подключать и обучающие сказки, особенно в начальных классах. Иногда эффект был слабый, иногда – более выраженный… В любом случае, как я мог убедиться, сказки оживляют любой урок, помогают заинтересовать ребенка.

Поначалу я использовал только примитивные обучающие сказки. То есть не очень заботился о сюжете, а сочинял прямо по ходу урока лишь бы что-нибудь – просто создавал некоторый сказочный антураж для изучаемой темы. Это были коротенькие сказочные иллюстрации – задачки или объяснения.

В целом же, повторяю, я преподавал математику (в своей семье и в других семьях) самым классическим способом, как меня самого в свое время учили в школе и в институте. И это было основой учебного процесса. А сказки были лишь дополнительным приемом, развлечением, особой фишкой.

Далее мои дети подросли. Но наши домашние сказки перед сном оставались традицией. Просто они изменили свою форму, сделались ближе к фантастике и к фэнтези. Так что я мог продолжать развивать свою “сказочную квалификацию”.

Потом меня пригласили на работу в большой проект ИнтернетУрок. Суть этого проекта – видеоуроки по всем школьным предметам, для всех классов, по всем темам. Руководители ИнтернетУрока в тот период хотели попробовать сделать для учеников начальных классов что-то более интересное, чем стандартные школьный формат. И я предложил включать в занятия обучающие сказки.

Дело пошло весело. Хотя мне и трудно было привыкать к роли видео-преподавателя, к специфическим условиям профессиональных съемок, но сказки для моих уроков по математике и по русскому языку получались живые и вполне обучающие. Да еще к ним стали делать мультики – с простейшей анимацией, но очень качественные в художественном плане.

Однако руководство ИнтернетУрока через некоторое время пересмотрело стратегию. И мы с ними прекратили сотрудничество. Я так понимаю, что мой стиль преподавания математики со сказками и рисунками показался им слишком уж неформальным, слишком далеким от стандартов обучения в школе.

Для меня сотрудничество в ИнтернетУроке стало очень важным и очень полезным опытом. Я существенно продвинулся в понимании того, что такое обучающая сказка, как она работает, какая она должна быть. Мне стало ясно, что это очень прогрессивная, очень многообещающая тема. И я решил далее самостоятельно серьезно развивать линию обучающих сказок по математике.

Но все оказалось не так просто. Основной вопрос, ответ на который я не мог найти несколько лет, состоял в том, какова должна быть пропорция математики и сказочного сюжета. Если делать “много математики”, то обучающая история получается не шибко интересной. А если делать “много сказки”, то получается слабый обучающий эффект.

Я пробовал сочинять различные варианты, размышлял, советовался со всеми, с кем только мог… Но все время упирался в эту дилемму: либо хорошая сказка, но без особого изучения математики, либо изучение математики, но без интересной и захватывающей сказочной истории. И так я мучился и ломал голову пять лет…

В конце концов, в 2016 году я осознал, как сплетать воедино хороший сказочный сюжет и вполне адекватное изучение небольшой темы по математике. Я почувствовал эту концепцию. И сразу же стали сочиняться эти сказки, одна за другой, именно такие, как мне и хотелось научиться сочинять.

Главное, что я понял во время своих творческих исканий: нужно сочинять хорошие сказки. Это основа. Сказочная история должна быть доброй, настоящей, интересной, глубокой, многогранной, волшебной… И в нее естественным образом входит немного математики. Логика сказки и логика изучаемой математической темы переплетены. И переплетены очень тонко, очень структурно тщательно.

Мне бы хотелось, чтобы дети меньше боялись математики и больше ее любили. И чтобы хорошо понимали хотя бы самые основные, самые базовые вещи в ней. Даже если обучающая сказка и не заинтересует ребенка математикой в полной мере, но все же она может уменьшить психологическое отторжение учебной информации, может ослабить противостояние ученика и учебного процесса. А это очень важно!

Мой стиль – это добрые, мягкие, оптимистичные сказки. А еще в них должна быть капелька психологии… Ну и в целом я стараюсь продолжать классическую традицию сказочного творчества. Включение математических знаний в историю приключений героев создает особый танец смыслов и ассоциаций, особую атмосферу сочетания логики и живых естественных эмоций…

Мне очень хочется, чтобы этот поток вдохновения не прервался, чтобы у меня сочинялось много-много математических сказок!